Яндекс.Метрика
Загородное обозрение

СалонПоиск загородной недвижимости

Открыть журнал

Большой теннис: спорт, бизнес, дефиле

Загородный отдых / 26.05.2010

Редакция проекта «Загородное Обозрение»

197022, Санкт-Петербург, Большой пр. П.С., 83

zagorod.spb.ru
info@zagorod.spb.ru

Телефон/WhatsApp:

Авторские права

ЗО Загородное обозрение
Для кого-то большой теннис — это эмоциональная разрядка, для кого-то — необходимая физическая нагрузка и вариант активного времяпровождения, иные видят в нем способ достижения определенных целей в бизнесе и знакомства с нужными людьми, а кто-то — возможность прикоснуться к высшему обществу. Кроме того, эффектное зрелище, разворачивающееся во время матчей, всегда было прекрасным поводом для размещения рекламы и демонстрации последних модных тенденций. А вы хотели бы окунуться в мир тенниса? Что ж, давайте заглянем на теннисный корт.

Стиль зависит от покрытия

Тактика, стратегия и стиль при игре в теннис зависят не только от индивидуальных особенностей игрока, но и от покрытия корта. Даже профессионалы порой показывают высокие результаты на одном типе кортов и отнюдь не блещут на другом.

1. Травяные корты (Grass courts). Именно с этим типом покрытия родился теннис. Не зря полное название современного тенниса — лаун-теннис происходит от английского слова lawn — «газон, лужайка». Правда, сегодня травяные корты теряют популярность из-за высоких затрат на содержание. Характерное отличие таких кортов в том, что их свойства меняются в зависимости от состояния травы, но в любом случае они самые «быстрые». Играть на них достаточно тяжело, так как мяч отскакивает от поверхности слишком быстро и низко, к тому же дополнительные сложности создают неровности почвы. Преимущество здесь имеют теннисисты, обладающие сильной подачей и умением вести игру в стиле serve and volley (быстрый выход игрока к сетке сразу после подачи). Лучше всего на кортах такого типа проявляют себя спортсмены из Австралии и Великобритании. В числе прочих соревнований на травяных кортах проводится знаменитый Уимблдонский турнир.

2. Корты с твердым покрытием (Hard courts, общепринятое название «хард»). В их основе могут быть бетон или асфальт, покрытые слоем синтетических материалов на основе акрила. Наливное акриловое покрытие насчитывет от 3 до 12 слоев, каждый из которых выполняет свои функции: выравнивание, амортизацию, цветовое решение. Некоторые варианты таких покрытий получили собственные названия, например: Plexipave, Rebound Ace, DecoTurf, TeraFlex, AC Play. Скорость и высота отскока мяча могут варьироваться в зависимости от фактуры и жесткости покрытия. Это быстрые корты, не дающие преимущества какому-либо стилю игры (хотя сильная подача может обеспечить некоторое преимущество). Хард хорошо зарекомендовал себя на крытых и открытых кортах. Из турниров Большого шлема на нем проводятся Открытый чемпионат Австралии (покрытие Plexicushion) и Открытый чемпионат США (покрытие DecoTurf), которые раньше устраивали на травяных кортах.

3. Корты с грунтовым покрытием (Clay courts). Для них используются смеси из глины, песка, гашеной извести, дробленого кирпича или камня, резиновой и пластмассовой крошки. Как правило, они красно-коричневого или темно-зеленого цвета. В жаркую погоду таким покрытиям требуется регулярный полив. Это самый «медленный» тип кортов, для них характерен высокий отскок и длинные розыгрыши мяча (что влияет и на общую продолжительность игры). Рекомендуются сильные длинные топспины (удары, придающие мячу сверхсильное вращение), удерживающие противника на задней линии. Именно на грунтовых кортах проводится Roland Garros (Открытый чемпионат Франции). Наиболее успешно на грунте выступают теннисисты из Испании, Франции и Южной Америки.

4. Корты с синтетическим ковровым покрытием (Synthetic courts). Представляют собой твердую основу с уложенным поверх синтетическим ковром. Отскок мяча зависит от материала, из которого изготовлен ковер, и может быть как быстрым, так и медленным (это влияет и на стиль игры). Но в целом покрытие ковровых кортов мягче, чем хардов, и, соответственно, скорость игры на них несколько ниже. Чаще всего они используются внутри помещений, исключение — ковер с искусственной травой, который применяется и в крытых конструкциях, и на открытом воздухе. Травинки искусственной травы изготавливаются из полипропилена или поли-этилена и вплетаются в эластичную основу. После укладки такой ковер, для повышения гигроскопичности засыпается кварцевым песком. Песок время от времени требует выравнивания, подсыпания и… полива! Так что в сухую погоду даже искусственную траву надо поливать. При этом от степени увлажнения зависит жесткость покрытия и скорость отскока мяча. Искусственная трава обычно имеет зеленый или красный цвет, реже желтый, синий или коричневый. На ковровом покрытии проводится крупнейший российский турнир Кубок Кремля.

