Когда-то давно здесь проходила граница между Новгородским княжеством и Шведским королевством, потом в XVII веке остров Котлин отошел шведам, но как только шведские корабли ушли в свои незамерзающие порты, Петр I немедленно начал насыпать острова вокруг и строить на них оборонительные форты. Новая столица Империи, город Петербург, был уже заложен и нуждался в бдительной и надежной защите. Весной шведские корабли, открыв навигацию, с изумлением обнаружили в водах, которые они считали своими, уже готовую мощную крепость, заслоняющую собой проход к Невской губе. Строил крепость не кто-нибудь, а итальянский архитектор Доменико Трезини. В итоге крепость получила название Кроншлот, что в переводе означало коронный замок, и была так хорошо расположена, что за всю историю и крепости, и города, мимо нее не прошло ни одно неприятельское судно. Постепенно из крепости Крошлот превращался в целый город, здесь строились дворцы для императора и приближенных, сюда переселяли дворян и крестьян на постоянное поселение, здесь Петр I заложил крепость, которая окружала весь город и все портовые сооружения. Тогда-то новый город и был переименован в Кронштадт, «город-крепость».

Впоследствии Кронштадт стал базой Балтийского флота, много раз перестраивался, обзаводился новыми фортами вокруг, горел и строился снова. Благодаря своему положению, город всегда был военный, и только в 1996 году перестал быть закрытым городом, а стал доступен для всех желающих посетить его. И это была замечательная новость. Стратегическое значение города и его недоступность для всех была полностью оправданы. Но его потрясающий климат, свежий соленый морской ветер, наполняющий легкие чистым дыханием, дарящий невесомость и размах, необъятная даль горизонта, где море переливается в небо и наоборот, наконец, могли увидеть и почувствовать множество людей, ранее не обладавших возможностью посетить город. Сейчас в Кронштадт возят автобусы туристов, и петербуржцы с удовольствием приезжают сюда, чтобы насладиться невероятными морскими пейзажами, исследовать таинственные старинные форты, полюбоваться архитектурой города, соединяющей землю и воду.

В городе действует Морской завод, занимающийся ремонтом судов и турбин, но большая часть жителей все же работает в Санкт-Петербурге. При этом Кронштадт имеет налаженную инфраструктуру: библиотеки, школы, больницы, дворцы культуры, магазины, рестораны, кафе, спортивные школы, здесь издаются четыре местные газеты. По острову Котлин ходят 3 социальных и 3 коммерческих автобусных маршрута. Кроме того, автобусное сообщение связывает Кронштадт с Петербургом, со станциями метро «Старая Деревня», «Черная Речка», «Проспект Просвещения», а также с Лисьим Носом, Сестрорецком, Ломоносовом и городами Ленобласти.

На острове строится единственный объект —  малоэтажный жилой комплекс  «Амазонка» (ГК «КВС»), застройщик позиционирует его как объект бизнес-класса. Большая часть земель на острове Котлин принадлежит Минобороны, и они не вовлечены в рыночный оборот. Хотя существует точка зрения, что западная часть острова, выходящая к Финскому заливу за КАД, могла бы иметь хорошие перспективы для коттеджной застройки.