Яндекс.Метрика
Загородное обозрение

СалонПоиск загородной недвижимости

Открыть журнал

Здесь рождаются фонтаны

Власть / 23.08.2010

Редакция проекта «Загородное Обозрение»

197022, Санкт-Петербург, Большой пр. П.С., 83

zagorod.spb.ru
info@zagorod.spb.ru

Телефон/WhatsApp:

Авторские права

ЗО Загородное обозрение
Прилегающие к Санкт-Петербургу южные территории не всегда были синонимом роскоши, связанной с императорским домом и русским дворянством. Места здесь настолько удобны для проживания, что люди селятся давно и охотно.

Согласно древнерусским летописям, еще до начала формирования государственности, задолго до крещения Руси на этих землях вместе со славянскими племенами проживали и финно-угорские: водь, чудь, весь, ижора, корела. Чем же привлекательны южные территории? Ключевое слово — «глинт» (в переводе с языка эстов — обрыв, берег). Это историко-геологическая загадка — гигантский уступ вдоль южного берега Финского залива.

Болотная вода Петергофа

Глинт, или Балтийско-Ладожский уступ, протянулся от Таллина до юго-восточного берега Ладожского озера на 1100–1120 км. Его высота местами достигает 60 м над уровнем моря. На сегодняшний день существует версия, что глинт — берег древнего Литоринова моря или озера. Но пока существование морского периода глинта не подтверждено. Сформированное этой гигантской ступенькой Ижорское плато, в свою очередь, является частью Ордовикской возвышенности. Причем плато сложено более древними (сотни миллионов лет), чем Литориново море-озеро, морскими отложениями. Древние известняки видны вдоль бесконечных ручьев и ключей, рек и болот, которыми изобилует Ижорская возвышенность. Из ижорского известняка построена немалая часть Петербурга; этим камнем облицован Казанский собор. Ордовикское плато подарило строительный материал для таких древнерусских форпостов, как Старая Ладога, Копорье, Ивангород, Ям, Орешек.

Древние племена неохотно занимались земледелием. Земля тяжелая, заболоченнная, а дичи в лесах и рыбы в водоемах хватало. Ситуация изменилась с приходом в XII–XIII веках славян, привнесших земледельческую культуру. К началу строительства Северной столицы жизнь и в этих местах забила ключом. В прямом и переносном смысле.

Амбициозный и бесстрашный в своих начинаниях гений царя-реформатора не знал устали. В 1710 году на южном побережье Финского залива в 30 км от Петербурга началось строительство летней резиденции Пет-ра I — Петергофа. Сейчас это место известно во всем мире уникальными фонтанами. Любопытно, что Петергоф перехватил статус «фонтанной столицы» у Стрельны в тот момент, когда тамошний дворец был уже почти построен. Стрельна была ближе к Петербургу, и первоначально фонтаны собирались устраивать там. Строительство водопровода к Стрельне было приостановлено (позднее магистраль все же довели). Причиной охлаждения Петра к первоначальному выбору стали водные ресурсы глинта.

В дневнике камер-юнкера Берхгольца, состоявшего в свите герцога голштинского Карла Фридриха, записано: «Царь, как я слышал, сожалел даже, что начал строить Стрельну, которая только для того и была задумана, чтоб иметь где-нибудь много фонтанов и гротов». Петр I при выборе места для фонтанов лично осматривал местность, откуда предполагалось провести воду, и даже сам измерял расстояние от источников до Петергофа.

Примечание

Существует версия, что любопытный царь однажды забрел на гору, что вдоль речки Стрелки, проехал по речке Черной и попал к Порзоловскому болоту со стороны урочища Узигонты. Водные запасы этого болота заставили инженерную мысль русского императора остановиться на Петергофе, который находился как раз на прямой между болотом и заливом.

Была выстроена целая система из ручьев, речек, прудов, шлюзов, дамб и каналов. Общая длина каналов — примерно 40 км; в системе было задействовано 18 прудов и 22 шлюза. Источником всей инженерной конструкции стала речка Шингарка, которая рождается на Ижорской возвышенности из ключей и болотцев.