Существуют и другие типы покрытий теннисных кортов (например, асфальтовые или деревянные), но они распространены меньше и для официальных матчей не используются.

Выбор ракетки — дело тонкое

Первые модели теннисных ракеток изготавливались из натуральных материалов — с корпусом из дерева и струнами из сухожилий животных. Но современные материалы и высокие технологии существенно преобразили как их внешний облик, так и игровые качества. Фирмы — производители теннисных ракеток (в числе наиболее популярных Wilson, Head, Prince, Babolat, Cayman, Dunlop, Gamma, Gosen, Fischer, Kneissl, Pro Kennex, Slazenger, Spalding, Volkl, Wavex, Weed, Wonderwand, Yonex) ведут довольно жесткую конкурентную борьбу. Ракетки этих фирм имеют индивидуальные номера, защищенные голограммами от подделок. Разному уровню игры соответствуют разные серии (Pro, Club, Tur и др.). Иногда моделям (или сериям) ракеток присваивают имена знаменитых теннисистов (например, «Чанг», «Шарапова»).

Примечание

Составляющие части ракетки:

• голова — состоит из обода и натянутых внутри него струн;

• вилка (шейка) — соединяет голову и ручку, а также позволяет лучше гасить вибрации, возникающие при соприкосновении струнной поверхности с мячом;

• ручка.

При изготовлении обода и ручки могут использоваться такие материалы, как графит, алюминий, керамика, фибергласс, титан, карбон. Наибольшей популярностью на сего-дняшний день пользуются прочные и легкие графитовые модели, а также ракетки из композитных материалов, созданных на основе графита. Благодаря свойствам графита во время удара по мячу уменьшается отдача и гасятся вибрации, что позволяет играть дольше и эффективнее. Такие ракетки подходят как новичкам, так и спортсменам «со стажем». А одни из самых дешевых алюминиевые ракетки, которые, как правило, сейчас используются любителями или детьми. Профессионалы же предпочитают модели, основу которых составляет углеволокно. Комбинация углеволокон с другими материалами и применение технологических нововведений позволяют добиться требуемых физических свойств ракетки. Что касается материалов для изготовления струн, то они могут быть как синтетическими (капрон, нейлон, кевлар и др.), так и натуральными (как и раньше, животного происхождения). Сила натяжения струн влияет на контроль мяча и на мощность удара.

Чем выше мастерство игрока, тем более тщательно он подходит к выбору ракетки, придирчиво изучая все параметры. Звезды мирового масштаба, как правило, доверяют только выполненным по их особому заказу. Наиболее важные характеристики ракетки — вес, размер, жесткость и баланс.

Примечание

НА ЗАМЕТКУ

• Тяжелые ракетки лучше гасят вибрации и позволяют значительно увеличить силу удара, но при этом требуют большей амплитуды размаха. А чтобы сильно ударить по мячу легкой ракеткой, ее придется гораздо быстрее разгонять (удар после замаха), чем тяжелую. Средний вес современных ракеток примерно 310–325 г, легкие модели (250–280 г).

• Размеру головы прямо пропорциональны размер «ударного пятна», скорость, придаваемую мячу, и виброгашение. Ракетки с размером головы Midsize и Mid Plus позволяют хорошо контролировать мяч, и профессионалы часто делают выбор в их пользу. Они предназначены для игроков, которые одинаково удачно играют как с лета, так и с отскока. Большая ударная поверхность Oversize и Super Oversize позволяет сгладить ошибки, связанные с непопаданием по мячу центром ракетки. Они подойдут тем, кто предпочитает играть на задней линии, чтобы лучше закручивать и подрезать мяч. Но на таких больших головах чаще рвутся струны.

• Жесткий обод позволяет достичь наибольшей силы удара, но не прощает технических ошибок, которые в результате могут привести к травме кисти и локтя. Жесткие ракетки в основном предназначены для профессионалов.

• Длина ракетки влияет на мощность удара — чем длиннее, тем сильнее (особенно это сказывается при подаче). Удлиненные модели иногда помогают игроку дотянуться до мяча, но в то же время менее маневренны и, кроме того, снижается контроль за мячом. Стандартная длина ракеток для взрослых — 68,5–68,6 см.

