— В прошлых интервью вы рассказывали о технологии каркасного и фахверкового строительства, а также о своем доме. А как компания чувствует себя на рынке?

— Мы все время пытались ставить во главу угла качество и говорили, что мы из Финляндии и соблюдаем финские технологии в строительстве. Показывали заказчикам пособия для строителей с описанием формирования пирога стены (ClimaWall), стропильной системы, методов установки окон и многого другого. Однако у каждой известной на рынке компании тоже есть похожие альбомы и каждая восхваляет свой метод строительства. Я долго пытался понять, в чем наша уникальность: в определенном подходе к архитектурной эстетике.

— У вас очень интересные проекты.

— Попробую сравнить то, чем мы отличаемся от конкурентов, на примере автомобилей. В мире много хороших автомобилей, а в домостроении в нашем регионе есть определенное число компаний, которые создают хороший продукт, но у нашей есть эстетическая уникальность. Если мы возьмем автомобиль «БМВ», то у него на заднем стекле есть изгиб Хофмайстера, у «мерседеса» он заканчивается острым углом, а «Тойота» делает решетки радиатора с использованием самурайских мотивов…

— Кажется, это называется «дизайнерский язык»…

— И если человек любит эстетику «БМВ», то он к этому бренду лоялен. Кто-то любит эстетику «мерседесов», это может касаться и внутреннего декора интерьера, панели приборов.
Если говорить о домах SKOG и некого конкурента, то проблема потребителя в том, что он просто сравнивает квадратные мет­ры. Иногда заказчик берет наш проект и просит разные строи­тельные компании посчитать смету. Причем чем подробнее эта смета, чем больше там указаний на количество погонных метров древесины, кубических метров бетона, чем подробнее расписаны цены, тем скорее заказчику покажется, что он может проверить смету на предмет благонадежности компании, адекватности цены и что такой дом ему может построить любая строительная компания, потому зачастую выбирает минимальную смету.

— Это хорошо знакомый подход.

— Ошибочно сравнивать дома SKOG с домами конкурентов по цене квадратного метра. Это как сравнивать автомобили разных марок по количеству пластика, потраченного на панели приборов, количеству резины, идущей на покрышки, количеству металла и весу. У каждой марки своя уникальность, и другая компания не сможет повторить ее в точности даже при наличии рабочих чертежей.

— Чтобы оценить качество изготовления автомобиля, иног­да достаточно хлопнуть дверью.

— В нашем доме, как ни постучи, ни похлопай, чувствуется, что он качественный. Если мы говорим о фахверковом доме, то у него балочно-стоечная конструкция из клееного бруса 25 х 40 см. Для каркасной стены мы используем сухую строганую доску 20 х 5 см. Толщина доски, если брать пирог стены, это толщина утеплителя, который закладывается в стену, в подкровельном пространстве утеплитель 30–40 см в зависимости от типа стропил.

— Я слышал, что дешевые каркасные дома, построенные из тонких досок, скрипят, когда по второму этажу кто-то ходит.

— У нас балки межэтажного перекрытия тоже толщиной 20 см. Понятно, что там тепло- и звукоизоляция, пароизоляционные пленки, черновой пол из двойной фанеры на втором этаже. В итоге пирог межэтажных перекрытий получается около 30 см. Наши дома грамотно сконструированы, качественно построены, их пощупаешь, потрогаешь, потолкаешь плечом и поймешь, что это хорошо. Есть и другие компании на рынке, которые строят неплохо и примерно за те же деньги, но архитектура, я считаю, у нас гораздо лучше.

— Сколько стоят ваши дома?

— Я всегда предполагал, что наши дома должны быть на 10–20% дороже большинства домов конкурентов, однако с годами эта разница нивелировалась. Мы создали свое производство в 2014 году, оптимизировали затраты, и я с удивлением обнаружил, что мы выставляем смету не выше, чем конкуренты, оставаясь в рамках плановой рентабельности, но при лучшей архитектуре и более высоком качестве. Это мое мнение, разумеется. Мы строим в среднем 10 домов в год и развиваемся, не увеличивая количество построенных домов, а повышая их качество. Для меня важнее внимание к деталям, больший пиетет к заказчику и лучший контакт с ним для выяснения его потребностей, пояснения ему моментов, которые нам очевидны, а ему нет. Индивидуальная работа ведет к вычленению более требовательных, скрупулезных и нередко более состоятельных заказчиков. Как правило, наша работа по теплому контуру обходится от 10 до 15 млн руб., без стоимости участка, инженерии, внутренней отделки и ландшафтного дизайна.

— Какие ваши проекты пользуются спросом: большой, средней или маленькой площади?

— Как правило, это 250 кв. м, однако бывают заказы от 150 кв. м, ну и 350–500 кв. м случаются.

— Если к вам придет заказчик, желающий построить дом небольшой площади?..

— Некоторое время назад мы говорили заказчикам: если хотите маленький дом, то к нам лучше не обращаться. У нас стоимость квадратного метра высокая, а архитектуру в маленьком доме воплотить не так просто. Сейчас мы не столь категоричны, я уверовал в большую гибкость нашего ценообразования, по мере того как росли опыт проектирования, работы с материалами, скорость и качество работы постоянных бригад. Некоторые конкуренты оказались на шаг впереди с точки зрения разумной экономии, используя продукцию альтернативных производителей, качество которой не ниже, чем у именитых европейских брендов. Мы постепенно последовали за этими тенденциями и провели существенное импортозамещение в течение 2015–2016 годов.

— На что нужно обратить внимание, выбирая строительную компанию?

— Надо смотреть на построенные объекты, доверять опыту, квалификации, уровню архитектурного и эстетического образования. У меня нет архитектурного образования, но есть огромный опыт сотрудничества с финскими и российскими архитектурными бюро, есть постоянный бельгийский партнер по проектированию концептуальных современных домов. Наши клиенты, выбирая нас, могут быть уверены, что в цену конечного продукта, помимо затрат на труд рабочих и стоимости материалов, мы закладываем свой талант, ноу-хау, многолетний опыт и знание самых последних архитектурных тенденций и финских конструктивных требований к частному домостроению.