Яндекс.Метрика
Загородное обозрение

СалонПоиск загородной недвижимости

Открыть журнал

В азарте парусных баталий

Загородный отдых / 23.08.2010

Редакция проекта «Загородное Обозрение»

197022, Санкт-Петербург, Большой пр. П.С., 83

zagorod.spb.ru
info@zagorod.spb.ru

Телефон/WhatsApp:

Авторские права

ЗО Загородное обозрение
Ни для кого не секрет, что на парусной яхте можно попасть в параллельный мир, где суета мегаполиса неизбежно отступает перед порывами ветра и пенящимися волнами. Тот, кто хоть раз ощутил это, стремится еще и еще раз «открыть заветную дверь» и сделать глоток потрясающего коктейля из свежего морского воздуха и адреналина. Конечно, не всем суждено стать настоящими морскими волками, но кое-кто уже просто не сможет жить без дурманящего чувства покорения стихии…

Несмотря на весьма «стесненные» условия, парусная жизнь в России заслуживает того, чтобы о ней говорили. Особенно в Петербурге и Ленинградской области, где многочисленные регаты давно стали явлением само собой разумеющимся. В нашем регионе парусный сезон традиционно открывается в первые выходные июня, а закрывается в последний уик-энд сентября. Чем же в этом году он порадовал и какие еще парусные баталии пройдут в ближайших акваториях, перед тем как яхты погрузятся в «зимнюю спячку»?

Регата в дельте Невы

Одним из наиболее ярких событий парусной жизни Петербурга в самом начале сезона стали международные соревнования «Паруса Белых ночей. Кубок Дворца конгрессов — 2010». Они проходили в два этапа: сначала отборочная регата в яхтенном порту «Геркулес», затем основная регата в дельте реки Невы, между Петропавловской крепостью, стрелкой Васильевского острова и Эрмитажем.

«Паруса Белых ночей» проводятся в Петербурге уже пятый раз, а статус «Кубка Дворца конгрессов» регата получила в 2007 году, когда ФГУ Государственный комплекс «Дворец конгрессов» стало ее титульным спонсором. Призом соревнований является золотой кубок с драгоценными камнями — оригинал выставлен в зале «Бельведер» Константиновского дворца, а победителю регаты ежегодно вручается уменьшенная копия. Гонки проводятся в разгар туристического сезона, в период белых ночей, когда в Петербурге множество гостей из других городов и стран. Стартовый лагерь основной регаты традиционно располагается на Заячьем острове. Пляж Петропавловской крепости, Дворцовый мост и набережная реки Невы превращаются в своеобразные зрительские трибуны, откуда можно следить за событиями регаты. Яхты участников необыкновенно эффектно смотрятся на фоне Ростральных колонн, шпиля Адмиралтейства, Исаакиевского собора, Зимнего дворца, Петропавловской крепости и других архитектурных памятников Санкт-Петербурга. «Паруса Белых ночей» — гонки не только интересные, но и понятные даже тем, кто совсем не разбирается в тонкостях судейства. Ведь они проходят в «парном» формате под названием «матч-рейс».

Примечание

На заметку

Матч-рейс (матчевые гонки) — это своеобразная дуэль двух экипажей, каждый из которых стремится добраться до финиша раньше соперника. Трасса состоит из петель, огибающих ограничительные знаки-буи (на «Парусах Белых ночей — 2010» нужно было пройти две петли). При этом парусники идут то по ветру, то против него. Для оперативности принятия решений судьи ведут наблюдение за участниками с воды. За каждой парой участников в непосредственной близости следит судья-ампайр на быстром и маневренном катере.

Рассказывает Андрей Петров, руководитель пресс-службы регаты «Паруса Белых ночей. Кубок Дворца конгрессов — 2010»: «Соревнования начинаются с раунд-робина (от англ. round-rob-in) — кругового этапа, на котором каждый шкипер (шкипер — капитан яхты. — Примеч. авт.) проводит по одной гонке с соперниками поочередно. По итогам раунд-робинов несколько шкиперов, одержавших наибольшее число побед, выходят в полуфиналы. Полуфиналы представляют собой серии дуэльных гонок до установленного организаторами числа побед одного из шкиперов. Далее по тому же принципу проводится финал.

