Яндекс.Метрика
Загородное обозрение

СалонПоиск загородной недвижимости

Открыть журнал

В компании с альстромерией и фаленопсисом

Декор / 31.10.2009

Редакция проекта «Загородное Обозрение»

197022, Санкт-Петербург, Большой пр. П.С., 83

zagorod.spb.ru
info@zagorod.spb.ru

Телефон/WhatsApp:

Авторские права

ЗО Загородное обозрение
Цветы — тема особая. Уже хотя бы потому, что они живые. Мы традиционно дарим цветы к торжеству и в день свадьбы, на юбилей и просто так, без всякого повода. В сознании большинства они укладываются в привычную схему: «цветок — букет — ваза». Меж тем в последние годы цветочная экспансия в нашей жизни приобретает характер явно более широкий: отбросив стандарты, искусство украшать интерьер живыми цветами становится полноправным способом превращения обыденности пусть в недолгий, но праздник.

Парадоксально, но факт: во всем мире профессия художника-флориста считается привилегий сильной половины человечества. Россия в этом смысле исключение: именно женскими руками у нас создается большинство изящных цветочных композиций.

И если, скажем, в жанре свадебной флористики, не только предполагающей виртуозное обращение с цветами, но и требующей подчас ювелирных манипуляций с иголкой, бисером и жемчугом, это вполне оправданно, то в классической технике спирального букета слабые женские руки — подспорье далеко не самое лучшее.

Доводилось ли вам получать в подарок охапку из сотни метровых роз? Те, кто на этот вопрос могут ответить утвердительно, наверняка посочувствуют художнице Виктории Беловой, которой не раз приходилось бывать в такой ситуации: мужчина, желающий оказать своей даме сердца подобный знак внимания, обрекает флориста на огромные физические нагрузки. Ведь мало того, что каждую розу, по правилам хорошего тона, необходимо освободить от шипов, нужно еще составить идеально круглый букет. А он создается в течение нескольких часов, монотонно — от центра по спирали, постепенно набирая вес. В итоге не всякая избранница удержит такой подарок.

А вот хрупкая Вика справляется: руки давно натренированы, опыт помогает создавать очередной шедевр, а природная безукоризненность цветка вдохновляет и дает силы.

Возвращение НЭПа

Осень — замечательное время года. Сама Виктория, как и ее коллеги по «Мастерской», убедилась, что именно осенью создает свои лучшие букеты и композиции. Она обожает работать с каркасом из листьев, мха, веточек деревьев и прочих материалов. Так называемые сезонные работы, например с яблоками, перцами и кукурузой или «вырастающие» из тыквы или арбуза, выглядят порой весьма неожиданно. А ведь заказчик довольно часто хочет получить необычные композиции, которые заметно оживляют интерьер кухни-столовой или гостиной. Оригинально смотрятся и работы с игрушками, кузнечиками, куколками, мишками и т. д., предназначенные самым маленьким.

Умение всякий раз найти нечто новое помогает в сотрудничестве с кэтринговыми компаниями: оформление свадеб, фуршетов, вечеринок, в том числе тематических, — это всегда простор для фантазии художника. Вика вспоминает, как всем коллективом пришлось изрядно потрудиться, оформляя интерьер в ледяном стиле Снежной королевы. Или создавая атмосферу в духе НЭПа. А на одну из вечеринок «выращивали» двухметровый кактус из цуккини.

Надо сказать, что традиция праздновать канун Дня всех святых довольно быстро привилась на отечественной почве, поэтому оформление интерьеров в абсолютно разных тематиках стало для Виктории делом привычным. Так, для одного из корпоративных Хеллоуинов был создан цветочный римейк культового «От заката до рассвета». В главных ролях выступили искусственная паутина и синюшные цыплята, которых для большей убедительности пришлось искупать в фиолетовых чернилах.

Когда кричат вокруг все «Горько»!

