Яндекс.Метрика
Загородное обозрение

СалонПоиск загородной недвижимости

Открыть журнал

ЛуДший фундамент

Загородные истории / 01.08.2009

Редакция проекта «Загородное Обозрение»

197022, Санкт-Петербург, Большой пр. П.С., 83

zagorod.spb.ru
info@zagorod.spb.ru

Телефон/WhatsApp:

Авторские права

ЗО Загородное обозрение
Итак, нас трое друзей, и мы строим дом. А точнее, нечто, называемое простым русским словом «таунхаус». Мы взялись таким образом, дешево и сердито, разрешить свои наболевшие квартирные вопросы.

Трое «профи» в области строительства — дизайнер, журналистка и экономист — бросились изучать интересующую проблему. Доверять, как известно, никому нельзя, только глазом моргни — обманут (строители — они такие, нас предупреждали). И девять месяцев, что символично, мы c упорством неофитов усваивали всякую-разную, нужную и не очень, строительную информацию, прежде чем окончательно запутаться и приступить к главному — возведению фундамента. Разумеется, сами брать лопаты в руки мы не рискнули. А посему нужно было выяснить: что, кто и почем?

С «что?» дело прояснилось довольно быстро. Участок у нас длинный и узкий (13,5 х 40 м) — в таких рамках с проектом особо не разбежишься. Поэтому конфигурация основания 6,8 х 19,2 м была определена как единственно возможная. Дом из ячеистого бетона, в три этажа — конструкция не так чтобы легкая. А грунт пучинистый. Все консультанты были единодушны: фундамент может быть только одного типа — монолитная плита.

«Кто?» — это главный вопрос. Выбирать подрядчика, говорят, следует с большей тщательностью, чем жениха. Ибо, в отличие от спутника жизни, у дома срок эксплуатации, по статистике, куда больше. Еще и потомкам, дай Бог, хватит. У нас не было никого, кто мог бы сосватать проверенного строителя. А потому пришлось, вооружившись только теорией, самим вести поиски.

Переговорили мы с невероятным количеством фирм, фирмочек, бригад и иностранцев с лопатами. Большинство, еще не успев проголодаться на волне кризиса, озвучивали такие цены на свои услуги, что мысли время от времени возвращались к покупке хрущевки в каком-нибудь престижном месте недалеко от КАД. В своих поисках мы дошли даже до знаменитых Равшана с Джамшудом и уже почти отчаялись, но встретили наконец вызвавшего доверие человека. Он грамотно и понятно отвечал на вопросы, предлагал посмотреть свои объекты и не испугал ценником. Конечно же, в идеале дом следует строить с одним подрядчиком и не менять коней на переправе. Мы попросили составить смету на весь предстоящий спектр строительных работ. Стоимость родных стен в комплексе опять вызвала грусть и разочарование…

И тут одна моя знакомая, наблюдавшая наши метания, вспомнила, что изредка проводит время в прекрасном загородном доме своего приятеля. А он — вот удача — строитель. Так мы познакомились с Сергеем, гендиректором небольшой строительной фирмы. По его словам, организация успешно строит дома «под ключ», включая отделочные работы, не задирает цены и все делает быстро и качественно. На официальном сайте красовался слоган: «Лудший ремонт» (вот задачка — в первой или в третьей букве ошибка?). Смета удовлетворила. Старт 9 апреля, и уже 28 апреля, согласно договору, мы должны были получить свой фундамент.

Примечание

Ошибка номер 1

Утомленные поиском подрядчика, мы забыли простую истину: лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать. Не столь важно, что говорит подрядчик, — важно увидеть своими глазами его работу. И сделать это до, а не после. Мы не взглянули на построенные этой организацией дома, не пообщались с ее заказчиками, не поинтересовались их впечатлениями от сотрудничества. То есть мы не потрудились получить хоть какую-то информацию о своих будущих работниках. Посмотрели, что лицензия есть, — и ладно.

А дальше вспоминается мультик про стрижку льва…

— Ну что, готово?

— Не готово.

— Готово?

— Не готово…

Примечание

Ошибка номер 2

Нельзя поддаваться заверениям, что договор — бумага стандартная: «Мы ее всегда используем». Этот документ регулирует отношения между заказчиком и исполнителем, и будет иметь первостепенное значение при возникновении недоразумений. Заказчик может и должен вносить в договор поправки и убирать не устраивающие его пункты. А пункты такие, конечно же, будут. Например, о штрафных санкциях, которые должны быть прописаны очень четко и реалистично.

