Яндекс.Метрика
Загородное обозрение

СалонПоиск загородной недвижимости

Открыть журнал

Дотянуться… до скульптуры

Декор / 31.03.2009

Редакция проекта «Загородное Обозрение»

197022, Санкт-Петербург, Большой пр. П.С., 83

zagorod.spb.ru
info@zagorod.spb.ru

Телефон/WhatsApp:

Авторские права

ЗО Загородное обозрение
Аксессуары в доме — тема благодатная, неисчерпаемая и индивидуальная. Ведь от стандартных некогда предметов промышленного дизайна нас сегодня отделяет долгий путь. Для современного интерьера имеет значение отнюдь не количество декоративных безделушек, их броскость или внушительные габариты — ценится в первую очередь уникальность обстановки. Неслучайно в солидной обстановке давно нет места пусть даже и эффектному, но безличному искусству: она стойко ассоциируется с авторским творчеством.

Согласитесь, скульптура — более чем достойный способ украсить собственное жилище. Бывает, что она из прошлой жизни переезжает в дом вместе с хозяевами, привнося атмо­сферу прежнего уюта. Иногда ее заказывают специально для нового интерьера, и тогда автор имеет возможность стилизовать ее под вполне определенную обстановку. По понятным причинам скульптура как интерьерный акцент в популярности значительно уступает той же живописи или фотографии: она требует пространства, ее нельзя заточить в нескольких квадратных метрах, ей нужны воздух и свет. Наконец, она привлекает тех, у кого тактильные ощущения превалируют над могуществом визуального образа.

В таких домах и появляется скульптор. Обычно мастера приглашают после предварительного знакомства с его работами, когда становится очевидно, что они близки по стилю и духу. Скульптору Алексею Архипову довелось приложить свои таланты не только в области городского ландшафта. Среди его заказчиков много тех, кто ценит пластику, любит окружать себя произведениями искусства и предпочитает украшать собственные квартиры и дома скульптурой.

— Каким образом происходит знакомство с заказчиком?

— В основном помогают выставки. И особенно персональные. Вот, например, летом 2008 года состоялась выставка в музее-институте семьи Рерихов, где в небольших помещениях целых три месяца экспонировались мои работы. Много заказчиков появилось оттуда. Помимо выставок, сегодня необходимо иметь свой сайт в Интернете. Это то, чем я давно собираюсь заняться. Пока что печатное упоминание обо мне есть только в сборнике «Знаменитые люди города».

Естественно, никто не отменял и извечное сарафанное радио: знакомые знакомых, рекомендации друзей и т. д. Мое творчество посвящено в основном медалям. Поэтому многим заказчикам, которые обращаются за созданием скульптуры для своих интерьеров, я знаком именно по этому профилю.

Кроме того, помогает сотрудничество с представителями прочих творческих профессий, таких, в частности, как кузнецы, витражисты и, конечно, архитекторы. Наверное, сегодня еще рано говорить о моде на авторскую скульптуру в интерьере, но тенденция такая, безусловно, есть. Иметь у себя дома произведения искусства всегда было престижно. И наше время не исключение.

— Что заказывают чаще всего?

— Так сложилось, что мне приходится сталкиваться в основном с городским интерьером. Отсюда своя специфика. Понятно, что скульптура уместна и отлично вписывается лишь в квартирах большой площади, скажем, от 150–200 кв. м. Это элитное дорогостоящее жилье, соответственно, в большинстве своем оно демонстрирует респектабельную классику. Бывает так, что интерьер практически готов, но в нем явно чего-то не хватает. Его начинают декорировать. Иногда в качестве аксессуаров выступает именно скульптура. Она может быть от 7–12 см до 1,5–2 м и более. Например, в одном частном интерьере мне довелось видеть бронзовый портал камина высотой пять метров и длиной — семь. Это был огромный бронзовый горельеф с фигурами хозяев дома в натуральную величину, множеством ваз для цветов и прочими изысками. Наверное, это крайности, хотя, с другой стороны, вполне естественно, что человек обставляет свое жилище и украшает его, как ему хочется…

Для меня, невзирая на сегодняшний кризис, все складывается достаточно удачно: я вновь стал заниматься творчеством, но теперь уже для частного заказчика.

— Скульптура в интерьере больше функциональна или же имеет эстетическое значение?