Диапазон художника-флориста Беловой на самом деле впечатляет: от ироничных, порой хулиганских цветочных выходок, спровоцированных фантазией, до выражения самых изысканных и нежнейших взаимоотношений цветов и зелени. Во время нашей беседы Виктория составляла изумительные по красоте цветочные композиции для свадебного стола. Превалирующий цвет — естественно, белый. Первые ноты сыграли листья гэлакси. Затем зазвучала зелень берграсса, которую Вика умело заплела вокруг. Чуть позже вступили веточки эвкалипта. Кодой стала огромная белая гортензия в центре. Подпевали ей большущие головы белых роз, в аккорде с которыми была отлично слышна белая фрезия. Легким стаккато прозвучал ландыш.

Подобная композиция предназначалась для очень состоятельной VIP-персоны, ведь белая гортензия считается, пожалуй, одним из самых дорогих цветков. Да и ландыш, по правде говоря, недешев: цена одного цветка (одной веточки) от 100 до 150 руб., так что, несмотря на, казалось бы, отнюдь не аристократическое происхождение, присутствие его в композиции — большая роскошь. Так же как свадебный букет из подснежников — большая редкость. И в том и в другом случае дороговизна, что называется, по размеру — и ландыш и подснежник трудно сравнить, скажем, с веткой орхидеи, в которой считается каждый цветок.

Как признается художница, свадебная флористика — ее конек. Помимо любимых ею цветочных платьев и шарфов с цветами (все это для моделей, встречающих гостей), при этом необходимы ювелирные украшения: браслеты, броши, бутоньерки, колье с использованием декоративной проволоки, заколки, цветочные сумочки в качестве подарков и комплиментов участникам церемонии — обязательные атрибуты многих сегодняшних свадеб. Здесь непременно присутствуют бисер, жемчуг, бусины, дополняющие великолепные живые цветы. А чего стоит такое изобретение, как украшенный живыми цветами прозрачный полиэтиленовый зонт, под которым любая петербургская невеста будет чувствовать себя уверенно даже под проливным дождем.

От барокко до наших дней

Вика рассказывает, что каждая ее работа начинается с тщательного подбора цветов. Если речь идет об оформлении интерьера, то цветы должны подходить по стилю не только к тематике предстоящего мероприятия, но и к имеющемуся убранству помещения. Ориентироваться в интерьерных стилях и особенностях декоративно-прикладного искусства той или иной эпохи художнице во многом помогают лекции известного историка моды, телеведущего, искусствоведа Александра Васильева.

Казалось бы, цветы — субстанция прекрасная сама по себе, не подверженная влиянию окружающего мира. На самом деле, как в любом искусстве, во флористике все намного тоньше и сложнее. Например, для стилей рококо и барокко характерны фрезия, роза, в том числе кустовая, лизиантус, а также всевозможная экзотика. Дело в том, что расцвет барокко, пришедшийся на период после крестовых походов, был отмечен проникновением в Европу заморской невидали и в том числе экзотических овощей, фруктов и, конечно же, цветов. К барочному интерьеру, кстати, великолепно подходят тюльпаны. В Европе они оказались редкостью, которая появилась в Средней Азии (в нашем же Казахстане!), оттуда попала в Турцию, а уже потом была завезена в Европу. Да и сегодняшние тюльпаны — родом вовсе не из Голландии, как сегодня считается, а из Эквадора.

А вот для классицизма более характерны гладиолусы и антуриумы. Хотя, естественно, классика тяготеет к классике. Поэтому роза — классика цветочного жанра — уместна всегда. Модерн неизменно ассоциируется у ценителей с ирисами и цветком лотоса, это общеизвестно. «В стилистике модерна также изумительно смотрятся орнитогалум и орхидея», — добавляет Вика.

Цветочные композиции сегодня все чаще заказывают для домашнего интерьера. Скажем, к обеденному столу, на каминную полку. Да и просто напольные — поставить перед зеркалом, у лестницы, при входе в залу и т. д.

