Яндекс.Метрика
Загородное обозрение

СалонПоиск загородной недвижимости

Открыть журнал

Императорские сады России: быть достойными своего прошлого

Проектирование / 30.06.2009

Редакция проекта «Загородное Обозрение»

197022, Санкт-Петербург, Большой пр. П.С., 83

zagorod.spb.ru
info@zagorod.spb.ru

Телефон/WhatsApp:

Авторские права

ЗО Загородное обозрение
Санкт-Петербург во всем мире известен своими дворцами и парками. Великолепные образцы ландшафтного искусства были созданы в императорской России, но в XX веке и сегодня и лучшие из новых ландшафтов не могут состязаться по красоте с наследием прошлого. Дело и в утрате традиций, и в небольших размерах садов — они создаются в основном на приусадебных участках, которые обычно несравнимы по площади даже с «собственными садами» загородных царских резиденций.

Желание не просто жить в красивом окружении, а быть достойными своего прошлого приводит к новым формам общения специалистов и любителей садоводства. Непременным атрибутом любого региона, претендующего на звание законодателя мод в ландшафтном искусстве, являются различные мероприятия — выставки, фестивали и, разумеется, научные конференции. Причем события не разовые, а регулярные, становящиеся традицией и достопримечательностью.

В Петербурге такие мероприятия проводятся уже не первый год. Пускай наши фестивали и конференции пока не могут похвастаться многолетней историей и делают первые шаги, но они их делают. А значит, со временем, несмотря на малоподходящий для ландшафтных изысков климат и привычки к стандартному набору из газона, водоема и альпинария, и у нас появятся сады и выставки не хуже, чем в британском Челси или голландском Аппельтерне.

В конце мая — начале июня состоялось два таких события. Первое — это II Международный фестиваль «Императорские сады России», а второе — III Международная конференция «Ландшафтный дизайн города: исторические ландшафты и современность». «Императорские сады России» были столь популярны у посетителей, что Русский музей продлил фестиваль на одну неделю. Конференция собрала специалистов по ландшафтной архитектуре.

Фестиваль садов и современного искусства

Выставка-конкурс ландшафтного искусства на фестивале «Императорские сады России» в этом году посвящена лабиринту. Садовые лабиринты совсем не похожи на легендарный и страшный лабиринт Минотавра, ошибка в котором могла стоить жизни. Этот классический элемент больших парков — не просто их украшение, а место, где можно скрыться от посторонних глаз, заблудиться и потратить немало времени в поисках выхода.

После изучения истории и развития лабиринтов в ландшафтном искусстве было введено три номинации. Первая — это лабиринт-орнамент: орнаментальные цветники на основе изображений лабиринта. Вторая — лабиринт-символ: созерцательные дерновые и каменные лабиринты по мотивам исторических и современных аналогов. И третья — лабиринт садовый: интерактивные лабиринты по образу исторических и современных садовых лабиринтов. Разделение очень логичное. Причудливые извивы линий многих цветочных орнаментов напоминают лабиринт — и это сравнение напрашивается само собой. Контрастные кривые камня, гальки и травы притягивают взгляд человека созерцающего и могут открыть ему новые грани мира, когда зритель оказывается снаружи композиции, а его сознание бродит внутри нее, — и получается ландшафтная медитация. Активное взаимодействие с лабиринтом интерактивным подразумевает прогулку в нем и познание нового уже через движение и разгадывание пространственной шарады. Таким образом представлены Восток и Запад, созерцание и деятельность. Концепция, без сомнения, великолепна.

В разных уголках Михайловского сада было выделено 20 участков для размещения конкурсных работ. Наверное, выбирать фаворитов жюри было непросто.

В номинации «Лабиринт-орнамент», где главную роль играли посадки цветов и декоративных растений, победила композиция «Единство и борьба противоположностей» Управления по благоустройству и садово-парковому хозяйству города (участок № 6). Сочетание ярких рабаток, шпалер, абстрактной скульптуры и зеркал создавало интересные пространственные эффекты. Второе место — «Сон Парланда» ООО «Центра ландшафтной архитектуры» (№ 12). В рисунке партера, раскинувшегося на газоне, используются мотивы решетки Михайловского сада. Третье место получили «Четыре века Елагина острова» Центрального парка культуры и отдыха им. С. М. Кирова» (№ 16); серо-зеленые растительные узоры этих рабаток прекрасно оформили перекресток дорожек у входа в парк.

Среди лабиринтов-символов первое место досталось «Северной звезде» французского ландшафтного бюро Tryphême (№ 4). Вертикальные стены, покрытые торфом с высаженными на нем растениями, перемежались зеркалами, создающими необычные эффекты. Второе место — «Сад-Мантра на земле» и «Сад-Мантра на воде» (№ 17–18) академической школы дизайна «твор-Ци». В их основе сине-бело-розовый спиральный объект. Сад на земле был с небольшими яркими рабатками и парой кустарников, а сад на воде — с фонтаном, как и полагается европейскому месту для созерцания, чтобы отвлечь неспокойное сознание европейца от мирских дел. Третье место заняла «Мистерия духа» ООО «Константа-Парк» (№ 8) — попытка отражения классической трактовки лабиринта через эстетику японского сада камней.