А не как в нашем случае: при просрочке более чем на один месяц подрядчик выплачивает заказчику 0,01% за каждый день. С таким процентом можно безболезненно простаивать годами. Безболезненно для подрядчика, разумеется.

После майских праздников наконец звонок.

— Жду остаток денег, срочно! Мне надо расплачиваться с поставщиком бетона!

— Пардон муа, но мы же еще не видели фундамента…

— Повторяю: деньги нужны немедленно и полностью.

Начался этический шантаж. Это тоже обычный прием: хорошенько запугать и обобрать клиента. К такому напору мы не были готовы. Но договорились-таки встретиться на фундаменте с деньгами через два часа.

Примечание

Ошибка номер 3

Итак, вот он, наш фундамент. Уже издалека мы сделали для себя открытие, что плитные фундаменты бывают не только заглубленными в землю, но и возвышающимися над ней эдак на метр. Подойдя поближе, мы увидели, что это неправильный разновысокий параллелепипед с волнистыми сторонами и неровными краями. Даже непрофессионалам было понятно, что работа выполнена отвратительно.

И тем не менее, пока мы удивлялись, деньги из нашего кармана плавно перекочевали в карман строителей. Только к вечеру, когда эмоции улеглись, мы сообразили, что натворили: полностью рассчитались за безобразный фундамент, который обязательно потребует дополнительных затрат сил, времени и средств. И что теперь будет очень проблематично что-то требовать от наших подрядчиков.

Радует, что мы не совершили очередную глупость с подписанием акта приемки-передачи. В общем, деньги отдали, а бумагу, как Сергей ни настаивал, не подписали (хотя лучше было бы наоборот). Впрочем, в договоре подрядчик предусмотрел удобную для себя формулировку: «Работы считаются принятыми, если нет письменного мотивированного отказа со стороны Заказчика в течение 5 (пяти) рабочих дней». Мы бросились письменно мотивировать, а в это время наш подрядчик с чувством глубокого удовлетворения грел изможденное непосильным трудом тело на египетском пляже. Пока он отсутствовал, мы в экзальтации демонстрировали наш фундамент всем желающим и нежелающим. Конструкция вызывала все больше и больше сомнений. Было решено обратиться к независимым экспертам.

Экспертиза подтвердила наши опасения, заключив, что фундамент сделан с грубыми нарушениями. Вот только некоторые из них:

- общий уклон плиты больше предельно допустимого;

- существенные отклонения в геометрических размерах конструкции;

- длина плиты на 240 мм меньше проектной;

- поперечное сечение плиты на 100 мм меньше проектного размера (350 мм);

- отклонение от прямолинейности форм из-за низкого качества опалубки;

- фановые трубы проходят через плиту без обертывания гидроизоляционным материалом;

- трубопроводы канализации заложены в плиту фундамента с наклоном, в то время как они должны быть строго вертикальными;

- некачественная засыпка, забитые выводы инженерных сетей из-под плиты.

Проще говоря, злодеи сэкономили на всем: и на качестве работ, и на материалах. Там недолили, здесь недосыпали… Например, то, что называется опалубкой, представляло собой фанерку, по прочности больше похожую на картон. Неудивительно, что края пошли волнами. Из-за того что фундамент не был заглублен, а, напротив, на метр выступал над землей, нам пришлось уменьшить высоту помещений, чтобы вписаться в нормативы.

К тому же не радовала перспектива сокращения жилплощади из-за несоответствующей проекту длины плиты. Кстати, поднятый фундамент подрядчик объяснял тем, что в вырытом котловане образовался бассейн. А такое понятие, как дренаж, ему, по всей видимости, не было известно.

Мы предъявили список претензий строителям с требованием в пятидневный срок устранить недочеты, дабы не доводить дело до суда. Тем временем их белорусские коллеги, с которыми мы вели переговоры в самом начале пути и к которым теперь обратились за консультацией, составили альтернативную смету на ликвидацию бедствия — сумма составляла примерно 25% общей стоимости фундамента. Разговоры с горе-подрядчиками продолжались недели три. Все это время нас забрасывали ежедневными обещаниями сделать все в лучшем виде и, что уж совсем наглость, уговаривали продолжить сотрудничество. Промелькнул и откровенный шантаж: ну, мы все исправим, подумаешь — ерунда, но только если вы продолжите с нами работать…