Виктория: «В таких случаях заказчик привозит с собой фото. Ведь художнику нужно точно «попасть» в интерьер. Я всегда очень внимательно слушаю заказчика — мне нужно не только понять, что он хочет, но и уловить возможную нелепость, несуразность. Если явный диссонанс — пытаюсь отговорить. Например, во всем мире сочетание красного и белого считается траурным. Поэтому стараюсь убедить отказаться, допустим, от дуэта красных роз с белой хризантемой. Кстати, последняя считается траурным цветком во Франции, поэтому необходимо удостовериться, что на званом вечере, оформленном этими белыми красавицами, не будет французов».

В беседе выяснилось, что настольная композиция не должна быть выше 18 см, чтобы гости, сидящие визави, могли беспрепятственно друг друга видеть и общаться. Исключение делают для помещений с высокими потолками: чтобы визуально опустить их, на столе используют высокие фрезии, арнитогалумы, брадею, нерине на проволочном каркасе. «А вот букет, предназначенный для встречи из роддома, должен быть почти без запаха. Поэтому для него идеально подойдут альстромерия, гербера, лизиантус, тюльпан, орхидея или гортензия», — объясняет Виктория.

В помощь мастеру

Сегодняшняя флористика использует целый арсенал подручных средств, призванных облегчить труд художника-цветочника. Однако основная их задача — продлить жизнь этих недолговечных украшений, создающих нам настроение и делающих жизнь намного красочнее.

Одно из наиболее известных приспособлений — специальная флористическая губка. Незаменима при создании цветочных композиций, великолепно впитывает воду, так что воткнутые в нее свежие цветы могут простоять минимум неделю. В сухом виде губка напоминает пластилин или масло — во всяком случае, так же легко режется ножом.

Еще одно необходимое средство — клей для живых цветов. Он надежно заклеивает капилляры, благодаря чему вода из растений не испаряется.

Виктория: «В свадебной флористике применяется техника тейпирования с использованием ваты, проволоки и специальной тейп-ленты, покрытой воском. Коротко обрезанный цветок погружается в смоченную водой вату, обматывается проволокой, а затем тейп-лентой, которая не позволяет воде испаряться.

Кроме того, во флористике известны клееная техника и смешанная. При создании букетов различают параллельную и спиральную техники. С помощью последней собирают традиционные круглые букеты. Параллельная используется для создания букетов-жезлов, которые принято дарить мужчинам».

Практически во всех техниках в дело идут пробирки. Они широко используются в композициях с орхидеями, фрезией, герберами, лизиантусом, душистым горошком. Но не подходят для роз и тюльпанов — этим цветам нужно много воды.

Для создания всевозможных декоративных эффектов существуют различные краски, блестки с ПВА, воск, который распыляется на листья цветка и не дает влаге испаряться с их поверхности. Чтобы стебли не загнивали в воде, используют кризал. Это средство актуально для местных цветов, таких как ромашка, гиацинт или хризантема. Композиции из них встречаются крайне редко, поскольку требуют не только ежедневной смены воды, но и мытья вазы после них. Впрочем, интенсивное гниение клеток стебля характерно и для некоторых экзотических видов — этим страдают каллы и антуриум.

С явным потенциалом

Виктория рассказывает, что еще лет десять назад в Петербурге не было такого количества экзотических цветов. Присутствие того или иного экзота в букете, а тем более в интерьере дома было скорее исключением — по особому заказу и за сумасшедшие деньги.

Сегодня ситуация крайне благоприятна для художника-флориста. Наряду с десятками сортов роз в его арсенале заморские дельфиниумы, симфорикарпосы, сандриана Вайт, дендробиумы и многие другие редкие гости. Тем же фаленопсисом — в простонародье орхидеей — в наши дни давно никого не удивить, равно как и его ценой. Кстати, в списке наиболее дорогостоящих экзотов орхидеи и нет, а лидерами считаются протея, хеликония, антуриум, ванда, каллы.

Впрочем, материала с лихвой хватает и среди местных видов. В частности, Виктория много работает с цветами, выращенными по голландской технологии под Петербургом.

А значит, может создавать композиции из роз, у которых и «рубашка» еще не снята, что, как известно, является главным признаком свежести. В специальной губке эти розы простоят не менее двух недель.

