Почему зимой дороги ругают громче, чем летом

Для начала давайте разберемся, почему петербуржец, собравшийся погонять по свежему снежку где-нибудь в Приозерском районе, большую часть своего драгоценного свободного времени вынужден тратить на дорогу. Да к тому же нервничать в пробке, вместо того чтобы получать положительные эмоции от общения с зимней природой.

В городе и летом не пробиться. А зимой случаются и снежные заносы, и обледенение покрытия, после чего все движение впадает в длительный ступор. И это несмотря на то, что средств на зимнее благоустройство дорог выделяется достаточно. «Спецавтотранс» жалуется, что дороги в Петербурге, в отличие от Москвы, где состояние магистралей значительно лучше, очень узкие, спецтехнике сложно работать. К тому же мешает припаркованный вдоль проезжей части личный транспорт. Поэтому обочины вечно в грязном снегу и льду, движение замедляется настолько, что пешком идти — быстрее будет.

Ежегодно в начале сезона «Спецавтотранс» проводит показ техники, готовой к зимним работам. И всегда демонстрирует какое-нибудь новшество вроде беспримерной немецкой снегоуборочной машины, способной проникать в самые недоступные дорожные закутки. Но каждый год, как только по заведенной на Руси традиции неожиданно выпадает первый снег, дорожники получают от губернатора или вице-губернатора «неуд» за труды свои праведные.

По качеству благоустройства дорог зимой, согласно итогам прошлого года, Петербург отстает не только от Москвы, но даже от Перми и Архангельска!

Примечание

В Великобритании опробована уникальная дорожная термосистема, чем-то напоминающая систему «теплый пол». Под полотно дороги укладываются специальные отопительные трубки. Летом, когда дорога нагревается, термосистема охлаждает ее, аккумулируя энергию, а зимой отдает тепло обратно, в результате чего снег тает и наледь не образуется. Пока эта система применяется лишь на отдельных участках дорог Туманного Альбиона.

Не без труда, но все же выбраться за пределы городской черты на отдых можно. Кстати, многие известные курорты расположены в пригородных районах Санкт-Петербурга или неподалеку от границы с Ленобластью. Но вот тут и начинаются другие проблемы, связанные с передвижением по областным трассам, которые зимой ругают еще больше и громче, чем летом. Область вкладывает деньги в дорожное строительство и благоустройство, закупает необходимую технику. Намечается даже установить систему видеонаблюдения за зимними трассами! Но лидирующая по стране в плане развития дорожной инфраструктуры Тюменская область в 2007 году потратила на дорожные работы и благоустройство, включающее очистку снега, 15 млрд руб. А Ленинградская область — всего 2,3 миллиарда (без учета федеральных субвенций). Понятно, что под тюменскими дорогами нефть, и там власти могут себе позволить за год тратить такие суммы, которые в Ленобласти и на трехлетку не планируются. Но от осознания этого попавшим в заносы автомобилистам не легче.

Наконец, еще один раздражающий фактор: соль! Именно ею посыпают дороги и в области, и в городе в расчете на то, что снег и лед растают сами собой. Тают плохо, зато от соли страдают автомобили, придорожная растительность, да и человеку пары хлора далеко не на пользу. Весь цивилизованный мир давно уже использует практически безвредный и эффективный 28-процентный раствор хлористого кальция модифицированного (ХКМ), а в качестве дополнительных средств — твердые противоледные реагенты. У нас в ход идут допотопные средства, при этом власти уверяют, что лучше соли (или смеси соли с песком) нет ничего на свете. В минувшем году областным и городским дорожникам было дано строгое указание минимизировать расход соли на один заснеженный метр дорог. Но кто следил за тем, сколько кило «каменки» сыпалось на один «квадрат» и без того изрядно просоленных трасс?

Проехать и не застрять — вот главная задача!

В 2008 году Ленобласть начала передачу трасс федерального значения на баланс российской казны, и это вполне закономерно. Была надежда, что на благоустройство собственных дорог федералы выделят больше средств, нежели в прежние годы. Но мировой финансовый кризис спутал все карты и ждать, что нынешней зимой центр обратит внимание на качество трасс Ленобласти, по меньшей мере наивно. Пока сохраняется прежняя схема ответственности: за благо-устройство дорог в городской черте отвечает профильный комитет Смольного, за областные магистрали — профильный комитет областного правительства. За ответвления от центральных областных дорог, ведущие к муниципальным образованиям (МО) первого и второго уровней, несет ответственность руководство МО, а за подъезды к базам отдыха и дороги на территории баз — собственники территорий. В связи с таким раскладом попробуем пробраться по заснеженным трассам к горнолыжным (и не только горнолыжным) курортам и базам отдыха.

Самые северные горнолыжные курорты — «Красное озеро», «Золотая долина» и «Снежный». Располагаются они в непосредственной близости друг от друга, в районе поселка Коробицыно. Главное, добраться до Коробицына, а уж там можно выбрать, в какую сторону свернуть. Большая часть пути (до поселка Огоньки) проходит по Выборгскому шоссе и трассе «Скандинавия», что избавляет от головной боли. «Скандинавия» — одна из самых загруженных дорог, по ней перевозится огромное количество транзитных международных грузов, поэтому чистят ее с завидной регулярностью. В условиях аномально сильного снегопада случались заторы, но их довольно быстро «растаскивали». А в позапрошлом году из-за снега вдруг стали образовываться километровые пробки. Неудивительно, что был разработан план использования соседних дорог на случай непогоды, — до очистки «Скандинавии». А вот от Огоньков придется сворачивать на дорогу Первомайское—Подгорье—Коробицыно. Этот муниципальный проселочный «тракт» периодически чистят, но лед все равно остается — и оптимальная скорость 40–60 км в час. В случае снегопада путешественника может выручить разве что внедорожник.