Поскольку в каждой гонке участвуют только две яхты, борьба между ними острая, тактически насыщенная. Часто соперники вынуждают друг друга нарушать правила, получая тем самым необходимое преимущество. Каждое тактическое действие рулевого должно быть мгновенно оценено судьями, с тем чтобы провинившийся экипаж узнавал о своем нарушении в тот же момент и имел возможность «оправдаться», понеся предусмотренное наказание еще до финиша. Борьба между яхтами начинается еще до сигнала «Старт открыт»: в это время лодки уже соперничают за лучшую стартовую позицию. Суть матчевых гонок — это единоборство, дуэль экипажей и рулевых, управляющих двумя одинаковыми парусниками. Такое своеобразие и есть главный фактор, который определяет ход борьбы на дистанции, влияет на тактику ведения гонки. Другой важный фактор — сам формат матч-рейса, то есть формула проведения всего цикла соревнования. В этом смысле матч-рейс подчиняется законам спринта. Здесь некогда «раскачиваться»: достаточно проиграть пару первых стартов — и вылетаешь из соревнования, не попадая в следующий круг».

Примечание

На заметку

В рамках «Парусов Белых ночей» традиционно проводится целый ряд празднично-спортивных мероприятий. Так, для детей организуется фестиваль «Марафон детства» с конкурсами, прогулками на яхтах и концертом. Ежегодно проходит конкурс рисунка «Паруса мечты», приуроченный к Международному дню защиты детей. Что касается взрослых поклонников парусного спорта, то каждый желающий имеет возможность почувствовать себя в шкуре морского волка. Чтобы поучаствовать в соревнованиях для «чайников», достаточно просто заполнить заявку и оплатить стартовый взнос. А проходит любительская регата под девизом, который придумали жители нашего города: «Каждый ас регаты был «чайником» когда-то!»

По правилам к участию в международном матч-рейсе «Паруса Белых ночей» допускались двенадцать экипажей, десять из которых входят в число первых 50, по данным мирового рейтинга ISAF. Кроме того, в основную сетку попадает экипаж-победитель по итогам отборочной регаты и экипаж, получивший так называемую wild card (выдается на усмотрение организаторов). По результатам квалификационной регаты заветная wild-card была вручена шкиперу Владимиру Липавскому из Москвы. Он уже не первый год участвует в «Парусах Белых ночей», и попадание в этом году в 1-й грейд стало для него приятным сюрпризом. В итоге в основную сетку вошли спортсмены из России, Франции, Австралии, Португалии, Испании, Италии, Индии, Польши и Новой Зеландии. По первоначальному плану организаторов, гонки основной регаты в акватории Невы должны были проходить ежедневно в течение пяти дней. Но, к сожалению, из-за погодных условий (то штиль, то неподходящее направление ветра) график пришлось корректировать на ходу.

В финале встретились Евгений Неугодников из Екатеринбурга и новозеландец Рубен Корбетт. Победителем регаты «Паруса белых ночей. Кубок Дворца конгрессов — 2010» стали «Черные овцы» (именно так переводится на русский название экипажа из Новой Зеландии).

Примечание

На заметку

Яхты класса Farr-30 разработал новозеландский конструктор Брюс Фарр. В январе 2008 года в Петербурге была создана Всероссийская ассоциация яхт класса Farr-30.

Наталья Федорова, директор регаты: «В этом году мы стали свидетелями бескомпромиссной борьбы. Казалось бы, откуда взяться интриге? Все определено рейтингом. Но мы стали свидетелями того, что случилось, — победу одержала команда из Новой Зеландии, на которую в начале регаты мало кто ставил. Сегодня нам даже пришлось пожертвовать традиционным флит-рейсом, чтобы дать гонщикам возможность провести полный формат соревнований. Мне очень приятно, что на Кубке Дворца конгрессов появится табличка с названием новой для нас части Света. Кубок все дальше уходит от России, но земля круглая, так что он скоро вернется обратно!»

Вадим Прибылов, председатель гоночного комитета: «Эта регата в Питере — одна из самых сложных для судей и участников. Причин для этого несколько: во-первых, сильное течение на Неве, во-вторых, непростая ветровая обстановка, в-третьих, узкий коридор для дистанции и маневров. Поэтому яхтсмены должны проявить в ходе гонок все свое мастерство и изобретательность. Здесь случаются непредсказуемые результаты; как правило, побеждает тот, кто продолжает бороться до последнего. И эта регата не стала исключением!»

Яхтсмены Балтики, на старт!

