Загородная
недвижимость
и все о ней
Выбор сделать
легко!
Коттеджные поселки Загородные дома Квартиры за городом
Пресс-релизы, новости Реклама на портале, в журнале

Ландшафт

Играем в природу

Пейзажные английские парки завораживают, поскольку в этих рукотворных ландшафтах природа улучшена так, чтобы создавать виды, приятные человеческому глазу.

Мы чувствуем себя наиболее комфортно среди групп деревьев и больших открытых пространств между ними, холмов и перелесков, рек и озер. Для создания такого парка нужна большая территория, в малом саду подобные ландшафты воплотить не удастся. А что можно перенести на участок и как это обыграть?
Как правило, участок 10–20 соток в обычном коттеджном поселке — это часть поля, леса, склона, посреди которой стоит двух-трехэтажный коттедж. Вокруг видно несколько домов сопоставимых по размеру, этажности и архитектуре. То там, то здесь виднеются небольшие постройки: бани, гаражи, беседки, летние кухни. Вся территория поселка перегорожена заборами, обычно непрозрачными.


Перелески? Холмы? Озера? Луга? Взгляд, уносящийся на километры? Нет, в лучшем случае взгляд через двадцать метров уткнется в глухой забор или соседский дом. Тем не менее, думая о будущем саде, люди представляют пейзажный парк, почему-то обязательно с газоном. Хотя, казалось бы, о каком стриженом газоне может идти речь в пейзажном стиле?

Обмани меня

На своем участке мы почти всегда зажаты геометрическими формами: постройками, забором, домами на соседних участках. Неживые объекты в человеческом восприятии всегда доминируют над живыми. Так устроена наша психика. Мы всегда вначале отметим дом и лишь потом переведем взгляд на необычное дерево перед ним. И лишь в силу «профессио­нальной деформации» ландшафтный архитектор прежде увидит в цветнике отличный план, а только потом скульптуру и растения, ботаник же заметит экзотическое дерево, садовник — хорошо сформированную живую изгородь. С точки зрения обычного человека, неживое неизбежно привлекает внимание, и единственный способ избежать ощущения бессмысленного хаотичного сада посреди урбанизированной среды — создать структуру, обратить внимание зрителя внутрь участка, чтобы то, что находится за границами, перестало иметь для него значение, а большие постройки на территории не подавляли все остальное.


Как живому побороть неживое? Ему нужно прикинуться неживым. Именно этим объясняется обилие в садах европейских пригородов стриженых форм: их жесткая геометрия оказывается тем элементом, который сочетает природные растения и формы, вполне способные конкурировать с постройками и заборами. Европейцы обычно сажают изгородь на паях с соседом, получая куда более функциональный элемент садового интерьера, чем забор. Ведь изгородь не только защищает от взглядов, но и спасает от шума, пыли, ветра. К сожалению, у нас часто пренебрегают стрижеными изгородями и формами, считая их слишком сложными в уходе. В действительности это не так: в первые годы, пока изгородь растет, ее нужно стричь 2–3 раза за сезон, а зрелую — достаточно один раз в год, при условии что растения подобраны по скорости роста.


Еще один элемент, примиряющий живое с неживым, — это газон, считающийся у нас почти необходимым элементом сада. Для соответствия пейзажному стилю его можно чуть усложнить, применяя геопластику, создавая небольшие искусственные холмы, переключающие внимание с неприродного окружения.
Поможет и такой прием, как создание древесно-кустарниковых композиций, которые замкнуты сами на себя. Они очень удобны для ландшафтных компаний, потому что их можно посадить на любом участке, сэкономив время на разработку проекта. И хороши для заказчика, поскольку оказываются самодостаточной пейзажной структурой, притягивающей и не отпускающей взгляд. При этом состоит композиция из проверенных сочетаний растений, совместимых и биологически, и визуально.

