Яндекс.Метрика
Загородное обозрение

СалонПоиск загородной недвижимости

Открыть журнал

По королевской дороге

Загородный отдых / 23.08.2010

Редакция проекта «Загородное Обозрение»

197022, Санкт-Петербург, Большой пр. П.С., 83

zagorod.spb.ru
info@zagorod.spb.ru

Телефон/WhatsApp:

Авторские права

ЗО Загородное обозрение
Не успели сходить в велопоход летом? Ничего страшного! Некоторые опытные туристы специально планируют поездки на начало осени. Еще достаточно тепло, но изнуряющей жары уже нет; основные толпы туристов схлынули; вас не донимают комары и назойливая мошкара, а изобилие грибов и ягод радует и глаз, и желудок. В прошлый раз мы совершили небольшое путешествие на велосипеде по приграничным городам Финляндии. А теперь предлагаем прокатиться чуть дальше, по так называемой Королевской дороге.

Нитка маршрута: Выборг — КПП «Торфяновка» (62 км) — Виролахти (72 км) — Хамина (100 км) — Котка (120 км) — Ловииса (165 км) — Порвоо (205 км) — Хельсинки (255 км).

Для того чтобы посетить все интересные места и осмотреть достопримечательности на этом маршруте, вам понадобится не менее 5–7 дней. До КПП «Торфяновка» лучше «подкинуться» на автомобиле или микроавтобусе от Выборга или Петербурга (дорога от Выборга до Торфяновки особого интереса не представляет). Возможны и другие варианты. Например, если вы располагаете временем и готовы долгое путешествие, то можно начать осмотр финских городов с Лаппеенранты или Иматры (как до них добраться, вы уже знаете из предыдущего номера). Выбор способа возвращения из Хельсинки в Петербург будет, опять же, зависеть от вашего временного лимита, личных предпочтений, а также финансовой стороны вопроса. Весьма удобный и бюджетный способ — паром. Лучше бронировать билеты как можно раньше, тогда будет возможность взять дешевые каюты (например, билет в одну сторону в 4-местной каюте класса «Е» стоит около 1000 руб.). Правда, придется еще заплатить 360 руб. за провоз велосипеда. Если решите добираться этим способом, то, перед тем как планировать маршрут, обратите внимание на расписание: паромы ходят не каждый день. Другие недорогие варианты — это многоместный туристический автобус (20–30 евро) или микроавтобус (30–50 евро; ночной переезд дороже).

Ну а тот, кому время позволяет, может проехаться по Королевской дороге еще дальше, до Турку, или вернуться своим ходом в Выборг. При этом обратный путь в Россию для разнообразия рекомендуем проложить по другому маршруту, например Хельсинки — Аскола — Лапинъярви — Елимяки — Ликкала — Лаппеенранта.

Поехали!

В роли гида в нашем путешествии выступит Илья Гуревич, детально изучивший многие велосипедные маршруты Суоми и выпустивший книгу «Велопутешествия за рубежом. Финляндия». А экскурсию по некоторым городам поможет совершить опытная путешественница Светлана Соловьева, регулярно организующая велосипедные туры по Скандинавским странам.

Итак, вы добрались до КПП «Торфяновка», благополучно его миновали, перекусили в кафе комплекса «Шайба» и теперь готовы к покорению финских дорог. Вдоль трассы № 7 (E 18) мы двигаемся по велодорожке до пос. Виролахти, где поворачиваем налево, на трассу № 3513, которая и называется Королевской.

Илья Гуревич: «Сегодня туроператоры «проводят» Королевскую дорогу из Стокгольма в Петербург, несколько изменяя план королевы Кристины, которая в 1683 году подписала указ «О почтовой дороге по суше и морю» для обеспечения регулярного почтового сообщения между Стокгольмом, Турку, Хельсинки, Выборгом через Аландские острова. Туроператорская версия не вполне точна, но зато романтична. Так и представляется курьер двора Его Императорского Величества, который скачет с пакетом в Стокгольм. Дорога прокладывалась из Турку в Выборг, и служила не столько для королевских особ, сколько для связи между прибрежными городками, нужд почты исообщения между воинскими гарнизонами.