• Баланс — это расстояние от края ручки до центра тяжести ракетки (измеряется в миллиметрах). Ракетки могут быть сбалансированы строго по центру, «в голову» (баланс смещен в сторону головы) или «в ручку» (баланс смещен в сторону ручки). Одинаковые по величине и весу ракетки в зависимости от балансировки в игре ведут себя по-разному. Так, ракетка с балансом «в голову» кажется более тяжелой, но помогает добиться большей силы удара. Новичкам и любителям комфортной игры лучше остановиться на ракетках с нейтральным балансом.

Дефиле на корте

Классическая теннисная форма состоит из майки, теннисных шорт или юбки, носков, кроссовок, а также кепки или полоски для волос. Главными критериями при покупке, конечно, являются удобство и комфорт. Но ведь хочется еще и модно выглядеть! К каждому сезону известные спортивные бренды обновляют коллекции одежды, обуви и аксессуаров, выпуская новые линии в соответствии с модными тенденциями. Остается только прийти в магазин и выбрать себе подходящий наряд. А в чем же играли в теннис раньше? Обратимся к рассказу специалиста.

Бывший теннисист Урал Аманжолов (из статьи «Корт и мода»):

«Сначала теннисисты, появившиеся во Всеанглийском крокет-клубе, выходили на корт в вязаных полосатых свитерах и бриджах с чулками. Спустя какое-то время знаменитые братья Дохерти ввели новую моду: длинные белые фланелевые брюки и белая рубашка с закатанными длинными рукавами. Такая мода держалась почти полвека. В середине 1930-х англичанин Банни Остин появился в Уимблдоне в шортах, и это расценили как эксцентричную выходку.

Имя одного из мировых теннисистов прошлого, Рене Лакоста, продолжает звучать и в современном теннисе — его фирма спортивной одежды многие годы успешно конкурирует с другими. На кортах частенько можно встретить игроков в майках или шортах с эмблемой — маленьким крокодильчиком. А появился он вследствие банального пари, которое капитан команды Франции заключил с Рене на результат: если его воспитанник выиграет решающую встречу матча финала Кубка Дэвиса у команды США, то получит в подарок сумку из крокодиловой кожи. Французы завоевали Кубок. Прослышав об этом, американские журналисты прозвали Лакоста «крокодилом», и это прозвище только подчеркивало поведение француза на корте. Один из его друзей нарисовал тогда крокодила, которого Рене Лакост вышил на своем блейзере. В 1933 француз, уже имея семь титулов Большого шлема, основал предприятие по производству теннисных рубашек, украшенных маленьким зеленым крокодилом.

В 1992-м Андре Агасси бросил вызов моде — он надел вываренные джинсовые шорты, из-под которых виднелись лайкровые лосины. Агасси первый позволил себе длинные черные шорты, банданы и, что немаловажно, длинные волосы. Его манера одеваться на корте, поведение и многочисленные романы принесли ему неофициальный титул «Мистер Теннис».»

Сегодня Уимблдон — единственный турнир, где существует требование к белизне одежды участников: форма должна быть на 70% белой и на 30% цветной. Белая теннисная форма на Уимблдонском турнире была официально введена еще в конце XIX века.

Эволюция теннисной моды у женщин куда более интересна и скандальна. Одной из первых в 1884 году шокировала публику победительница Уимблдонского турнира Мод Ватсон (именно эта теннисистка выиграла 1-й и 2-й Уимблдон). Ее платье закрывало ноги лишь до щиколотки, что в те времена было из ряда вон выходящим. Сначала женщины играли в теннис в корсетах, и только в 1919 году француженка Сюзана Ленглен впервые вышла на корт без него. Сюзана вошла в историю не только как шестикратная победительница Уимблдона и двукратная олимпийская чемпионка 1920 года, но и как теннисистка, впервые оголившая икры и предплечья. Чем дальше, тем спортивнее и функциональнее становилась одежда, а длина юбки все уменьшалась. В 1936 году Хелен Джакобс вообще отказалась от юбки, отдав предпочтение шортам.

Урал Аманжолов:

«Эротизацию» тенниса начала американка Гусси Моран: 28 июня 1949 года она появилась на центральном корте в кружевных панталончиках. Смена имиджа спортсменки едва не стоила жизни королеве Великобритании Мэри. Царственная особа, которой только что исполнилось 84 года, была так потрясена выступлением американки, что была увезена на «скорой помощи» с диагнозом «высокая температура». Это не смутило американскую теннисистку: на следующем турнире она была одета в леопардовые шортики. Последовала ее примеру и бразильская прима Мария Буэно, удивившая благопристойную английскую публику просвечивающими бриджами. Чешская теннисистка Эва Свиглерова стала первой спортсменкой, отказавшейся от бриджей и надевшей под юбку шортики.