Мечты о пейзажном парке

Где же можно разместить элементы пейзажного сада на участке? Между газоном и живой изгородью. Надо понимать, что это будут лишь отдельные элементы свободных очертаний, некие уголки, создающие ощущение природности, но не полноценный пейзажный парк. Таких элементов несколько: древесно-кустарниковые группы, цветники, каменистые горки и россыпи, пруды, водопады и ручьи. Главное — не пытаться полностью скопировать природу, а только создать ощущение природности. Также важно использовать «заимствованный пейзаж»: размещать те или иные элементы сада так, чтобы ландшафты вне сада смотрелись их продолжением. Например, группы деревьев могут стать продолжением посадок на участке, выходы скальных пород — деталью альпинария, а водоем — частью озера.
Древесно-кустарниковые группы состоят из разных деревьев и кустарников, иногда в них включают многолетники. Размер деревьев зависит от общего размера группы: чем больше ее площадь, тем крупнее могут быть выбранные виды. Непременно следует сочетать вечнозеленые хвойные и листопадные породы. Нередко на участках для постоянного проживания хотят ограничиться только хвойными, потому что зимой лиственные стоят голыми. Это ошибка: сад из хвойных статичен, зимой в мороз хвоя тускнеет, лиственные же не только меняются круглый год, силуэты их ветвей в сочетании с низким зимним солнцем и снегом создают то, что ландшафтные архитекторы называют «зимняя графика». Зимой в саду хочется видеть больше света, и становящиеся прозрачными кроны листопадных деревьев этому способствуют. Кроме того, кора у многих деревьев и кустарников ярких цветов — сорта отбираются и по этому признаку.
Пейзажный цветник — это новая волна, популярная во всем мире. Такой цветник должен создавать ощущение естественности, что достигается использованием многолетников, по виду напоминающих полевые цветы. Посадка их большими массивами создает ощущение цветущего луга, ведь в природе травы всегда растут большими группами одного вида или нескольких видов вперемешку, а не по нескольку штук в широком ассортименте (как это принято в традиционном миксбордере). Если вы любите флоксы, астильбы или ирисы, то создать ощущение натурального пейзажа можно, посадив в моноцветнике сорта разных оттенков, чтобы образовался пестрый рисунок, похожий одновременно и на меланжевую пряжу, и на мазки художников-импрессионистов.
Альпийские горки редко отличаются хорошим дизайном. Как сделать альпинарий? Нужно использовать один вид камня, при этом гранитные валуны плохо подходят для горки, им проще найти место в древесно-кустарниковой композиции. Есть исключения, при которых можно задействовать и два вида, но придется их тщательно подбирать и использовать в разных функциях (например, дорожка внутри альпинария сделана из одного камня, а скалы — из другого). Растения же нужны типа высокогорных: невысокие, компактные, стелющиеся формы, желательно не пестролистные, декоративные не только в период цветения.


Самый модный в последние годы вид альпинария — так называемая «чешская скалка», имитирующая выход горной породы. Она представляет собой вертикально поставленные рваные плиты камня, пространство между которыми засыпано камнями разного размера, а среди них посажены альпийские растения. В итоге готовое сооружение напоминает каменистую осыпь.
Водная гладь, шум водопада и бег ручья оживляют участок и улучшают микроклимат на нем. Пейзажный стиль предполагает свободные очертания береговой линии, тщательно подобранный камень для отделки берегов и дна. При этом органичнее здесь будут выглядеть плитняк и глыбы, особенно если предполагаются «выходы» камня на берегу. Гальку можно положить на дно водоема или ручья, но подобрать похожую на плитняк по цвету и фактуре. И не стоит экономить на количестве, поскольку ничто так не портит водоем, пытающийся казаться природным, как выглядывающая из-под облицовки пленка или пластмассовый бортик. Сорта кувшинок нужно подбирать такие, чтобы, разрастаясь, они не закрыли всю поверхность пруда. Водные и болотные растения лучше сажать массивами. Если позволяет площадь участка, можно перекинуть мостик через пруд. В пейзажном уголке сада просится мост, облицованный рваным камнем.
Сад вокруг дома — это не пейзажный парк хотя бы в силу размеров, в нем можно использовать лишь элементы пейзажного стиля, встроенные в общую концепцию участка. Создание сада и уход за ним лучше доверить профессионалам, поскольку исправление ошибок, сделанных при проектировании, благоустройстве и озеленении, обходится дороже, чем проведение работ с соблюдением необходимых технологий.

Виктор ТРОПЧЕНКО
30.03.2016 | Количество просмотров: 2373

Популярные статьи

Статьи рубрики

С птичьего полета: план для загородного дома

Топографическая съемка загородного дома и участка

Дом внутри и снаружи: единое пространство

Свой дом — это ощущение уединения и семейные завтраки за большим столом, праздничные ужины в столовой, барбекю на террасе и отдых у бассейна. Это возможность завести большую собаку, посадить прекрасные цветы и деревья возле дома.

Ландшафтный проект: шаг за шагом

Пришла зима, но многие из нас уже считают дни до начала дачного сезона. В особенности те, кто совсем недавно стал владельцем дачного участка. Долгими зимними вечерами самое время начинать строить планы и разрабатывать проект ландшафтного дизайна

Благоустройство участка: недорого и красиво

Возможно ли обустроить свой загородный участок самому – без привлечения дизайнеров, с использованием недорогих материалов? Пожалуй, да, если подойти к делу творчески.