Яндекс.Метрика
Загородное обозрение

СалонПоиск загородной недвижимости

Открыть журнал

Павловск, просвещение и PR

Власть / 16.09.2007

Редакция проекта «Загородное Обозрение»

197022, Санкт-Петербург, Большой пр. П.С., 83

zagorod.spb.ru
info@zagorod.spb.ru

Телефон/WhatsApp:

Авторские права

ЗО Загородное обозрение
Любое произведение искусства можно сохранить, если спрятать. Например, картина будет целее, если лежит в запаснике. Даже здание, занесенное вулканическим пеплом, сохраняется лучше, нежели то, что у всех на виду. С садово-парковым искусством дело сложнее: парк живет до тех пор, пока у него есть почитатели.

В Павловском парке, например, 700 километров дорожек. И если по ним не будут ходить, они просто зарастут. Но сегодня жемчужине садово-паркового искусства, занесенной в списки культурного наследия ЮНЕСКО, нужны не просто почитатели, а люди, доказывающие любовь к этому произведению своим трудом. Журнал «Загородное обозрение» уже объявил о своем информационном спонсорстве программы преобразований в Павловском парке с привлечением людей и предприятий, которым небезразлична его судьба (см. публикацию «Выучиться на помещика», «ЗО», № 6, 2007).

Акция уже дала свои результаты. Например, хостинговая компания «Петерхост» изготовила карты парка на баннере и на стрит-лайнах, появились компании, желающие установить в парке скамейки со своими логотипами, проявили интерес к проекту и компании – участники рынка загородной недвижимости. Все это породило необходимость системного подхода к подобной деятельности в Павловском парке.

Маленькие, но заметные шаги

Как говорит китайская пословица: «Дорога в тысячу лье начинается с первого шага». В случае с парком такой шаг должен быть направлен на то, чтобы помочь людям ориентироваться на территории в 600 гектаров. Облегчить эту задачу можно, если установить скамейки с названиями аллей и пни-указатели. При коллективных усилиях это не слишком дорого. Причем в такую деятельность можно привнести и элемент творчества, например объявить конкурс на разработку дизайна оптимальной скамьи для каждого из шести районов парка. При этом на каждой скамейке найдется место и для названия аллеи, на которой она стоит, и для логотипа компании, установившей ее. Эта акция не останется незамеченной: просторы парка заставляют гуляющих в нем горожан то и дело обращаться к подобным указателям.

Есть и другая возможная точка приложения усилий. На всех входах в парк установлены большие карты, которые систематически страдают от местных и заезжих хулиганов. Ежегодно на замену этих карт тратятся десятки тысяч рублей, но история повторяется из года в год. В нашем городе несколько фирм занимаются производством изделий из вандалоустойчивого стекла. Лучшей рекламы для компании, занятой таким производством, а также для «полевых испытаний» антивандальной продукции и не придумаешь...

Еще предложения? Пожалуйста. Когда-то в парке был приметный павильон – «Новое шале», милая двухэтажная беседка. Замечательная акция для компании, занимающейся ландшафтным дизайном или строительством: создать макет этого сооружения, установить его на историческом месте. Эти действия, равно как и деятельность компании-организатора, не останутся незамеченными.

Зимой (то есть уже скоро) можно воссоздать снежную копию павильона «Старое шале». И мы уверены, что для компаний, специализирующихся в сегменте загородной недвижимости, – это хороший шанс заявить о себе. Именно этот павильон является блестящим образцом загородного образа жизни русских царей: вокруг «Старого шале» императрицей Марией Федоровной был разбит огород, на котором и она сама любила поработать, и ее дети не чурались простого физического труда. Причем размеры павильона и примыкающей территории почти полностью соответствуют параметрам наиболее массовых загородных домов и участков.