Как и специалисты любого другого жанра оформления интерьера, флористы любят предварительно беседовать с заказчиком. Для создания действительно красивой композиции необходимо определить стиль окружающей обстановки, подобрать идеальную цветовую гамму, выяснить характер домочадцев, наконец, найти нужные цветы. Виктории иной раз достаточно десяти минут, чтобы создать эффектный подарочный букет. А иногда для рождения цветочной композиции требуется 5–6 часов, а то и более.

Рассказывая о необычных заказах, которые довелось выполнять, Виктория вспоминает цветочную композицию, заказанную к юбилею одного из фанатов «Зенита» его друзьями. Предстоящий сюрприз долго обсуждался, после чего флорист несколько часов клеила из цветов сине-бело-голубой шар диаметром 40 см, символизировавший, как нетрудно догадаться, футбольный мяч. В нем открывалась крышка, и в воздух взмывали десятки разноцветных бабочек.

Виктория: «Один забавный случай рассказала мне хозяйка нашей «Мастерской». Несколько лет назад впервые приехавшие в Россию голландцы, гуляя по Питеру, восхищались его великолепием и при этом никак не могли понять, почему вокруг так много траурных букетов — знаете, таких односторонних, с веткой пальмы или папоротника в качестве фона. В Европе, подобные, прощаясь с усопшими, принято класть на крышку гроба… Трудно было объяснить иностранцам, что у нас, в отличие от них, это просто ларечный вариант цветочного «дизайна». Как профессионал, я испытываю чувство гордости за российскую флористику, поскольку такие образчики «высокого стиля» встречаются сегодня все реже. Зато все больше людей обращаются к художникам-флористам, чтобы заказать не просто красивый букет или композицию, а идеально соответствующий поводу — по характеру, форме и стилю.

Слово экспертам

Досье автора

Виктория Белова

Художник-флорист, занявший первое место на чемпионате Санкт-Петербурга по флористике «Невский флер — 2004». Тогда мастер представила на суд жюри поддон с водой метрового диаметра, имитировавший пруд с ракушками. Сама композиция высотой более полуметра была выполнена из ветвей берграссы. Флористикой занимается последние восемь лет. Окончила художественную школу, профессию флориста получила в студии Владимира и Александра Бермяковых. Г-н Бермяков-старший — признанный мэтр в искусстве флористики, судья международной категории, организатор знаменитого кубка флористов «Невский флер», основатель собственной школы флористики.

В студии Бермяковых Виктория училась семь лет, освоила все «специальности» — от мойщика ваз и разбирателя цветов до ведущего флориста. Творческий поиск, желание реализоваться в новом качестве привели к смене места работы. Уже год Виктория — ведущий флорист в «Цветочной мастерской» Наташи Фодьёш. Создает авторские букеты и композиции для индивидульных заказчиков и корпоративных клиентов; оформляет юбилеи, мероприятия, свадьбы, а также декорирует частные интерьеры.

Примечание

Новости дизайна

От рококо до арт-деко

В середине октября в Северной столице произошло событие, которое не могло остаться незамеченным: под крышей торгового центра «Интерио» раскинулась экспозиция крупнейшего на сегодняшний день в России салона CAVIO Interiors. Большая часть коллекций выполнена в классической и неоклассической традиции; истинные ценители смогут найти предметы обстановки в стиле барокко и рококо, модерна и арт-деко.

На площади более 1000 кв. м собраны лучшие мебельные коллекции от ведущих итальянских дизайнеров. Рядом с такими известными именами, как Piergiorgio Pradella и Cezare Di Allorio, представлены и коллекции, разработанные собственной дизайнерской группой CAVIO Interiors.

Презентация салона прошла в изысканных интерьерах, в непринужденной атмосфере, дополненной легкой музыкой, итальянскими винами и великолепным фуршетом. Арт-директор холдинга CAVIO Interiors, искусствовед госпожа Elisabetta de Strobel представила гостям концепцию формирования интерьерных решений в салонах CAVIO Interiors, а также рассказала о последних тенденциях и модных трендах в дизайне интерьеров.

В избранном В избранное
2052
Предложения