Честно говоря, интуиция подсказывала, что не стоит их больше подпускать к фундаменту. Было подозрение, что у этих «профессионалов» руки неправильно растут, и переделают они так, что исправление обойдется еще дороже. Интуиция не обманула. Спустя месяц мы увидели переделку... На плите красовалась застывшая масса неизвестного происхождения. Причем не равномерно распределенная по всей поверхности, а положенная локально и куда рельефнее, чем прежде. Особенно воодушевляющее прозвучали слова прораба, симпатичного нетрезвого джентльмена: «Я не гарантирую, что дом развалится, но и не гарантирую, что не развалится». Тут уже на осмотр фундамента были одновременно доставлены все оптом: эксперты, подрядчики, архитектор, строители со стороны…

Пока все недоуменно разводили руками, главный злодей с достоинством орла утверждал, что основание дома еще не готово. Напоминание о том, что идет третий месяц, как мы ждем окончания возведения фундамента, также нисколько не смутили нашего визави. В общем, решено было сворачивать отношения, изыскивать средства на доработку и передавать все это хозяйство в умелые руки других строителей.

Примечание

Ошибка номер 4

Просчитавшись и получив плачевный результат, мы опять наступили на те же грабли. С первого раза было ясно, что материалы и их количество, скорость и качество выполнения работ даже приблизительно не соответствуют договоренностям. А потому следовало на время доработки поставить над спинами строителей строгого дядьку с дубинкой, чтобы проверял-перепроверял-гонял-подгонял. И желательно со строительным образованием и опытом. Иногда это называют технадзором. Мы же отчего-то возомнили, что и без того нагнали страху на работников, что теперь у них проснется совесть и они доведут дело до ума.

В качестве «подарка» фирмы мы получили: сломанные ворота садоводства, убитая дорога, развороченный водопровод, перерезанные электропровода, поврежденные плодово-ягодные посадки пожилой дамы, обиженных соседей.

Список бонусов мы прилагаем к иску. Ах да, впереди суд…

Виктор Ермаков, строитель с многолетним стажем:

Прежде всего хочу заметить: попытка построить дом по принципу «Я его слепила из того, что было» обречена на провал. Конечно, дома такие строятся, и в них даже живут люди, но жилища эти не соответствуют нормам энергосбережения, санитарии, безопасности и комфорта. Такое положение дел объясняется не столько уровнем квалификации строителей, сколько принципиальной дороговизной цели — индивидуального дома, отвечающего всем современным требованиям.

Дабы читатели не попали в беду при строительстве дома, им в первую очередь необходимо знать и помнить, что дом строится только по проекту, в том числе в садоводствах. (Статья 51

Градостроительного кодекса, позволяющая строительство в садоводствах без специального разрешения, при ближайшем рассмотрении теряют свою привлекательность — слишком дорого такое строительство порой обходится.) И фундамент тоже. Вернее, и фундамент ТЕМ БОЛЕЕ. Но такое категоричное предписание не стыкуется с жизненными реалиями.

Предположим, участок для застройки у вас есть, разрешение на строительство уже получено, соответственно, и проект дома тоже имеется. Вот тут самое время задуматься о проекте фундамента. Так уж заведено у архитекторов, что обычно свои типовые проекты домов, ласкающие взор со страниц глянцевых каталогов и экранов компьютеров, они представляют без проектов фундаментов.

И правильно делают, ибо им ничего не известно ни о составе грунтов, ни о глубине залегания грунтовых вод на вашем участке. А уж если и возьмется архитектор проектировать фундамент к типовому дому заранее, то постарается заложить максимальный запас прочности — благо не ему за это платить. Но, слава богу, большинство старается избегать воплощения в жизнь подобных оторванных от реальности дорогостоящих прожектов.

Итак, какие шаги должен сделать будущий домовладелец для получения проекта фундамента. Необходимую для разработки проекта информацию, в том числе о составе грунтов, дает геологоразведка. Проведя геологоразведочные работы на участке и имея на руках заключение с таблицей из десятков параметров, можно обращаться к архитекторам для составления проекта фундамента. И наконец, получив проект и рекомендации, можно приступать к поискам подрядчика.

С ним надо заключить договор, каждый пункт которого должен быть вам ясен и понятен. Заключение договора сопровождается составлением сметы, в которой подробнейшим образом описываются все расходы, материалы и работы. Но на этом дело не заканчивается: по ходу строительства необходим поэтапный контроль ведения работ, применения материалов, соблюдения технических регламентов.

В избранном В избранное
12965
Предложения