Участок до Хамины довольно красив — машин мало и есть на что посмотреть. Например, на каменоломню, где добывали камень для колонн Исаакиевского собора (указатель за Virojoki на Heponiemen Louhos). В принципе местность мало чем отличается от остальных финских скальных массивов, но выставлен стенд с надписью, что именно отсюда в Питер возили камень. Удобно: море плещется рядом, а за морем блистательная имперская столица. Чуть дальше по дороге находится местный краеведческий музей.

Перед Klamila можно взглянуть на море с высоты если не птичьего полета, то смотровой вышки и посетить бункер времен Второй мировой войны, устроенный в скальном массиве с левой стороны от дороги, за 150 м до вышки. А в самом поселке Klamila у дороги стоит церковь и памятник Klami».

Перед заливом Lupinlahti велосипедный маршрут отклоняется от трассы № 3513 влево и проходит через участок грейдера. Через 2,5 км от поворота, в районе Vilniemi расположен большой кемпинг (отличное место для ночевки, в сентябре работает!). Но можно на грейдер не сворачивать, а проехать по трассе прямо. Слева вы увидите место для отдыха — асфальтовую площадку с деревянной беседкой. Если спуститесь по тропинке к заливу, то попадете на небольшой пирс. Место очень живописное, здесь можно сделать красивые панорамные фотографии. Проехав еще несколько километров, попадаете в город Хамина.

Светлана Соловьева: «Несмотря на неблагозвучное для русского уха название, это довольно красивый город. Здесь в 1809 году был заключен мир со шведами, согласно которому вся Финляндия переходила под юрисдикцию России. Позднее в местном кадетском училище учился будущий маршал и президент страны Карл Густав Маннергейм.

Свою историю Хамина ведет с 1656 года, когда в удобной бухте был основан населенный пункт Веккелакс. По результатам войны 1700–1721 годов новая граница пролегла вблизи города и вызвала у шведов необходимость возведения укреплений. Началось строительство, а затем последовало переименование города во Фридриксгам.

Примечание

ВАЖНО!

Если вы планируете останавливаться в кемпингах, изучите график их работы. Многие открыты только в летний период, некоторые — до середины сентября, но есть и круглогодично работающие.

В ряде городов Финляндии есть информационные центры (к ним ведут специальные указатели с буквой «i» на зеленом фоне), где бесплатно можно взять буклеты, карты и получить консультацию специалиста. Карту города также можно получить в специальном автомате с надписью «City Opas» — достаточно просто нажать кнопку. Обращайте внимание и на информационные стенды с картами, на которых отмечено место вашего нахождения в данный момент.

В Финляндии каждый имеет право собирать дикорастущие ягоды и грибы на любой территории, вне зависимости от того, кому она принадлежит или в чьем пользовании находится. Никаких лицензий при этом покупать не нужно. И надо сказать, что собирать в Финляндии грибы — это сплошное удовольствие, так как местное население интересуется исключительно лисичками. Здесь грибы не ищут, как в России, а именно собирают! Даже на территории кемпинга порой можно набрать целую корзину за полчаса. Но! Ввоз в Россию свежих грибов и ягод разрешен только при наличии фитосанитарного сертификата. А в приготовленном виде (вареном, сушеном) они могут провозиться без прохождения фитосанитарного контроля, если их общий вес не превышает 5 кг. Впрочем, рюкзаки велосипедистов проверяют крайне редко…

Город застраивался и укреплялся по плану шведского генерала Акселя фон Левена: по периметру строились укрепления в виде восьмиугольной звезды, а внутренняя часть застраивалась по кольцевой системе. В результате круги улиц оказались замкнуты в восьмиугольник крепости. Такая планировка центра Хамины сохранилась до сих пор.

Шведы достроить крепость не успели — возвели в основном валы. Отчасти в результате этого недостроя в очередной войне 1741–1742 годов она была взята русской армией без боя, а после войны оказалась на российской территории. Отступающие войска сожгли город, который затем отстраивался противником. Во время строительства линии укреплений (под руководством графа Суворова) крепость «Хамина» подновили, хотя ей и отводилась второстепенная роль по сравнению с «Кюменлинной» (в Котке).