Поселения-родники. Ропша

Говоря о поселениях, водные ресурсы которых были включены питание петергофских фонтанов, стоит упомянуть, что они были не просто донорами фонтанного комплекса блестящей царской резиденции, а имели свою славную историю.

Всего лишь в 20 км от Финского залива и в 49 км от Санкт-Петербурга расположены Ропшинские высоты. Первые поселения, обнаруженные здесь, были основаны 5–6 тыс. лет назад. Угро-финские племена селились по берегам рек и занимались охотой и рыболовством. В VIII–IX веках в этих местах осели ильменские славяне, которые ради обустройства пашен выжигали таежные леса. Название «Храпша» упоминается в Новгородских писцовых книгах XVI века наряду с деревнями Кипень, Михайловское, Глядино, относящихся к Кипенскому погосту.

Ропша, как многие процветающие поселения раннего русского Средневековья, оказалась на пути к морским причалам великого торгового пути «из варяг в греки». С 1478 года Ропша вошла в состав Московского государства. Некоторое время она находилась под шведами, что существенно разбавило ее первоначальный этнический состав. В 1710 году, после виктории в Северной войне, Петр при раздаче земель своим приближенным закрепил за собой Ропшу вместе с Петергофом и Стрельной.

Примечание

Ропшинский канал поставлял фонтанам около 12 тыс. м3 воды в час без всяких насосов. Вода текла самотеком и, порадовав публику фонтанной мощью, уходила в залив.

Ропша была известна своими целебными минеральными водами. Особенно славился источник Иордань, благодаря которому Ропша получила статус лечебной усадьбы самодержца. Затем усадьба была подарена князю-кесарю Федору Ромадановскому. Позже Ромодановская усадьба и еще одна ропшинская усадьба были объединены в результате брака детей хозяев поместий. К 1740 году Ропшинская усадьба наряду с Петергофом, Царским Селом и Стрельной слыла образцом дворцово-паркового ансамбля.

Уже в 1741 году царская дочь Елизавета конфисковала ропшинское имение и сделала его императорской увеселительной резиденцией: местом для царских охот, рыбной ловли, пикников. Во вновь обустроенных прудах стали разводить форель, карпов и карасей. Перепланировкой дворца в стиле русского барокко занимался сам Растрелли, который спроектировал прекрасный пейзажный парк с оригинальной системой водоемов, обремененных каскадами, гранитными причалами, арочными мостиками и фонтаном-гротом.

Именно в ропшинском дворце в 1762 году после полугодового царствования по тайному указу Екатерины II был убит император Петр III. Накануне революции Ропшинская резиденция — это уже охотничья и рыболовная усадьба Николая II. В годы Великой Отечественной войны территорию захватили фашисты, дворец они сожгли, дома разрушили, а парк заминировали.

Лопухинка

В советские времена село Лопухинка, получившее название от рода тех самых опальных Лопухиных, была известна своей водолечебницей. Здесь протекает одноименная речка, которая до основания гнезда Лопухиными в XVIII веке именовалась Рудицей. Вблизи поселка находится уникальный памятник природы — Радоновые озера.

В XIX веке, сменив нескольких хозяев, усадьба попала в руки Х. Ф. Геринга. Его сын, подполковник в отставке Павел Христианович Геринг, основал тут настоящий бальнеологический курорт. В верховьях долины родников были построены две плотины, выше которых образовались два небольших искусственных озера. Озерный уровень удерживается родниками, что просачиваются из трещин ордовикских известняков. Подземные воды, питающие родники, залегают всего лишь на глубине 10–15 м. Их выходы в виде родников и ключей служат истоком реки Лопухинки. Здешняя вода считалась лечебной с древних времен. В карьерах Лопухинки до сих пор находят очень много окаменелостей мелового периода, а трилобиты, трубки и вулканические камни видны на местах обвалов стен карьера.

