Загородная
недвижимость
и все о ней
Выбор сделать
легко!
Коттеджные поселки Загородные дома Квартиры за городом
Пресс-релизы, новости Реклама на портале, в журнале

Ландшафт

Пейзажный английский парк

Английский пейзажный парк — стиль ландшафтного сада, возникший в Великобритании в начале XVIII века и распространился по Европе, заменив более формальный и симметричный французский сад, который был главным парковым стилем в Европе XVII века.

Если французский регулярный стиль, лучше всего известный по Версалю, с помощью прямых дорожек и стриженых кустарников демонстрировал полный контроль человека над природой, то английский пейзажный стиль проповедовал искусство, неотличимое от природы.
Пейзажный парк обычно включает озеро, холмы, покрытые лугами, среди которых разбросаны группы деревьев и единичные постройки: храмы, готические руины, мосты и прочая живописная архитектура, вызывающая ассоциации с пасторальными ландшафтами. Со временем этот стиль распространился по всему миру, и в XIX веке большая часть общественных парков и садов создавалась под его влиянием.

Основатели стиля

Создателями пейзажного парка считаются Уильям Кент и Чарльз Бриджман. Архитектор, художник и дизайнер мебели Уильям Кент (1685–1748) прожил в Италии более десяти лет и вдохновился знаменитыми классицистическими зданиями Андреа Палладио в регионе Венето. Вернувшись в Англию, он строил виллы в палладианском стиле и проектировал сады, соответствующие этим торжественным зданиям. К его работам относится первый настоящий английский пейзажный парк в Чисвик-Хаусе, сад в Стоурхеде, который считается одной из первых работ в «живописном жанре», а самым значительным считается Роушэм-Хаус в Оксфордшире. Наиболее масштабная по площади работа — это Стоу-Хаус в Бакингемшире, который был переделан из регулярного парка в пейзажный и переосмыслен как естественное продолжение окружающего ландшафта.
Чарльз Бриджман (1690–1738) был сыном садовника и опытным садоводом, занимавшим должность королевского садовника при дворе королевы Анны. Он поддерживал и перестраивал сады в Виндзоре, Кенсингтонском дворце, Хэмп­тон-корте и Гайд-парке. Вместе с Кентом он работал над несколькими крупными садами, поскольку его познания в ботанике и садоводстве помогали Кенту реализовывать архитектурные фантазии.

Большой стиль

«Великая эра» английского пейзажного парка наступила чуть позже. Наиболее влиятельным дизайнером считается Ланселот Браун (1716–1783), по прозвищу Capability (талантливый, умелый, производительный).
Так его прозвали не зря — он создал около 170 садов, самые известные его работы: Петуорт в Западном Сассексе, Четсворт в Дербишире, Бовуд в Уилшире и дворец Бленхейм в Окфордшире. Браун упрощает структуру парка, полностью отказываясь от геометрических линий аллей и партеров, которые он заменяет открытыми пространствами полян и лужаек, откуда открываются перспективы, визуально расширяющие парк.
Хэмфри Рептон (1752–1818) — последний великий английский ландшафтный дизайнер XVIII века, часто называемый преемником Умелого Брауна. Рептон не любил открытые пространства, засаживал свои сады кустами и деревьями, организованными в группы разной плотности. Среди самых известных его работ — Блейс-кастл в Бристоле, Уобёрн-Эбби в Бедфордшире и Стоунли-Эбби в Уорвикшире.

Особенности стиля

Рептон сформулировал основной принцип построения пейзажного парка: свободная планировка с использованием естественных ландшафтов, за счет которой подчеркиваются природные красоты и маскируются ландшафтные недостатки. При создании пейзажных композиций необходимо добиваться иллюзии естественности, а все элементы сада подчинять общему замыслу. В саду желателен неровный рельеф с холмами, оврагами, водоемами и болотами. Плоский ландшафт изменяется искусственно, на нем создаются озера, холмы, впадины, при этом всячески скрывается их рукотворность.
Главная задача при создании сада — добиться впечатления давно сложившегося щемяще красивого природного ландшафта. Несмотря на кажущуюся естественность, в английском пейзажном парке соблюдается строгая иерархия посадок и тщательно подбираются растения, благодаря чему сад красив во все времена года.


Строения в английском парке второстепенны, они вписываются в пейзаж, но ни в коем случае не доминируют. Например, павильон выглядывает из зарослей деревьев, которые значительно превышают его объем, мост органически вырастает из понижений рельефа, руины всегда обвиты плющом...
В пейзажном парке необходима непредсказуемость и за каждым новым поворотом аллеи или зарослью кустов и деревьев посетителя может ждать сюрприз: поляна с завораживающим видом, мост, павильон в палладианском стиле или садовая руина. В англо-китайских садах были павильоны шинуазри (в буквальном переводе с французского — «китайщина»), так, например, появилась пагода в садах Кью Уильяма Чемберса. Нередко в парке строились павильоны в разных стилях.

С острова на континент

Популяризатором пейзажного парка стал Жан-Жак Руссо, который перепланировал свой сад в Эрменонвилле по английским образцам. Прижились парки в Германии, где близ Дессау и Бад-Мускау появились сады, не уступающие английским образцам.
Не отставала и Россия: под Петербургом есть изумительные образцы пейзажных парков: Екатерининский, Павловский и Гатчинский, а также Монрепо в Выборге.

Виктор ТРОПЧЕНКО
26.02.2016 | Количество просмотров: 3123

Популярные статьи

Статьи рубрики

Импрессионизм в оттенках зеленого

Главные черты самых запоминающихся садов последних лет — это яркий дизайн неживых элементов и натуральность живых. Современный сад строится на диа­логе: от тихой беседы нюансов до шумной дискуссии контраста природного и рукотворного. Этот диалог всегда об устойчивости, sustainability. В результате получаются сады, которые требуют минимума затрат при создании и уходе, однако сохраняют задуманный архитектором облик.

Сосны на песке. Особенности озеленения участков на Карельском перешейке

Живописные озера, гранитные скалы и сосновые леса позволили Карельскому перешейку стать излюбленным местом дачного отдыха петербуржцев. По традиции дача всегда окружена садом, при создании которого неизбежно приходится учитывать природные особенности участка. Карельский перешеек очень разный, но в основном это песчаные почвы, выходы скальных пород и сосновые или смешанные леса. Конечно, есть, и ольшаники, и ельники, и луга, и болота, но наибольшей популярностью пользуются лесистые участки, выходящие на берег озера.

Как оживить сухую тень

В тенистой и сухой части сада условия для растений наиболее тяжелые, газон там погибает, и даже сорняки час­то не растут. Но и эти уголки можно без особых усилий превратить в место, не менее привлекательное с точки зрения ландшафтного дизайна, чем любые другие части сада. Особенно важно это на небольших участках, где на счету каждый квадратный метр.

Шелковый путь сквозь Михайловский сад

Восьмой международный фестиваль ландшафтного искусства «Императорские сады России» назван «Сады шелкового пути» и посвящен садовому искусству тех стран, по которым этот путь проходил: Китая, Индии, Японии, Кореи, нынешнего Казахстана, Туркменистана, Азербайджана, Грузии, Турции, восточных российских территорий и европейских стран — Италии, Франции, Германии. Великий шелковый путь соединил разные страны и народы, связал их материальную, художественную и духовную культуры. Участники выставки пытались в садовых композициях и художественных инсталляциях осмыслить этот первый опыт глобализации в истории человечества.