В Хамине все дороги ведут к ратуше (1798). У здания богатая история: здесь размещались самые разные учреждения, от лавок до гауптвахты. Рядом православная церковь св. Петра и Павла (1837) — необычный круглый храм с колокольней. От ратуши радиально расходятся восемь улиц. Некоторые совсем коротенькие, а иные могут вывести вас за пределы города. Если идти от ратуши по Kadettikoulunkatu, то попадете в «милитаристическую» часть города. Здесь и бастионы крепости, и здание кадетского училища, и казармы, а также военный музей, перед которым установлены пушка и исторический танк со свастикой. Рядом с музеем находится известный памятник булочнице Варваре. Она продавала кадетам булочки и, видимо, вносила в их сухой военный быт некий элемент материнской заботы. После ее ухода благодарные кадеты собрали деньги на памятник, ставший вместе с ратушей одной из визитных карточек Хамины. Считается доброй приметой сфотографироваться на скамейке рядом с булочницей Варварой.

Если вернуться обратно к ратуше и пойти в северном направлении по улице Raatihuoneenkatu, то окажетесь в «спортивной» части города. Здесь бастионы крепости служат как бы естественными трибунами вокруг… футбольного поля и хоккейной площадки. Крепостные сооружения сохранились весьма хорошо. На бастионах есть несколько смотровых площадок».

Примечание

В Хамине с периодичностью один раз в два года проводится международный фестиваль военной музыки Hamina Tattoo. В августе этого года в нем принимал участие Центральный военный оркестр Министерства обороны России.

Из Хамины двигаемся по велодорожкам на запад и попадаем на дорогу № 170. Участок пути до Котки проходит по густонаселенным местам. Через 18 км подъезжаем к крепости «Кюменлинна», одной из самых больших в череде суворовских построек, расположенных вдоль старой границы России и Швеции. Она относится к самым ярким достопримечательностям Котки. Поражают гигантские размеры крепости, которая сегодня перестраивается в музейный комплекс. Вторую достопримечательность, дачу Александра III, вы найдете, проследовав по указателю в Лангинкоски. В сентябре царская рыболовецкая дача открыта только по выходным, билет стоит 4 евро.

Светлана Соловьева: «Город был основан как крепость «Роченсальм» в популярном для морских сражений месте. Годом рождения собственно Котки считается 1878-й, хотя более старые постройки Роченсальма до сих пор являются украшением города. Современная Котка — один из крупнейших финских портов. Отсюда организуются многочисленные круизы по местному архипелагу. Среди островов есть весьма интересные, на них можно не только побывать, но и снять домик на несколько дней. Одно из «злачных» мест города — рыбный порт (к нему ведет длинная дамба), где можно закупить как свежую, так и приготовленную рыбу по низкой цене. Из гавани у музея «Меритариум» предлагают отправиться на экскурсию в форт «Елизавета» («Элизабет»). Это, пожалуй, наиболее интересный остаток милитаристского прошлого города. Сохранились мощные укрепления из местного камня, кое-где расставлены старинные пушки. От музея хорошо пройти по круговому пешеходному маршруту «Тропа Екатерины». Это дорожка, которая тянется по югу острова через смотровые точки и достопримечательности. Самый красивый вид открывается с маяка (заложен в 1790 г.). В центре приятно прогуляться по аллее памятников, парку Сибелиуса. Ну и, конечно, осмотреть церковь св. Николая — старейшее здание города. Интересно и здание кирхи (1898). В ней можно послушать установленный к 100-летию храма орган.

Местом настоящего паломничества российских туристов является царская дача. Она расположена в красивом месте — у порогов на реке Кюми. Сохранились несколько жилых построек, а также церковь, построенная валаамскими монахами в начале XIX века».

Прекрасная городская панорама разворачивается со смотровой башни «Хауккавуори», расположенной на высокой скале (в ясную погоду на горизонте отсюда виден даже остров Гогланд). Это бывшая в водонапорная башня, внешне напоминающая маяк. На первом этаже башни находится кафе. Чтобы подняться по винтовой лестнице на верхнюю смотровую площадку, где установлен телескоп, нужно заплатить 2 евро (в процессе подъема вы познакомитесь с финским искусством). У подножия скалы, на которой высится башня, находится редут Котка — одно из оборонительных сооружений старой крепости. Сейчас внутри него разбит сад с многочисленными клумбами. Есть в городе и ряд других интересных объектов. Так, на ж.-д. станции Котка, рядом с вокзалом, установлен паровоз-памятник Vr-667, открытый для осмотра изнутри. На одном из перекрестков высится увитая плющом скала, по которой «ползают» огромные железные муравьи. А неподалеку находится сквер с оригинальными фигурами людей и животных, сделанными из… старых автомобилей!

