Яндекс.Метрика
Загородное обозрение

СалонПоиск загородной недвижимости

Открыть журнал

Деревянные крылья мечты

Технологии строительства / 01.07.2011

Редакция проекта «Загородное Обозрение»

197022, Санкт-Петербург, Большой пр. П.С., 83

zagorod.spb.ru
info@zagorod.spb.ru

Телефон/WhatsApp:

Авторские права

ЗО Загородное обозрение
Дом из дерева у большинства ассоциируется с бревенчатой избой — основательной, с детства привычной глазу, с приятным «духом» внутри, ведь дерево «дышит», создавая удивительную, неповторимую атмосферу. Но при всех наших устойчивых положительных ассоциациях на тему деревянных домов, хорошо, однако, что архитекторы мыслят совершенно иначе! То, что получается у них при проектировании деревянных построек, разительно отличается от избы. Премия АРХИWOOD, как и множество других конкурсов, воспевающих красоту и экологичность именно древесины, не раз доказывала: возможности деревянного домостроения куда богаче, чем все мы привыкли думать.

АРХИWOOD — ежегодная общероссийская премия за лучшее архитектурное сооружение из дерева. Премию можно считать совсем юной, поскольку учреждена она в 2010 году, но, судя по числу желающих принять участие (в 2011 году было подано около 100 заявок из разных регионов России), весьма своевременной. На конкурс принимаются объекты, построенные в течение года — с марта предыдущего года по март текущего. Конкурируют участники в шести номинациях: «Загородный дом», «Интерьер», «Арт-объект», «Малый объект», «Дерево в отделке», «Дизайн городской среды».

Организаторами мероприятия в этом году выступили PR-агентство «Правила общения» и компания «Росса Ракенне СПб»; официальным партнером стал курорт «Пирогово», а номинацию «Арт-объект» поддержала компания «Вектор Инвестментс».

Куратором премии и душой церемонии награждения, прошедшей 26 мая в ЦДХ в рамках выставки «ARCHМосква-2011», был архитектурный критик Николай Малинин.

Кто судил и кто судим

В шорт-лист премии АРХИWOOD-2011 вошли работы таких мастеров, как Тотан Кузембаев, Александр Бродский, Николай Белоусов, Дмитрий Долгой, Светлана Головина, Борис Бернаскони, и архитектурных бюро Gikalo Kuptsov Architects, Za_Bor, «Архитектурная группа ДНК» и других широко известных и только еще заявляющих о себе фигур отечественной архитектуры. Голосование по представленным работам проводилось на сайте премии www.archiwood.ru. Шло оно и на выставке в ЦДХ, где все желающие могли отдать свой голос за понравившиеся работы весьма примечательным образом — деревянными бельевыми прищепками, крепить которые полагалось к веревке, протянутой под фотографией каждого объекта. Элемент интерактивности придавал особое очарование всему происходящему. К тому же сразу становилось понятно, на чьей стороне симпатии собравшихся: популярные постройки выделяло увесистое ожерелье из прищепок, тогда как аутсайдеры завоевывали всего лишь по 5–6 «знаков отличия»...

Впрочем, неудачных работ не было вообще. Тем сложнее пришлось авторитетному профессиональному жюри, в состав которого вошли архитекторы Владимир Плоткин, Александр Ермолаев, Николай Лютомский, Андрей Иванов, Федор Арзаманов, архитектурные критики Елена Гонсалес, Александр Ложкин и Николай Малинин.

Чудо-дерево

Выставка расположилась не внутри здания ЦДХ, а снаружи, в подколоннадном пространстве. Собственно экспозиция — тоже творческий проект, над которым в этом году потрудились архитекторы Антон Кочуркин и Алиса Курганова. Конечно же, материалом для работы стало дерево. В руках молодых оно обрело непривычную пластичность: деревянная лента змейкой вилась то по земле, то в воздухе, постоянно меняя направление и оставляя под экспозицию окна, прямо на которых и были напечатаны фотографии объектов-номинантов. Деревянные ступени буквально «стекали» от центрального входа в ЦДХ к стенду АРХИWOOD и привлекали посетителей выставки в качестве удобных мест для сидения.

Экспозиция была весьма разнообразной, количество объектов и, самое главное, их оригинальность, удивляли и завораживали. Гостевые домики из дерева, шикарные особняки в классическом стиле, напоминавшие о расцвете российского дворянства, необыкновенно изящные беседки — все представленные объекты очаровывали гармоничностью. Очень много фотографий было сделано на курорте «Пирогово», и все пироговские объекты смотрелись столь эффектно, что у тех, кто никогда не был на этом курорте, сразу же возникало желание поехать туда.

Лучшие из лучших

Уходить с залитого солнцем пространства экспозиции внутрь ЦДХ, на церемонию награждения, не хотелось, но любопытство победило — надо же узнать, кто признан лучшим! В каждой номинации премии было два победителя: один — по результатам народного голосования, другой — признанный архитекторами-профессионалами.