— Пятьдесят на пятьдесят. Например, не так давно по желанию заказчика я для кузнецов рисовал вешалку. Стилистика — модерн, в соответствии с настроением интерьера. Материал — черный металл, латунь и бронза. Получилась сложносочиненная вещь, с элементами скульптуры, при этом с явным функциональным подтекстом.

Или вот из разряда курьезных заказов. Меня попросили сделать скульптуру, которая призвана помогать разуваться, не наклоняясь. По замыслу, на полу должен лежать рогатый жук, и, чтобы снять ботинок, между его рогами надо поставить пятку, а другой ногой нажать ему на хвост.

А если серьезно, сейчас набирает обороты весьма интересная тематика — дорогая эксклюзивная серебряная посуда. Это кувшины, вазы, подносы для визиток и фруктов, книг; подвесные подносы. Сначала лепится модель, потом отливается в серебре. Такой вещью можно пользоваться, а можно просто на стену повесить и любоваться. Красиво и функционально.

— Расскажите о технологии создания скульптуры?

— Любая скульптура — и бронзовая, и серебряная — вначале лепится из пластилина или глины. По ней делается гипсовая модель — так называемый переходный материал. Затем с гипса снимается резиновая форма — виксинт.

Примечание

Виксинт — резина, которая продается в жидком виде вместе с катализатором. Компоненты смешиваются и застывают, получается прочная эластичная форма, по консистенции напоминающая клей. На нее накладывается гипсовый кожух. В результате получается форма для восковой модели.

После этого отливается восковая модель. Например, с бронзы — толщиной 2–4 мм, а с серебра — 1,5–2 мм. Вся скульптура пустотелая. Если попробовать отлить монолит из бронзы, то получится сплошное недоразумение. Ведь металл остывает и дает утяжки, а значит, неизбежны усадка, дырки и прочие деформации. Не говоря уже о том, что скульптура будет неподъемной.

«Восковку» автор дорабатывает, тщательно проверяет на предмет всевозможных изъянов, после чего отдает в литье.

Грамотный литейщик делает в модели технологическую дыру, куда заливается жидкая керамика или шликер, то есть особая смесь глины с песком. Получается так называемый болван, или внутреннее наполнение скульптуры. Снаружи вся восковая модель также обливается шликером. На нее ставятся восковые летники, которые тоже обливаются. Летники — это трубочки, точнее, цилиндрики. Готовый болван прокаливается в специальном песке или печи с определенной температурой. Керамика спекается, воск выгорает и испаряется. Получается пустотелая форма с болваном внутри. Ее закапывают в особый песок.

Параллельно начинается плавка металла. Его заливают через летники в форму между шликером и болваном. Затем керамика изнутри и снаружи разбивается, внутренняя высыпается через технологическую дыру, а внешняя пескоструится. Металлическое изделие, полученное в результате всех этих сложных манипуляций, нуждается в дополнительной обработке, которой занимается чеканщик. Или же сам скульптор. Это тяжелый труд. Используется специальный ручной и электрический инструмент, в частности шлифовальные машины. Кстати, скульптор вполне может быть чеканщиком, а вот чеканщик скульптором, пожалуй что нет… После обработки на металл наносится патина или тон. Для каждого вида металла — определенного состава.

Так складывается, что во всех этапах создания скульптуры автору приходится участвовать. Хорошо, если есть такой литейщик, которому отдал восковку, и он вернет идеально отлитое бронзовое изделие. К сожалению, так бывает редко. Иногда и вовсе изделие возвращается из двух частей, с какими-то доработками, сварками и т. д.

Как видите, процесс довольно длительный и трудоемкий. На выходе скульптура получается удовольствием дорогостоящим, например, один килограмм изделия в металлической скульптуре в зависимости от качества металла и сложности литья стоит от 1,5 до 2,5 тыс. рублей.

— Вы работаете только с металлом?

— Нет, просто это любимый материал. А так приходится сталкиваться и с гранитом, и с мрамором. Например, одной из моих серьезных работ стали два сидящих гранитных сторожевых льва, выполненные в натуральную величину. Я делал их для загородного дома одного частного заказчика.

Что касается мрамора, то он похож на твердый гипс и с ним работать значительно проще, чем с тем же гранитом. С помощью инструмента из него можно создать все что угодно. Я делал абстрактную, не фигуративную скульптуру.

