Яндекс.Метрика
Загородное обозрение

СалонПоиск загородной недвижимости

Открыть журнал

Биеннале в Венеции: Объединяйтесь и общайтесь

Проектирование / 28.09.2012

Редакция проекта «Загородное Обозрение»

197022, Санкт-Петербург, Большой пр. П.С., 83

zagorod.spb.ru
info@zagorod.spb.ru

Телефон/WhatsApp:

Авторские права

ЗО Загородное обозрение
Желающие быть в русле модных течений интерьерного искусства едут в апреле в Милан, страждущие увидеть новые приемы декоративного садоводства ежегодно в мае направляются в Лондон, а профессиональные зодчие и те, кому хочется знать все о витках эволюции архитектуры, считают делом чести посетить Венецианскую архитектурную биеннале. В самом романтичном европейском городе каждые два года архитектурная элита планеты разрабатывает основные тренды гармоничного развития городов и весей, а также актуальную философию «музыки в камне».

Выставка этого года, 13-я Венецианская биеннале архитектуры, не просто имела «свое лицо», она серьезно отличалась от всех предыдущих. Одна из причин — сам девиз биеннале, который по традиции всякий раз называет куратор выставки. Для Биеннале-2012 возглавивший ее Дэвид Чипперфильд выбрал «Common Ground» («Общая земля» или, более метафорично, «Точки соприкосновения»). Словно по мановению волшебной палочки, архитекторы отошли от проектов, которые при всем их разнообразии можно было бы охарактеризовать как «триумф отдельно взятого архитектурного гения» и образчиками которых часто изобиловали архитектурные экспозиции в Венеции Задача этого года — сфокусироваться на таких проблемах архитектуры, как ее обязательство сыграть совершенно четкую роль в коммуникациях. Архитекторы показали всем, как может выглядеть хорошо продуманное пространство для общения самых разных людей.

Экспозиция распределилась по Венецианской лагуне, но сосредоточилась в Арсенале (там, в частности, были представлены проекты таких звездных архитекторов, как Норман Фостер и Заха Хадид) и Саду Джардини. Всего 55 стран были представлены в Венеции, в том числе впервые в выставке приняли участие такие государства, как Ангола, Косово, Кувейт, Перу и Турция. Строительству частных домов было уделено внимание лишь в нескольких национальных павильонах, разместившихся в саду. Именно эту часть выставки мы и обсудим, поговорив предварительно об успехе павильона Российской Федерации, впервые за много лет удостоенного специального приза жюри, и о главных героях Биеннале-2012 — японцах, получивших в этом году самый почетный приз: Золотого льва.

Такие разные награды

Россия с 2000 года не получала никаких архитектурных наград, поэтому специальный приз жюри в Венеции, несомненно, стал событием. К созданию экспозиции приложили руку архитектор Сергей Чобан, Константин Чернозатонский, автор концепции Григорий Ревзин. Были представлены проекты иннограда Сколково. Купол павильона заполнили квадратами с QR-кодами, при наведении на них айпадов на мобильных устройствах, выданных посетителям, открывались объекты иннограда. Очевидно, что специальный приз вручен главным образом за эту оригинальную подачу и лишь отчасти за архитектурные достоинства будущих зданий в Сколково.

Главный приз выставки получила Япония, в павильоне этой страны не было ни микрокосмоса стен, ни продвинутых девайсов для доступа к предлагаемой информации. Экспозиция построена на осмыслении национальной трагедии — жестоких цунами, обрушившихся на острова во время сильного землетрясения в марте 2011 года. Вывод японцев: архитектура может подарить надежду даже при самых тяжелых обстоятельствах. Идея проекта состоит в возможности предоставить пространство жертвам цунами, подарив им место, чтобы «встретиться и владеть», как выразился в аннотации куратор японского павильона. Дома отличаются простотой, но даже в самых простых форматах есть место для встреч и общения. Японский проект по своей сути непростой, куда сложнее, чем явленный обществу футуристичный образ России в виде спроектированного иннограда. Архитекторы Страны восходящего солнца вступают в диалог с людьми, пострадавшими от стихии, но их скромность и невероятная тактичность обнаруживают: истинная роль архитектуры далека от мыслей о международной известности и славе.

Частный дом: акцент на легкость восприятия

Выставка в Венеции бесконечно разнообразна, но частному домостроению, строительству малоэтажных зданий, а также использованию при этом дерева внимание уделили в основном скандинавские архитекторы. В этом году праздновался пятидесятилетний юбилей павильона Скандинавии. Экспозицию формировали тридцать два архитектора, родившиеся после 1962 года. Перед ними стояла задача создания модели концептуального дома, отражающего их философию архитектуры.

Сам павильон был разработан лауреатом Пулитцеровской премии Сверром Феном и описан как «дистиллированная, изящная» версия скандинавского дома. В этом году он символизирует физические и метафорические «точки соприкосновения» Финляндии, Швеции и Норвегии.

Блистательно выступила Финляндия. И это неудивительно, особенно с учетом того, что Хельсинки в 2012 году были объявлены столицей мирового дизайна: титул почетный и ко многому обязывающий. К этому событию приурочили открытие деревянной часовни оригинальной архитектурной формы и полностью состоящей из деревянных конструкций. Этот проект наряду с другими был представлен на биеннале. «Дерево начинает и выигрывает» — среди обилия проектов из кирпича и бетона овальный профиль деревянной часовни напоминал о неувядающей жизненности строительства из дерева.

Скандинавы представили архитектуру, вдохновленную окружающей природой и при этом четко осознающую социальную и коммуникативную ответственность. Очевидно стремление к энергоэффективности и экологичности построек, четко привязанное тем не менее к проблематике цифровых технологий. Авторы проектов рассчитывают, что их опыт маленьких, но чрезвычайно жизнеспособных домов, окажется «заразным».

Замечательные работы были представлены датчанами, руководствовавшимися архитектурным принципом «Мы лишь в гостях у природных ландшафтов». Им определяется деликатность подхода и легкость, которую демонстрирует их приватный дом. Глядя на датский проект, поражаешься, каким неожиданно новым строительным материалом может выступить дерево, насколько оно современно и пластично.

Приятные нюансы

На Венецианской архитектурной биеннале этого года много внимания было уделено вопросам реконструкции и сохранению архитектуры. Им были посвящены и целые павильоны, например павильон Германии. Среди проектов, рассказывающих о реконструкции кварталов, ничуть не потерялись фотографии частного дома в немецком Аахене. Расширение кирпичного старого здания выполнено с пиететом к размерам старого дома: контуры прежнего строения сохранены в новом фасаде, что необычайно трогательно, а функциональности дома никак не мешает.

Итальянцы в свою эффектную экспозицию включили несколько объектов, подвергшихся реновациям. Например, офис компании Catellani & Smith — яркий пример пространства, хранящего в себе древнюю историю страны и при этом способного стать источником для творчества, устремленного в будущее, с использованием самых современных технологий.

Как хорошую шутку, в которой, как известно, есть лишь доля шутки, можно воспринимать проект — пародию на некий абстрактный дом в Венеции, где гондолы словно бы вплывают в окна и становятся частью здания, вполне обитаемого.

И наконец, порадовать любителей природы была призвана инсталляция с выращиванием в специальных контейнерах растений, и не просто растений, а больших деревьев. Впрочем, сторонников загородного образа жизни такие контейнеры вряд ли заинтересуют — сад можно развести и под окнами, в натуральном виде…

В избранном В избранное
2938
Предложения