Четвертый год подряд в нашем городе стартуют Всероссийские соревнования крейсерских яхт «Кубок Балтийского моря». Их история уходит во времена СССР, когда в 1969 году состоялась всесоюзная парусная регата «Кубок Балтики» (на призы журнала «Катера и яхты»). Она проводилась в течение 20 лет, до 1988 года включительно, и считалась самым массовым парусным событием в стране, ежегодно собирая на старте несколько десятков экипажей из Северной столицы и прибалтийских республик (в лучшие времена выступали более 200 яхт!). Маршрут тогда проходил через Таллин, Ригу, Клайпеду, Пярну, Вентспилс и другие города. В общей сложности яхтсмены проводили в море около месяца. Впрочем, масштаб и популярность регаты росли постепенно — в первом «Кубке Балтики» (180-мильный маршрут Ленинград — Таллин) принимали участие всего три яхты. В 1970 году соревнование проводилось уже в два этапа, по маршруту Ленинград — Таллин — Рига, но до финиша тогда дошли лишь два экипажа. После многолетнего перерыва, в 2007 году регата была возрождена, но уже под новым названием: «Кубок Балтийского моря».

В июле этого года крейсерские яхты про­шли по маршруту: Санкт-Петербург — Выборг — Таллин — Ромасааре — Клайпеда. Двухнедельное соревнование было посвящено 150-летию Санкт-Петербургского речного яхт-клуба профсоюзов. Участники преодолели около 700 миль по водам Балтики, стартовали в девяти гонках и заходили в четыре порта. «Кубок Балтийского моря — 2010» включал пять портовых гонок и четыре морских этапа: 1 июля — открытие регаты, короткая гонка в Невской губе с финишем у Кронштадта; 1–2 июля (I морской этап) — гонка Санкт-Петербург — Выборг; 3 июля — короткая гонка в Выборгском заливе (в рамках фестиваля «Паруса Выборга»); 5–6 июля (II морской этап) — гонка Выборг — Таллин; 8 июля — короткая гонка в Таллине; 9–11 июля (III морской этап) — гонка Таллин — Ромасааре; 12 июля — короткая гонка в Ромасааре; 13–16 июля (IV морской этап) — гонка Ромасааре — Клайпеда; 17 июля — короткая гонка в Клайпеде; 18 июля — награждение победителей и призеров, закрытие регаты.

Вспоминает Артур Гроховский, яхтсмен с 30-летним стажем: «Раньше это было очень серьезное спортивное соревнование. Сейчас регата стала поскромнее. Лодки поизносились, люди стали старше, жизнь стала другой — не все могут себе позволить уйти в море на месяц, бросив бизнес и работу. Поэтому организаторы стараются ограничиться двухнедельным форматом».

В этом году погода старалась, как могла, чтобы внести в регату разнообразие и устроить участникам «бонусные» испытания. Непосредственно перед стартом первой же гонки на парусники обрушился внезапно нагрянувший грозовой фронт с сильнейшим ливнем и порывистым ветром. Одной из яхт пришлось даже отказаться в тот день от борьбы из-за серьезной поломки. Впрочем, стихия бушевала сильно, но недолго, и в конце концов лодки плавно заскользили в направлении Кронштадта под лучами палящего солнца. А вот ночью ветер вновь усилился, так что путь от Кронштадта до Выборга (морской этап стартовал вечером того же дня) стал для экипажей очередной проверкой на прочность. В Выборге к участникам «Кубка Балтийского моря» присоединились более двадцати местных яхт, чтобы состязаться на маршруте, проложенном в выборгских шхерах. Ну а на следующем морском этапе эффектная «стая» парусников уже покинула территориальные воды России, взяв курс от Выборга к Таллину.

Гонка за гонкой

Только крейсерские яхты скрылись из виду, как в Петербурге вновь взметнулись паруса — в яхтенном порту «Геркулес» (пос. Лахта) стартовал Чемпионат Европы по парусному спорту в классе ORC sport boat. Это новый класс, объединяющий сразу несколько спортивных групп. Некоторое время спустя, в конце июля, в Лахте прошел первый в истории чемпионат России по парусному спорту в международном классе яхт Farr-30.

Аккурат в последний день чемпионата России, когда проходили решающие гонки на Farr-30, стартовала Всероссийская юношеская регата по виндсерфингу «Кубок Балтийского моря 2010». Эти соревнования проводятся уже пятый год подряд, причем с прошлого года в статусе международных. В этот раз в них приняли участие 29 спортс­менов от 10 до 16 лет из Петербурга, Москвы, Московской области и Новосибирска.