Горнолыжному курорту «Игора», расположенному на 53-м км Приозерского шоссе, прямо скажем, с дорогой совсем не повезло. «Игора» — единственный курорт Ленобласти, который Российский союз туриндустрии продвигает на международном уровне. Но чтобы зимой до него добраться… Приозерское шоссе узкое, извилистое, с большими перепадами высоты. И сказать, что оно регулярно чистится, было бы большим преувеличением. На то есть и объективная причина: если командировать спецмашины, они перекроют все движение, а объездов нет. Естественно, при снежных заносах и авариях образуются километровые пробки. Да и без заносов пробки здесь — обычное явление. Пока шоссе не расширят и не обеспечат отдельный въезд в Петербург (в настоящее время Приозерское шоссе сходится с Выборгской трассой в районе Осиновой Рощи), ситуация к лучшему не изменится.

Примечание

Прежде чем отправляться на автомобиле зимой отдыхать за город, следует узнать, расчищены ли дороги, ведущие к интересующему вас курорту. Контактные номера телефонов администрации горнолыжных курортов можно найти на сайте www.ski.spb.ru

Многочисленные базы отдыха, расположенные вдоль северного побережья Финского залива, в наиболее выгодном положении: Приморское шоссе, находящееся в ведении Курортного пригородного района, расчищают систематически — в плане дорожного благоустройства означенный район один из лучших в Петербурге. Так что можно спокойно заказывать домик для отдыха в этом направлении.

И также без проблем можно добраться до горнолыжного курорта «Пухтолова гора», что расположен неподалеку от Зеленогорска, — стоит лишь доехать по трассе до этого курортного города, свернуть направо под железнодорожный мост и по указателю выехать прямиком к склону.

Совсем рядом, в районе Токсова, находятся комплекс отдыха «Северный склон» и горнолыжный курорт «Орлиная гора». Выезд из Петербурга через проспект Руставели, далее мимо поселков Мурино и Токсово, затем по указателям. Дорога до Токсова по областным меркам вполне нормальная.

Ближайшие к Санкт-Петербургу горнолыжные курорты «Юкки-парк» и «Охта-парк» — всего в нескольких километрах к северу от границы мегаполиса. До «Юкки-парка» можно добраться двумя способами: по Выборгскому шоссе до поста ГИБДД, затем направо, на Осиновую Рощу, там до поворота на Юкки, далее по указателям. Но этого варианта есть минусы: часть пути придется пройти по Приозерскому шоссе, а перед постом ГИБДД можно угодить в пробку. Если ехать по проспекту Культуры, далее через поселок Бугры, Порошкино, повернуть на Ленинградское шоссе и до деревни Юкки, то дорога на Бугры и далее — проселочная, разбитая, заледеневшая. Очищается от случая к случаю.

До «Охта-парка» также лучше всего добираться от проспекта Культуры на Бугры, потом свернуть на Кузьмолово, повернуть на Сярьги — и по указателям.

Наконец, самый южный курорт — «Туутари-парк». Место известное: здесь проходят не только всероссийские, но и международные соревнования по зимним видам спорта; отдыхающих более чем достаточно. Кажется, все просто: добрался до 30-го км Киевского шоссе, свернул направо — и на месте. Но даже в рекламных проспектах владельцы «Туутари-парка» честно предупреждают, что зимой расчищаются не все дороги. А все потому, что от Киевского шоссе к парку идет зимник, который в снегопад просто растворяется в окружающих полях.

Добраться до мест активного зимнего отдыха, как видите, не всегда легко и просто. Но можно, если очень захотеть и заранее справиться о состоянии дорог.

Слово экспертам

Дорогам помогут, если кризис не помешает

Регион выделяет все больше средств на дорожное строительство, однако жалоб от автомобилистов меньше не становится. И все потому, что за постперестроечные годы областные дороги пришли в такое убогое состояние, что разовыми финансовыми вливаниями дело не спасти. Ведь трассы необходимо не только латать или совершенствовать, заменяя устаревшее покрытие современным, но и (это самое главное!) расширять с учетом потребностей сегодняшнего дня.

В следующем году область намерена увеличить расходы на дорожную отрасль почти в три раза в сравнении с годом нынешним и довести их до 6,1 млрд руб. А за трехлетку (2009–2011 годы) сумма расходов составит уже 11 млрд. При этом надо помнить, что область активно передает на государственный баланс все федеральные трассы, соответственно, траты на эти дороги должен взять на себя федеральный бюджет.

Что же планируется сделать в 2009 году? На содержание и ремонт дорог пойдут 4,8 млрд руб. Муниципальные образования получат субсидии в сумме 67 млн руб. на ремонт трасс, соединяющих населенные пункты с федеральными или областными дорогами, и еще 40 млн — на развитие уличной дорожной сети в своих МО. Впервые половина доходов, получаемых в качестве транспортного налога, напрямую будет поступать муниципалам.

Однако вице-губернатор Александр Яковлев, представлявший новый бюджетный проект в областном ЗакСе, сделал весьма существенную оговорку: цифры эти — условные. В радужные планы дорожного строительства может вмешаться финансовый кризис, и тогда затраты придется скорректировать. В какую сторону — понятно уже сейчас.

По данным отдела информации правительства Ленобласти