Гостилицы, Дятлицы, Вильповицы и Оржицы

Древние Гостилицы находятся в 56 км от Санкт-Петербурга и в 25 км от Петергофа. «Гостевое» название не требует дополнительного перевода топонима.

Первое упоминание датировано XV веком. В окрестностях Гостилиц множество выходов водоносного слоя на поверхность в виде родников. После Столбового мира мыза Гостилицы принадлежала новгородскому дворянину Никите Калитину, получившему в 1620 году шведское дворянство. В 1721 году Гостилицы стали петровским подарком тогда еще капитану, а позднее фельдмаршалу Бурхарду Миниху, который создал целую сеть рукотворных озер и прудов, а также выстроил на вершине горы-«колокольни» «потешную» крепость. По праздникам с бастионов палили пушки. Но Колокольней гора стала называться, только когда здесь было уже поместье графа Кирилла Разумовского, известное замечательным парком, живописными прудами, гротами и фонтанами. Три поколения Разумовских владели усадьбой вплоть до 1824 года. До сих пор сохранились стены усадебного дома, хозяйственные сооружения и церковь. Рядом был дворец императрицы Елизаветы Петровны.

Дятлицы расположены недалеко от Гостилиц. Деревня известна среди ученых-археологов многочисленными курганами, раскопки которых на стыке XIX и XX веков проводил даже Николай Константинович Рерих.

В первой половине XIX века Дятлицы отошли во владения князя Александра Потемкина. Деревня упоминается страстным охотником Николаем II в личном дневнике как прекрасные охотничьи места. В нескольких километрах от поселения сохранился памятник архитектуры — охотничий домик XIX века. Дятлицы и сегодня считаются охотничьей территорией.

Вильповицы, еще одна «водная» деревня, расположена между Оржицами и Гостили-цами. Основная ее достопримечательность — усадьба Лапина, также начинавшаяся как подаренная Петром I мыза. Усадьба сменила несколько хозяев, и каждый устраивал здесь все по своему разумению и вкусу. Тут была сооружена запруда с мельницей, выстроен псевдоготический усадебный дом с «башенками». До наших дней дожили хозяйственный двор, липовые аллеи, постройки из камня.

Оржицы — совсем махонькое поселение, названное по фамилии одного из ее владельцев: декабриста Николая Оржицкого, отставного штабс-ротмистра Ахтырского гусарского полка, внебрачного сына графа Петра Разумовского. Мятежник был арестован, заключен в Петропавловскую крепость, а затем, лишенный всех чинов, дворянства и привилегий, сослан в дальние гарнизоны. Река Оржица впадает в Шингарку, следовательно, и ее воды проходят через фонтанные сопла Петергофа.

В глубоком овраге между деревнями Вильповицы и Оржицы находится один из самых мощных в Ленобласти родников. Диаметр бьющего из-под земли потока кристально чистой воды превышает три метра. Родник считается заповедным: ни подходить к нему, ни купаться в нем нельзя.

Земли Кипенско-Дмитриевского погоста

Кипень — большое село в 23 км от южного берега Финского залива и в 43 км к юго-западу от Санкт-Петербурга. Название его — калька со старорусского «кипень», что значит «мощный родник с кипящей водой». Родники — древнейшая достопримечательность Кипени, которая впервые упоминается в новгородских писцовых книгах 1500 года. Строевой лес, изобилие пушного зверя, рыбные речушки, вполне пригодные для земледелия почвы сделали это место привлекательным не только для русичей, но и для северо-западных рыцарей: немцев и шведов. К моменту присоединения в 1478 году новгородских земель к Москве в Кипенско-Дмитриевском погосте насчитывалось 60 деревень. К Кипенскому погосту относится и Глядино, рядом с которым протекала вдохновившая Петра речка Шингарка.

Водный горизонт глинта весьма высоко оценивают и медики. Считается, что минерализованная вода способствует исцелению при желудочно-кишечных и сердечно-сосудистых патологиях, а также нормализует обмен веществ, помогает при лечении болезней нервной системы и опорно-двигательного аппарата.

В избранном В избранное
3016
Предложения