От Котки до Пюхтяя дорога сначала проходит по населенной местности, а потом через леса и поля. На выезде из Пюхтяя нужно свернуть на трассу № 170. Наиболее интересные места начинаются за поселком Pyttis (у кирхи поворот на север, на Vastila). Через 3 км уходим налево, на грунтовку, по указателю «Королевская дорога», и подъезжаем к мостику через реку Кюми.

Илья Гуревич: «Попрыгав по мостикам, дорожка выводит к сталепрокатному заводу-музею в Stromfors. Здесь сохранились старинные постройки: водяная мельница, заводо-управление, дома, в которых жили рабочие, а также некоторые производственные здания и церковь. Недалеко от старинных построек стоит современная фабрика.

Через 4 км в сторону от трассы № 7 есть неплохое место для отдыха на водохранилище. Здесь же старинный мост. От него идут две дороги: на юг и на запад. Западный вариант более быстрый, но частично по загруженной дороге № 7. Южный идет по грунтам большим крюком. Обе дороги сливаются за 6 км до Ловиисы. В пользу южного направления наличие рыбного кафе-магазина на берегу залива.

Ловииса — город, основанный в 1745 году как шведское приграничное укрепление. На въезде он встречает велотуриста крепостью из двух корпусов. Еще одно укрепление (Svartholma fortress) находится в 10 км от города, на острове в заливе (можно добраться корабликом от морского музея). В центре большая кирха недавней постройки, старинное здание ратуши на площади и одна симпатичная улочка, ведущая от кирхи на юг. Не поленитесь пройти по ней — увидите кварталы настоящего городка XIX века с одноэтажными зданиями, заборчиками и фонарями».

Выезжаем из Ловиисы по велодорожке вдоль трассы № 170 в направлении Порвоо. Не поленитесь сделать 4-километровую петлю и заехать в Pernaja (петля совпадает с Королевской дорогой). Там есть большая кирха, памятник Микаэлю Агриколе (финскому просветителю и реформатору, основоположнику финского литературного языка), а чуть далее по маршруту находится его могила.

Светлана Соловьева: «Порвоо — один из красивейших городов Финляндии. Права города он получил от Магнуса Эриксона (короля Швеции), который в 1346 году побывал в этих краях. Город развивался как удобный торговый центр, определенным свидетельством чему являются выстроенные на берегу реки амбары, ставшие сегодня его визитной карточкой. В Порвоо есть три наиболее интересных района: старый центр, кварталы в стиле ампир и набережная.

На старинном вокзале действует железнодорожный музей. А если пойти к мосту, ведущему в центр, то вам откроется наилучший вид на город. Поднявшись от моста вверх, можно выйти к площади Kirkkotori, на которой расположены основные достопримечательности: кафедральный собор, колокольня, гимназия, резиденция шведской лютеранской церкви. Главная улица, Mannerheiminkatu, отделяет живописный беспорядок улиц средневекового Порвоо от правильных линий городка в стиле ампир.

Набережная, расположенная выше моста по течению Porvoonjoki, занята знаменитыми амбарами. А на углу с Mannerheiminkatu стоит 4-этажное кирпичное здание (1902). Сегодня оно известно своим кафе-баром и… кофейной фабрикой. Кофе местного помола в основном раскупается туристами для подарков. Набережная ниже Mannerheiminkatu занята старыми судами. Часть их работают как рестораны, некоторые фрахтуются для прогулок по шхерам, а в целом они создают морской антураж города».

Переночевав в Порвоо, с дороги № 1543 сворачиваем на дорогу № 1541 и через 3 км попадаем на знакомую нам 170-ю трассу. Можно и сразу по ней выезжать, но указатель «Хельсинки» показывает путь на автостраду, а нам нужна дорога на Kullo. Если ехать из центра по главной улице, то через километр от моста будет нужный поворот. По трассе № 170, а потом по велодорожке вдоль нее добираемся до столицы. На въезде стоит указатель на всесезонный кемпинг Rastila, расположенный в 200 м от велодорожки, на которую вы съезжаете с трассы.

Конечно, осмотреть все достопримечательности Хельсинки за один день нереально. Да и рассказу о них лучше посвятить отдельную статью. Так что оставим экскурсию по столице Суоми на следующий раз.

В избранном В избранное
6111
Предложения