Максимум интереса вызвали проекты из категории «Загородный дом». По народному голосованию победу одержал объект «Дом на склоне» Кирилла Пернаткина, архитектора из Нижнего Новгорода (ЗАО «Автокомплект»). За первое место этот проект сражался с «Домом в Захарове» Олега Карлсона (АСБ «Карлсон и К»). К слову, забавную переписку мэтра архитектуры и молодого специалиста, отражающую их идейные разногласия, можно прочитать на сайте премии. Олегу Карлсону первое место не досталось, но ему был вручен спецприз журнала «Деревянные дома» за «продолжение традиций русской классической архитектуры».

Профессиональное жюри признало лучшим в этой номинации объект VOLGADACHA Бориса Бернаскони (бюро BERNASKONI). Лапидарный дачный дом с черными фасадами и белыми интерьерами обошел за последний год все архитектурные журналы и удостоился многочисленных восторженных отзывов. Его автор на официальную часть церемонии опоздал, поэтому приз пришлось вручать в перерыве между песнями группы La Fille, выступление которой продолжило вечер.

К категории жилых домов был отнесен объект «Летний домик» — элегантная надстройка, радикально преобразившая старый гараж на дачном участке. Его авторы, молодые архитекторы Евгений Морозов и Анастасия Измакова (АБ METATECTURE), получили спецприз от организатора премии.

В номинации «Малый объект» победу по итогам общественного голосования одержал «Удаленный офис» архитектора Александра Константинова, возведенный на фестивале «Архстояние-2010» в деревне Никола-Ленивец Калужской области. Сама идея удаленной работы сегодня волнует многих. Проект Александра Константинова оказался весьма элегантным и, конечно же, заставил «офисный планктон» лишний раз задуматься о суетности жизни в мегаполисе.

Надо сказать, что фестиваль «Архестояние-2011» все в той же деревне Никола-Ленивец будет посвящен строительству сараев. Об этом рассказывала экспозиция, развернутая рядом с выставкой номинантов премии АРХИWOOD, в подколоннадном пространстве справа от центрального входа. Одни только названия сараев такие, что хочется бросить все и поехать на фестиваль, — надо ли говорить о представленных эскизах!

Вернемся, однако, к награждению в номинации «Малый объект». Профессионалы признали лучшим объект «Архприют». Это сооружение площадью 100 кв. м, способное вместить 20 человек, идейный вдохновитель фестиваля «ГОРОДА» Иван Овчинников реализовал с командой коллег-архитекторов за 24 часа при 20-градусном морозе на подмосковном горнолыжном курорте у деревни Шуколово. После чего вся команда, трудившаяся над проектом, на несколько дней осталась в «Архприюте» жить.

В номинации «Дерево в отделке» победили сразу два объекта, построенные на курорте «Пирогово» за последний год. «Дом у пятой лунки», самый большой на сегодняшний день объект, спроектированный архитектурным бюро Александра Бродского, — по итогам общественного голосования. А «Дом яхтсмена» архитектора Светланы Головиной (архитектурная мастерская X.Y.Z.) — по результатам голосования жюри удостоен премии за высочайший профессионализм исполнения и фирменное комбинирование дерева и оргстекла на фасаде.

Объект «Деревянная курватура» Дмитрия Александрова и Веры Гапон был признан лучшим в номинации «Интерьер» и проголосовавшими посетителями, и жюри. Это первый случай в истории премии, когда мнение профессионалов и любителей совпало (правда, напомним, что премии всего два года!). Этому объекту достался и спецприз журнала «Жилая среда». Проект реализован в Подмосковье, в деревне Пикино. Авторы же его на церемонии не присутствовали — находились в Италии, поэтому получить награду за сына на сцену по очереди поднялись его родители: архитектор Татьяна Царева, признавшаяся, что в роли мамы в архитектурном сообществе выступает впервые, и скульптор Кирилл Александров.

В номинации «Арт-объект» общественное голосование присудило победу Степану Липгарту из архитектурной группы «Дети Иофана» за его Танк «Цветы павшим», участвовавший в выставке на «Винзаводе». Компания «Вектор Инвестментс», выступившая партнером этой номинации, пригласила «Детей Иофана» придумать арт-объект, который будет установлен на въезде в Истринскую долину. Жюри признало лучшим объект Буква «Покой» команды SKIPeople (Ольга Пономаренко, Полина Илюшина, Андрей Бреславцев, Глеб Холопов; бюро «Сергей Киселев и партнеры»), реализованный в рамках проекта «Город Азъ» на архитектурном фестивале «ГОРОДА» в Рязанской области.

Еще одна номинация, ярко представленная на выставке, — «Дизайн городской среды». Победителем по общественному голосованию стали беседки в Марфине, построенные Ильей Мукосеем и Наталией Воиновой из студии «ПланАР». Жюри же выделило масштабный проект «Стрелка» (Институт медиа, архитектуры и дизайна на «Красном Октябре»), буквально преобразивший городскую среду. Приз авторам «Стрелки» (а это архитекторы бюро Wowhouse Олег Шапиро, Дмитрий Ликин, Ольга Рокаль, Анастасия Рычкова, Галина Серебрякова) вручал член экспертного совета премии Григорий Ревзин, который признал, что целый год все только о «Стрелке» и говорят, но в этом жанре ей действительно нет равных.

Итак, итоги премии подведены, награды розданы. Остается лишь пожалеть о том, что конкурса следующего года ждать еще долго!

В избранном В избранное
3306
Предложения