Множество значимых событий, связанных с парусным спортом, пришлось на август. В их числе крупнейшие парусные соревнования Северо-Запада России, Петербургская парусная неделя (многодневная регата в акватории Финского залива). Ну а что же в сентябре? Не волнуйтесь — конец сезона будет весьма насыщенным. Так, с 1 по 5 сентября пройдет Чемпионат России в классе «Дракон», с 1 по 9 сентября — Открытый Чемпионат России в классе «49-er», с 9 по 12 сентября — Чемпионат Санкт-Петербурга по парусному спорту (крупное событие с участием яхт всех классов), с 17 по 19 сентября — Открытый Чемпионат России в классе «SB3», 18 сентября — «Золотая осень», 19 сентября — Открытый кубок «Балтийца», 24–26 сентября — Гогланд-рейс, а 25–26 сентября парусные яхты приглашаются на Приз закрытия навигации.

Теперь чуть подробнее о некоторых классах яхт — участниц предстоящих регат.

Всегда интересно наблюдать за соревнованиями в классе «49-er» (произносится «фотинайнер»). Это яхты олимпийского класса, наиболее скоростные и сложные в управлении. Они отличаются маленьким корпусом, огромной площадью парусов (59,2 м2) и крыльями, на которых спортсмены располагаются при откренивании. Длина корпуса составляет около 4,9 м, и именно с этим параметром связано название класса. Олимпийский статус фотинайнеры получили в 2000 году. Гонки на них всегда очень зрелищны, и поскольку трасса проложена недалеко от берега, у зрителей есть возможность следить за ходом событий. Это огромный плюс «49-er», поскольку в основном регаты удалены от береговой полосы и наблюдать за ними непосредственно фактически невозможно (разве что с помощью трансляций на специально установленных экранах). Во время гонки члены экипажа порой напоминают больше гимнастов, чем яхтсменов. И это неудивительно, ведь для контроля движения яхты этого класса необходимо и быстро перемещаться, и правильно распределять вес, время от времени демонстрируя просто акробатические этюды. Так что управление фотинайнером требует динамичности.

Примечание

На заметку

«Драконы» — класс гоночных парусных яхт с экипажем из трех человек. Их конструкция была разработана в 1929 году норвежским яхтсменом Йоханом Анкером. Эти яхты быстро стали популярными в Скандинавии, а затем и во всей Европе. Первая гонка Золотого кубка «драконов» состоялась в 1937 году. Такие яхты производились в ведущих европейских странах, а с 1952 года стали выпускаться и в СССР. В 1948 году этот класс получил статус олимпийского и до 1972 года входил в программу Олимпийских игр.

Рассказывает Кирилл Воногов, член совета директоров яхтенного порта «Геркулес»: «Фотинайнеры называют виндсерфингом для двоих. На других яхтах роль в управлении главенствует рулевой, а остальные занимаются переброской парусов на поворотах и открениванием. На «49-er» главного нет. Два спортсмена должны работать как один, на таком уровне ощущений, как будто у них одно тело».

В то же время, что и Чемпионат России в классе «49-er», открывается Чемпионат России в классе «Дракон». По скорости «драконы» несколько уступают фотинайнерам, но и тихоходами их не назовешь. Несмотря на грозное название, эти яхты весьма изящны и элегантны. Их корпус выполнен в форме ивового листа. Встречаются как «драконы» старой постройки, с деревянным корпусом, так и современные модели из пластика и композитных материалов. Сегодня все «драконы» делаются по индивидуальному заказу. Их стоимость варьирует от 50 тыс. евро (стеклопластиковый корпус, без стоимости парусов) до 70 тыс. евро (стеклопластиковый корпус и тиковая палуба). Но есть и более дорогие экземпляры (100–130 тыс. евро), изготовленные по технологии вакуумного ламинирования шпона красного дерева.

Выбор в пользу «драконов» делают не только яхтсмены-эстеты, но и царственные особы! Ни один класс яхт не может сегодня похвастаться таким количеством поклонников королевских кровей. Возглавляет Международную ассоциацию класса «Дракон» (IDA) экс-король Греции Константин, вице-президент — принц Дании Хенрик. Его сын, кронпринц и будущий король Дании Фредерик, а также король Испании Хуан Карлос тоже предпочитают рассекать водные просторы именно на «драконах». Эти яхты приобретают представители европейской аристократии, успешные бизнесмены и политики (в том числе и российские). Владеть «драконом» престижно. Это своеобразный знак принадлежности к аристократическому кругу.

Ну а мы сможем наблюдать за «схваткой драконов» со стороны. Удачи вам, морские волки! Или, как говорится, семь футов под килем!

В избранном В избранное
1881
Предложения