Яндекс.Метрика
Загородное обозрение

СалонПоиск загородной недвижимости

Открыть журнал

Вокзал — как много в этом слове…

Загородные истории / 31.03.2008

Редакция проекта «Загородное Обозрение»

197022, Санкт-Петербург, Большой пр. П.С., 83

zagorod.spb.ru
info@zagorod.spb.ru

Телефон/WhatsApp:

Авторские права

ЗО Загородное обозрение
Дачники, не имеющие авто или не желающие томиться в многочасовых пробках, выбирают железную дорогу. Протиснулись в воскресную электричку, немного терпения, чуть-чуть тесноты — и вот она, природа! А загородные платформы и вокзалы? Одни удивляют архитектурой, другие поражают убогостью, мимо иных пробежишь — не на чем глазу остановиться. Ведь вокзал в загородной жизни петербуржцев испокон веку был больше, чем просто вокзал.

Не так скоро, как того хотелось бы, но эти очаги дачной жизни возрождаются. И вполне возможно, в обозримом будущем на вокзалах можно будет послушать Бориса Гребенщикова или оркестр под управлением Валерия Гергиева, посмотреть новый фильм в панорамном зале, и даже… отобедать уткой с яблоками, которую приготовит именитый шеф-повар, а подадут вышколенные официанты в униформе! Фантастика? Что ж, мы предлагаем проехать на виртуальном поезде из прошлого в будущее по вполне реальной Октябрьской железной дороге. Сначала на юг, откуда дачная жизнь и начиналась…

Туристический паровоз для царского павильона

Царскосельская железная дорога. Первая в России — и этим все сказано. Запустили ее 30 октября 1837 года. В минувшем году отпраздновали юбилей. Открыли памятник автору проекта этой дороги — австрийскому инженеру Герстнеру. А по рельсам прокатился необычный поезд: современные вагоны СВ тянул пыхтящий паровоз. Было довольно весело. Особенно когда клубы едкого дыма накрывали одетых с иголочки VIP-персон. В XIX веке Царскосельская железная дорога служила исключительно для увеселительных поездок за город. Прокатиться на поезде — это уже удовольствие. Плюс прогулка в Баболовском или Екатерининском парке. А если в Царском Селе не было представителей правящей династии, дозволялось заглянуть и в Александровский. Вокзалов было два. Один — для простых смертных, другой — царский, с императорским павильоном, для венценосных особ и иностранных дипломатов, приезжавших в Александровский дворец. Царское Село — это тишина и покой, отсутствие заводских труб и рабочих поселений. Вокзалы вполне соответствовали, как бы сейчас сказали, имиджу загородной резиденции состоятельных господ. Музейную тишину на городском вокзале нарушали разве что стук колес приходящего поезда, пыхтение паровоза и протяжные гудки. Рослые жандармы несли круглосуточную охрану — одного их вида было достаточно, для того чтобы люди вели себя чинно и благопристойно. Архитектурой вокзал вписывался в общий антураж города дворцов и парков. Что касается царского железнодорожного павильона, то на него ходили любоваться специально! Небольшой, с башенкой и гордо распустившими крылья орлами, он был местной достопримечательностью. Сейчас к бывшему царскому павильону, который находится на Академическом проспекте, по железной дороге не подъехать — нет ее, давно разобрана, и рельсы сданы на переплавку. На том месте, где когда-то ходили царские поезда, стоят жилые дома. Так что придется прогуляться пешком, но беспокоиться не стоит, ведь это весьма увлекательно, учитывая, что Царское Село (ныне город Пушкин, который через три года, если народ поддержит на референдуме, вернет свое историческое название), интересно для путешественника само по себе. Вот только финал прогулки получится нерадостным. Отводя глаза в сторону, местные жители укажут на царский павильон, который… Да, да, к сожалению, больше похож на бомжатник. Тотальная разруха! Парадный вход для государя и его приближенных частично заложен кирпичом, окна зарешечены. Но кирпич выбит, и внутри павильон являет собой одну большую помойку. Несмотря на близость мусорных контейнеров, некоторые аборигены выбрасывают мусор за стены памятника — таковы реалии. Поразительно, но сохранились фрески! И внутри залов, куда можно заглянуть через проломы, и даже в фойе, на выходе из павильона. Лепнина местами осыпалась. Но там, где она осталась, видно поблекшее великолепие…

Примечание

Когда-то на царский железнодорожный павильон ходили любоваться специально! Небольшой, с башенкой и гордо распустившими крылья орлами, он был местной достопримечательностью.