Неудивительно, что номинанты на «Интер-активный лабиринт» пользовались большой популярностью, — ходить по лабиринтам интересно и старым, и малым (точнее, дети носились с опасной скоростью). Первое место присудили композиции «Фрагмент европейского лабиринта XVIII века «Сицилианский сад» древесного питомника Lorberg (№ 3). Это настоящий маленький сад с фонтаном, арками из растений, скульптурой и рабатками, который в неизменном виде можно перенести во дворик таунхауса — настолько он компактен и завершен. Второе место поделили композиция «Детский лабиринт по мотивам произведения А. де Сент-Экзюпери «Маленький принц» издательского дома «Землевладелец Северо-Запада» (№ 7) и «Свой путь между Востоком и Западом» ООО «Сакура» (№ 11). Детский лабиринт — игровая площадка со скамьями и скульптурами, образующими замысловатый лабиринт с разными забавами. Растений было не слишком много — редкие представители флоры могут выжить, соседствуя с ребятней. В противоположность ему «Свой путь…» представлял собой настоящие заросли с возвышающимися над ними японскими воротами и портиком с европейскими мотивами. К сожалению, внутрь заглянуть не удалось из-за почти часовой очереди на вход. Модульная композиция «Восприятие лабиринта» ООО «Капитель» (№ 19) и «Авангард» ООО «СпецПаркДизайн» (№ 15) получили третье место «на двоих». «Восприятие» — это приземистый лабиринт, закрытый куполом Фуллера с почти отсутствующим тентом, что компенсируется психоделическими рисунками и завораживающей музыкой. Внутри купола возникают странные, немного мистические ощущения. А «Авангард» — приподнятый над газоном лабиринт деревянных мостков, вдоль которых то тут, то там стоят полупрозрачные ширмы, затянутые красной тканью. На мостках две группы стульев. Контраст красной ткани, зелени травы и деревьев, светло-серых мостков и прозрачных ширм производил сильное впечатление, и в моем личном рейтинге творение «СпецПаркДизайна» заняло первое место.

Ложка дегтя

На фестивале было представлено множество интересных композиций, но эффектнее всего были те, что только с травянистыми растениями либо без растений вовсе. То есть работы и инсталляции, которые оказались ближе к современному искусству, нежели к ландшафтному дизайну.

Михайловский сад — один из красивейших парков нашего города. Не так давно его реконструировали, среди прочего сделали газоны и высадили тысячи луковичных. Газоны Михайловского — едва ли не самые качественные в городе...

Казалось бы, какое это имеет отношение к выставке? К сожалению, самое прямое: ландшафтные композиции, в которые были включены растения, смотрелись не лучшим образом из-за того, что растения эти предстали в… горшках, стоящих на земле. И если для травы или маленького кустика это не было критично, то контейнеры роскошных крупных деревьев оказались чуть ли не по пояс зрителям.

Несмотря на все усилия дизайнеров скрыть емкости с помощью различных ухищрений — их прятали в корзины и кашпо, обматывали декоративной соломкой, засыпали мульчей, отгораживали изгородями, — большая часть композиций вызывала ассоциации с садовым центром. Сходства добавляло и то, что некоторые экспоненты даже не удосужились снять этикетки с растений! Довольно грустная картина по сравнению с садовыми выставками в Западной Европе, где заранее подобранные композиции, привезенные на место и собранные за несколько дней до открытия, являют себя полноценными садами. Наша выставка выглядела временной. Но и калечить газоны ямами ради двух недель в году не следует. Как совместить исторический парк и смотр садов — непонятно. Обычно садовые выставки проводятся в специально отведенных местах, там, где недолговечные творения ландшафтных дизайнеров не вступают в конфликт с парком, например на площадках с набивным покрытием.

Теоретики и практики ландшафтной архитектуры

Перед началом работы «Ландшафтного дизайна города…» проходила встреча с прессой. Ирина Мельничук из Лесотехнической академии рассказала о конференции, ее участниках (ландшафтных архитекторах из 20 стран), учредителях и программе. Не секрет, что проблема сохранения и использования исторических парков и скверов сейчас остра не только в Петербурге и пригородах, но и во многих других городах. На конференции обсуждались вопросы европейского влияния в образцах русского садово-паркового искусства, методика реставрации исторических ландшафтов, сегодняшняя жизнь исторических ландшафтов и опыт интеграции их в современный ландшафтный дизайн, роль исторических ландшафтов как источника вдохновения для сегодняшних архитекторов. Лариса Канунникова, главный ландшафтный архитектор Северной столицы, отметила, что петербуржцы стали лучше относиться к своему городу. Если раньше элементы благоустройства быстро разрушались вандалами, то за последние годы люди научились ценить красоту и хотят, чтобы их дворик отличался от соседнего планировочным решением и элементами дизайна. Интересен тот факт, что жители новостроек трепетнее относятся к благоустройству, чем обитатели центра, — на окраинах вандализма меньше. Такая тенденция радует, поскольку культурная столица и поломанные скамейки плохо сочетаются.

Мне удалось пообщаться с госпожой Дианой Мензиес из Университета Линкольна, Новая Зеландия, президентом IFLA (Международной ассоциации ландшафтных архитекторов). Разумеется, интересовали мировые тенденции в ландшафтном дизайне. По ее словам, сегодня повсюду правит мода на экологию и все популярнее становятся природные сады с использованием местной флоры, которая устойчивее и требует меньше ухода, особенно в сравнении с капризным газоном. Поэтому культивирование местных растений так важно — это расширяет их ассортимент и не дает исчезнуть декоративным сортам.

В избранном В избранное
2285
Предложения