Пожалуй, после металла предпочитаю камень. А вот дерево на последнем месте. Оно слишком хрупко, к тому же не дает непредсказуемой пластики. Чтобы добиться результата, нужно искать определенные сорта — в дереве очень важна фактура.

Еще один излюбленный материал — глина. Она хранит отпечатки руки, пальцы, впитывает и отдает всю ту энергетику, ради которой и совершается художественный процесс. Главный недостаток — в ней не всегда можно выполнить мелкие вещи.

— А вы все-таки тяготеете к миниатюрной пластике?

— Пожалуй… Я в молодости мечтал стать ювелиром. Поэтому мне легко и приятно работать с маленькими формами.

Вообще, надо сказать, скульптура — это не обязательно 1,5 на 2 м. Бывают и совсем небольшие вещи, размером 10–15 см, граничащие с ювелирными изделиями. Это притом что ювелирной пластикой считаются изделия до 40–50 см. Наверное, еще и поэтому склоняюсь к ювелирке, что обожаю работать с металлом.

Для меня нынешнее время крайне благодатно. Если, скажем, в коттеджном строительстве сегодня наблюдается определенный спад, то с ювелирным искусством ситуация полностью противоположная. Здесь кризиса нет. Дорогие вещи продолжают заказывать, покупать и дарить своим близким. Мне часто приходится делать портреты. Например, изображение в золоте — это отличный подарок тому, у кого уже все есть...

Автору всегда проще работать, если на его пути встречается заказчик, который слышит. В этом случае его можно убедить, что именно такая скульптура подойдет для интерьера, а иногда и вовсе отговорить от подобного способа «оживления» пространства. Например, сегодня популярен минимализм. Как правило, в такую обстановку хорошо вписываются небольшие работы, которые можно удачно расположить на специально предусмотренных, допустим стеклянных, поверхностях. Поэтому в идеале скульптуру в качестве интерьерных акцентов следует планировать заранее. По признанию автора, бывает, что решение о присутствии в интерьере огромных скульптурных форм принимается заказчиком спонтанно и в последний момент. И тогда скульптору, впрочем, как и архитектору, приходится действовать, увы, не в угоду здравому смыслу, а сообразно условиям. Хотя подобное случается редко. Гораздо чаще творчество приносит огромное удовольствие.

На вопрос о том, какие работы запомнились больше всего, Алексей, не задумываясь, рассказал о знаменитых клодтовских конях, которых ему довелось копировать пару лет назад для одного финского заказчика. Наверное, повторить один в один подобную классику — это из разряда высшего пилотажа. Во всяком случае, о своем опыте копирования «Казаков-фуражиров» работы Е. Лансере, хранящихся в Русском музее, скульптор вспоминает гораздо менее эмоционально.

Планов у Алексея Архипова — громадье. Нужно Достоевского поставить в Коломне, Гумилева и Ахматову в Царском Селе. Кстати, выполненный скульптором памятник Гумилеву скоро появится в филфаковском дворике университета. Городу нужен Чайковский.

И наконец, заветная мечта: водрузить в Петербурге фигуру апостола Петра.

Примечание

Досье

Алексей Архипов в 1977 году окончил ЛВХПУ им. В. Мухиной, кафедру «Архитектурно-декоративная пластика». Потомственный скульптор, член СПб СХ, а также ИФА (International Federation of Art). После службы в Советской Армии ушел в свободное творческое плавание, которое продолжалось до конца 1980-х. Сотрудничество с ленинградским экспериментальным скульптурным комбинатом в эти годы приносило редкие заказы. По признанию автора, Ленина ваять довелось лишь однажды — в 1982 году, для хлебозавода. Это был огромный шестинатурный барельефный портрет. Термин «шестинатурный» означает, что изображение вождя по размеру в шесть раз превосходило оригинал. Вступление в 1984 году в Союз художников радикально не изменило образ жизни молодого скульптора, который продолжал заниматься частными заказами. Автор многочисленных медалей и плакет. Из городских работ следует отметить скульптурные изображения орлов — один «сидит» на Доме книги, второй в скором времени устроится на фасаде ДЛТ. Работы скульптора есть в собраниях Государственного Эрмитажа, Русского музея, Исторического и Пушкинского музеев Москвы, в музее Гете в Веймаре, а также в нескольких отечественных и зарубежных частных коллекциях. В выставках участвует с 1980 года. Первая персональная экспозиция состоялась в 1986 году в редакции журнала «Аврора».

В избранном В избранное
2194
Предложения