Примечание

Сейчас парадный вход для частично заложен кирпичом, окна зарешечены. Крыша пробита. Гербы полуразрушены — у орлов, кажется, и крылья от бессилия опустились

Но в целом картина удручающая. Крыша пробита. Гербы полуразрушены — у орлов, кажется, и крылья от бессилия опустились. Как подобное стало возможно?!

Примечание

В Великую Отечественную войну бесследно исчезли роскошные вагоны императорского поезда Николая II, которые до 1941 года были выставлены на всеобщее обозрение в Петергофе. Как утверждают краеведы, в последний раз вагоны видели на станции Новый Петергоф незадолго до отступления советских войск. Сегодня подлинный поезд русского императора есть лишь в Финском железнодорожном музее в пригороде Хельсинки.

Глава Пушкинского района Вячеслав Коржов рассказал «ЗО», что павильон был взят в аренду неким инвестором с гарантией восстановления. Но памятник лишь продолжал разрушаться. Сейчас нашелся другой инвестор, и царским павильоном займется не кто-нибудь, а руководитель фонда «Царскосельский карнавал» Игорь Гаврюшкин, известный всему Петербургу по ежегодным городским карнавалам. За три года, как раз к грядущему 300-летию Пушкина, железнодорожный павильон восстановят полностью! Внутри планируется открыть сувенирные киоски для туристов. А рядом с бывшим вокзалом появится стоянка для туристических автобусов, чтобы разгрузить центр города. Но самая сладкая изюминка — отнюдь не сувенирная торговля, а… миниатюрная железная дорога! Ее собираются проложить от царского павильона к Александровскому дворцу и запустить небольшой паровоз с вагонами, так что туристы смогут «добраться поездом» до дворца и вернуться обратно, к павильону, где их будет поджидать на автостоянке автобус. Идея Гаврюшкина получила поддержку комитета по подготовке к празднованию юбилея города, так что в 2010 году на Академическом проспекте будет совсем иная, более радостная картина. Что касается городского вокзала, он, напротив, пребывает в состоянии, близком к идеальному. Железная дорога потрудилась на славу, и получился не вокзал, а небольшой архитектурный комплекс с ажурными каменными арками и отделанными штукатуркой павильонами. На фасаде — барельефы бывавших на вокзале знаменитостей: Державина, Карамзина, Жуковского, Дельвига, Кюхельбекера, Чаадаева. Воссозданы фрески и практически вся внутренняя отделка помещений. И даже электронные пункты пропуска к электричкам, разместившиеся в каменных арках, не портят общего впечатления от старого-нового вокзала. Радует взор и вокзал Павловска. В позапрошлом веке сюда приезжали, чтобы послушать музыку. На вокзале был отличный концертный зал с великолепной акустикой, лучшие оркестры Санкт-Петербурга выстраивались в очередь, добиваясь права выступить на Павловском вокзале перед почтенной дачной публикой… Неутомимый Игорь Гаврюшкин пока не спешит раскрывать все козырные карты, но компетентные люди из околомузыкальной тусовки утверждают, что концертный зал вокзала Павловска хотят вновь открыть к 2010 году. Для того чтобы «раскрутить» этот очаг досуга, устроят выступления нескольких суперзвезд. Недостатка в публике не будет: в районе идет активное загородное строительство, туристов все больше. Купить билет на эксклюзивный «вокзальный концерт» любимого артиста — само по себе интересно!