Крис Эверт оказала женскому теннису неоценимую услугу не столько двуручным бекхэндом (техники удара, значительно снижающей нагрузку на бьющую руку. — Примеч. авт.), сколько тушью на ресницах и платьями с открытой спиной, в которых она выходила на корт. Эмансипация 1960-х годов плохо сказалась на внешнем виде теннисисток, и женственность Эверт была приятным исключением на фоне Билли Джин Кинг и Мартины Навратиловой. Эверт первой был предложен суперконтракт на теннисную одежду. Крис обшивал знаменитый теннисный модельер Тед Тинлинг, и к свадьбе соорудил ей роскошное платье с алмазным шлейфом. Если Эверт дважды проигрывала в одном платье, то она сжигала его. Но большинство творений Тинлинга уцелело — проигрывала Кристи крайне редко. Когда Мартина Навратилова начала теснить Крис Эверт на важнейших турнирах, мода сделала поворот на 180 градусов, и место женственности заняла спортивность.

Следующая прима — семикратная чемпионка Уимблдона Штеффи Граф была одинаково равнодушна как к навратиловским шортам, так и к эвертовским платьям, предпочитая в одежде практичность. Лишь появление на авансцене француженки Мари Пирс заставило женщин снова задуматься о внешнем виде. А когда Мари решила вернуть на Центральный корт платье, то первым делом обратилась за советом к Крис Эверт, которая к тому времени нянчила уже третьего сына. Француженку сразу поддержала Мартина Хингис — она каждый турнир играла в новом наряде и любила озадачивать болельщиков то синими ногтями, то черными контактными линзами, то кудрями цвета воронова крыла».

В наши дни некоторые турниры в женском теннисе порой превращаются в настоящие дефиле на корте, где разворачивается заочная борьба как между теннисистками, так и между спортивными модельерами. Тут им есть где разгуляться и во что воплотить свои фантазии. Они идут на весьма смелые эксперименты с одеждой, придумывая различные изыски в области спортивного гардероба. При этом шокирующие наряды участниц обсуждаются не менее бурно, чем собственно игра!

Общепризнанной законодательницей теннисной моды является Мария Шарапова. Именно она (по рейтингу журнала «Финанс.») вот уже несколько лет возглавляет список самых богатых спортсменов России.

Причем львиная доля ее доходов, как ранее у Анны Курниковой, — это не призовые турнирные деньги, а поступления от рекламных контрактов. Общая сумма годового дохода Марии Шараповой превышает 20 млн дол. Эффектная блондинка стала лицом рекламных кампаний дезодорантов Lady Speed Stick, средств для ухода за телом Palmolivе, теннисных ракеток Prince, продукции фирмы Canon и компании Sony Ericsson. Наряды и аксессуары Шараповой, в которых она выходит на корты, порой анонсируются в прессе заранее, а потом еще долго обсуждаются после завершения турниров. Мария сама участвует в создании дизайна костюмов и не боится смелых шагов. Так, в 2004 году на финальном матче Открытого чемпионата США она появилась в маленьком черном платье с блестками на вороте. А в 2006 году на Открытом чемпионате Франции трибуны были повергнуты в шок ее тонким платьицем на бретельках и черными велосипедками чуть ниже колена.

Куда гламурнее был наряд Марии на международном турнире US Open в 2007 году — ярко-красное платье от фирмы Nike, смоделированное специально для нее. На платье сверкали более 600 кристаллов Swarovski! Уже не первый год Шарапова сотрудничает с домом Tiffany (американской фирмой — производителем ювелирных украшений Tiffany & Co). По условиям контракта, на всех турнирах Большого шлема она должна появляться в серьгах от Tiffany. Так, на Открытом чемпионате Австралии, прошедшем в январе этого года, она выступала в золотых серьгах Paloma Picasso for Tiffany & Co с 20-каратным желтым кварцем.

На звание королевы теннисной моды претендует и другая россиянка, Мария Кириленко, составляя серьезную конкуренцию Шараповой. Более трех лет она играла в нарядах от известного британского дизайнера Стеллы Маккартни (дочери Пола Маккартни), сотрудничающей с главным спонсором теннисистки, компанией Adidas.

Сейчас теннисный сезон в разгаре. Посмотрим, чем удивят нас звезды тенниса в этом году и кто завоюет звания короля и королевы корта.

Редакция благодарит Петербургский теннисный клуб им. В.И. Никифорова за содействие в фотосъемке.

В избранном В избранное
1757
Предложения