Оба мероприятия в случае их реализации наверняка привлекут внимание средств массовой информации. Вспомните, как почти все федеральные каналы и местные СМИ рассказывали о возведении Ледяного дома на Дворцовой площади. И это притом что Ледяной дом был возведен не на своем историческом месте и служил только развлечением. Вышеназванные проекты имеют шанс не только обратить внимание общественности на подлинную историю, но и послужить хорошим напоминанием современной элите о том, что русские цари не брезговали созидательным трудом и не стремились отгораживаться от народа заборами.

Что это даст?

Участие в этой деятельности, безусловно, будет полезным для ее участников. Тем более что такой опыт уже есть: известный ресторатор Сергей Гутцайт на собственные средства восстановил Музыкальный салон в Павловском парке и организовал регулярные бесплатные концерты классической музыки. Там теперь проходят свадьбы, приносящие доход ресторану «Подворье», но едва ли этот доход настолько велик, что покрывает издержки на строительство павильона, его содержание и проведение бесплатных концертов. Даже если это и так – тем лучше, поскольку окупаемость – лучшая гарантия того, что восстановленный павильон не обветшает и не развалится.

Не менее интересен другой пример современного «павловского пиара» – проект велосипедных экскурсий по парку. Реализация его предоставила возможность посетителям не только лучше узнать парк, но и оценить его красоту. Дело в том, что район Белой березы проектировался театральным декоратором Пьетро Гонзаго с таким расчетом, что полнота его замысла открывалась публике именно со скоростью движения верхового. Быстро сменяющие друг друга пейзажи передают не только красоту парка, но и драматургию ее развития: в памяти еще жива одна картина, а она уже сменяется другой – словно выстраиваются декорации спектакля, который возникает в воображении зрителя сам по себе, в зависимости от его настроения. Такая экскурсия оздоравливает как тело, так и душу, создавая отличный имидж медицинской страховой компании, в свое время ставшей спонсором акции.

Но имидж – не единственный результат процесса. Если весь мир шел к частному малоэтажному строительству эволюционным путем, грани между городом и деревней стирались столетиями, то Россия буквально ворвалась на это новое для нее поприще. Для того чтобы разобраться в процессе, только зарубежного опыта мало – есть чему поучиться и у родной истории. В частности, в свое время для обеспечения лояльности местного населения к парку императрица Мария Федоровна не только знакомилась с соседями, как это делали на ее родине, в Германии, а заинтересовывала их в развитии парка. Сама его история – блестящий пример обустройства загородной резиденции таким образом, что люди сплотились вокруг нее на столетия: местное население привлекалось к обустройству парка не принудительно, в качестве бесплатного барщинного труда, а за достойное по тем временам вознаграждение. Общедоступность парка, устройство народных гуляний, благотворительность (сторожами при парковых павильонах стали инвалиды войны 1812 года) и то, что приплод от элитных коров и овец, разводившихся на ферме, отдавался в качестве поощрения хорошим крестьянам, – все это помогло создать величайший парк в Европе. Благодаря такому фундаменту, заложенному основательницей, парк пережил и Гражданскую войну, во время которой замерзающий пролетариат хотел порубить его на дрова, и совсем недавнее смутное время, когда знаменитые подмосковные усадьбы были «распилены» на участки.

Мегапроекты прошлого

К слову, в истории есть убедительный пример того, как развитие парка способствовало развитию бизнеса. После смерти хозяйки (Мария Федоровна умерла в 1828 году) сократились расходы на содержание парка: был упразднен зверинец, значительно меньше стали выделять денег на содержание и чистку парковых прудов. Но в 1837 году произошло событие, которое не только вновь вдохнуло в него жизнь и послужило мощным толчком к развитию. В 1834 го-ду в Россию с амбициозными планами строительства железной дороги Петербург–Москва–Нижний Новгород прибыл австрийский инженер-строитель Франц фон Герстнер. Но сумма 50 миллионов рублей показалась правительству непомерной: у предприятия нашлось немало противников, утверждавших, что железные дороги разорят российские леса, а расходы на их строительство и содержание никогда не окупятся.