Восстановили со второго раза, но не все

Возможно, кто-то из читателей, имеющих загородный дом в Петродворцовом пригородном или Ломоносовском областном районе, скептически улыбнется. Восстановленная к юбилею старина, концерты, туристический поезд… Еще о ресторане на вокзале байки расскажите! Когда готовились праздновать 300-летие Петербурга, тоже строили много планов относительно восстановления железнодорожной инфраструктуры. Накануне юбилейных торжеств было сделано громогласное заявление о том, что всю дорогу от Петербурга до Нового Петергофа привели в идеальное состояние: 700 с лишним миллионов рублей потратили на восстановление вокзалов и обустройство прилегающих к ним территорий. А что имеем в реалии? Поехали посмотрим! Петергофская железная дорога, открывшаяся в августе 1857 года (в прошлом году она также отпраздновала юбилей!), была построена акционерным обществом, первоначальный взнос для которого сделал известный меценат барон Штиглиц. Вокзалы Стрельны и Нового Петергофа проектировал не кто-нибудь, а сам Николай Бенуа, который построил здания в необычном, готическом стиле. При этом аура вокзалов была совершенно разной! Вокзал в Стрельне служил местом сбора отдыхавшей на дачах молодежи, на платформе гуляли парочки. А на вокзал Нового Петергофа ездили из-за местного ресторана, шеф-повар которого славился умением готовить свежего осетра. Был и концертный зал. А во флигеле располагался специальный императорский зал, где в ожидании поезда отдыхали венценосные особы. Вокзал Нового Петергофа был своего рода дачным культурно-досуговым центром. Все зачахло после событий октября 1917 года, вокзалы превратились в обычные железнодорожные станции, хотя вокзал Нового Петергофа сохранил статус памятника федерального значения. Как и все остальные памятники, вокзалы Петергофской линии постепенно разваливались. Сначала война, не пощадившая старину, затем отсутствие средств… К 300-летию северной столицы готовились в авральном режиме, поэтому и вокзалы Петергофской линии ремонтировали спринтерскими темпами. В Стрельне сделали фасады, кровлю, гидроизоляцию. В Новом Петергофе — фасады. Причем «подмазали» только парадную часть вокзала, царский флигель не тронули. Там на стене, возле готических башенок, был герб Штиглицев — с тремя пчелами-труженицами. Он так и остался ободранным. Внутри тоже ничего не сделали.

Примечание

В 1864 году Петергофскую линию продлили до Ораниенбаума, а оттуда в морозные зимы прокладывали рельсовый путь по льду Финского залива — до Кронштадта. На ледовом перегоне паровоз заменяли лошадьми, чтобы от огнедышащей машины не таял лед. Так как пассажиров до Ораниенбаума было немного, с 1882 года это направление стали обслуживать «паровозовагоны», в которых будка машиниста, котел и пассажирский салон размещались на одной платформе.

Отпраздновали юбилей города, и… штукатурка начала осыпаться! Потому что спешили. Да еще и ревнители старины подняли скандал: с платформы Нового Петергофа бесследно исчезли уникальные навесы. Пошли разговоры о том, что их видели в каком-то дачном поселке «золотого треугольника». В довершение всего на балконе вокзала, куда выходили когда-то императоры, появилась реклама магазина хозтоваров, открывшегося в царском павильоне, — позор! К прошлогоднему юбилею Петергофской линии затеяли повторный ремонт — с соблюдением всех норм и правил. Полностью восстановили все, что сделал Бенуа, даже цвет отделки. И навесы, которые, как оказалось, просто нуждались в серьезной реставрации, поставили на законное место. В августе 2007 года на вокзал Нового Петергофа вновь ступил Александр II со свитой, и актер, ряженный под императора, возгласил: «Я бы хотел, чтобы этот вокзал стал не только местом, где наши подданные ожидают поезда, но и местом, где всегда проходят балы, концерты и маскарады, ибо прадед мой, Петр Великий, создавал Петергоф как город праздников!» Похлопали в ладоши и… разошлись. Внутренней отделкой вокзалов как Стрельны, так и Нового Петергофа всерьез до сих пор не занимались. Залы холодны и неуютны. Какие там концерты и молодежные тусовки?! Какие балы и рестораны?! Здесь поезд ждать тоскливо и неприятно, даже уникальная резьба по дереву, которым отделаны кассы, не радует глаз.

Примечание

К юбилею Петергофской линии затеяли повторный ремонт — с соблюдением всех норм и правил. Полностью восстановили все, что сделал Бенуа, даже цвет отделки.

Глава Петродворцового пригородного района Валентин Шевченко поведал, что с внутренними работами большая проблема. Железная дорога ищет инвестора, который смог бы сначала восстановить все прежнее убранство станций, а потом организовать их эксплуатацию. Может быть, устроил бы даже те самые балы, маскарады и карнавалы. Но когда это может случиться — даже господин Шевченко не знает. Не повторится ли аналогичная не слишком веселая и совсем не юбилейная история с царскосельской железной дорогой и ее вокзалами? Не должна. Хотя бы потому, что в Пушкинском районе учли весь печальный опыт Петродворцового «соседа», в том числе и по железнодорожной части. Ну а мы завершаем наше небольшое путешествие, но ненадолго, до следующего номера. В мае поедем в северном направлении, вокзалы которого не менее интересны, чем южные, а интерьеры небольших станций достойны дворцовых покоев…

В избранном В избранное
1271
Предложения