Единственным способом преодоления противодействия мог стать только успешно реализованный «пилотный» проект. И он появился: было предложено построить небольшие железные дороги: между Петербургом и Ораниенбаумом и от Петербурга до Павловска. Потом окончательный выбор пал на Павловск (строительство сразу двух дорог также казалось неосуществимым). Любопытно и то, что сам PR-проект, призванный заверить российскую общественность в пользе железных дорог, рекламировался оригинальным для России того времени способом. Было создано открытое акционерное общество «Царскосельская железная дорога», Франс фон Герстнер издал брошюру, в которой убеждал русскую публику в преимуществах нововведения. Тираж 20 000 экземпляров пошел нарасхват, и первые 15 000 акций стоимостью 200 рублей разошлись за несколько дней, составив капитал новоиспеченного предприятия в 600 000 рублей. Спустя полгода Герснер выпустил первый отчет перед акционерами компании тиражом 30 тысяч экземпляров, в котором те подробнейшим образом информировалась, что инициатор строительства провел все необходимые инженерные изыскания, посетил Германию, Бельгию и Англию, где заключил 18 контрактов с заграничными фабрикантами на поставку машин и оборудования. Как человек обстоятельный и заинтересованный в успехе своего предприятия, Герстнер пришел к выводу, что для гарантии успеха необходимы не только экономические, но и культурные мероприятия.

Музыкальный вокзал, построенный в Павловском парке по проекту архитектора Штакеншнейдера, стал новой точкой притяжения посетителей. Здание было оснащено паровой машиной, заполнявшей водой находившийся под крышей резервуар. Вода из резервуара подавалась на кухню и обеспечивала работу фонтанов. Кроме этого, в зрительном зале вокзала был установлен аполлоникон – механический музыкальный инструмент, заменявший по звучанию оркестр из 80 инструментов и также приводимый в движение паровой машиной.

Возложенную на него PR-миссию этот проект выполнил блестяще: к концу XIX века Россия заняла первое место в мире по темпам строительства железных дорог. Интересно другое – появление железной дороги определило дальнейшее развитие парка, который хоть и принадлежал великому князю Михаилу Павловичу, но содержался на доходы Царскосельской железной дороги. За ее счет в парке был построен театр, проведен телеграф. И управление дороги постоянно заботилось о привлекательности парка. Для этого приглашались знаменитые музыканты (Иоганн Штраус отыграл в Павловске 10 сезонов), устраивались праздники и фейерверки. На привлекательность парка работали даже такие мелочи, как бесплатные завтраки для публики, которая порой так увлекалась гуляниями, что задерживалась там до утра. Делалось это вовсе не по причине избыточного человеколюбия администрации и акционеров. Просто самый прогрессивный проект эпохи предполагал все самое лучшее: высокий уровень сервиса, модные развлечения, новейшие технические достижения.

Августовское выездное собрание Ассоциации загородной недвижимости состоялось в Павловском парке. Генеральный директор издательства «Загородное обозрение» Филипп Урбан пригласил участников некоммерческого партнерства выехать за город, чтобы побеседовать о возможностях сотрудничества.

В рамках выездного заседания участники ассоциации рассказали о своих новых проектах, а также приняли участие в велосипедной экскурсии. Общественный PR-консультант Павловского парка Сергей Лихоткин поделился своими мыслями и планами по развитию сотрудничества: «Наш парк состоит в списках культурного наследия ЮНЕСКО, а его дирекция предпринимает все меры по восстановлению и благоустройству. Между тем такой объект безусловно заслуживает особого внимания и изучения со стороны участников рынка загородной недвижимости. Павловский парк – это пример выверенного и продуманного до мелочей «усадебного» проекта, сделавшего единомышленниками и членов императорской фамилии, и работавших в нем крестьян. И я уверен, что сегодняшним специалистам, проектирующим коттеджные поселки, жилые микрорайоны и ландшафтные парки, есть чему здесь поучиться».

В избранном В избранное
1276
Предложения