Основная проблема — устаревшие объекты и завышенные до 50% цены. В департаменте загородной недвижимости ИНКОМ-Недвижимость подвели итоги высокого сезона на вторичном рынке загородного жилья Подмосковья.
«Одна из главных проблем загородного вторичного сегмента — преобладание морально устаревших объектов, — комментирует руководитель офиса «Сретенское» департамента загородной недвижимости ИНКОМ-Недвижимость Антон Архипов. — То, что мы видим в предложении на „вторичке“, было построено еще в конце девяностых или начале-середине двухтысячных. Данные архитектурные решения, площади и планировки уже давно не соответствуют требованиям современных покупателей. Даже среди состоятельных клиентов мало кто хочет приобрести сегодня дом с вычурным интерьером и декором — люди выбирают свободные пространства, большую площадь остекления, практичность и минимализм».
«Еще один камень преткновения на „вторичке“ — завышенные цены, — дополняет коллегу руководитель офиса «Новослободское» ИНКОМ-Недвижимости Алексей Сенчук. — Это касается не менее 95% объектов в предложении, причем более чем у половины стоимость завышена на 40–50%. Значительное число переоцененных объектов создает иллюзию, будто это и есть их рыночная стоимость».
Средняя цена предложения коттеджа на «вторичке» сейчас равна 12,8 млн руб., что ниже прошлогодних значений на 16%, дачи — 5,6 млн руб. (минус 25%), таунхауса или дуплекса — 15,5 млн руб. (минус 10%), земельного участка — 2 млн руб. (минус 9%).
«Несмотря на то, что осенний сезон на загородке всегда чуть хуже весеннего, покупатели к концу года становятся более решительными, — рассказывает Антон Архипов. — Многие, кто поставил себе цель обзавестись загородным жильем, стремятся сделать это до конца года. Такая тенденция справедлива как для первичного, так и для вторичного сегмента».
По данным Аналитического центра ИНКОМ-Недвижимость, на загородной «вторичке» в октябре этого года было совершено на 18% сделок меньше, чем за тот же период 2016-го. Если сравнивать десять месяцев каждого года, то разница достигает уже 23%.
«Пока на первичном рынке существует ощутимая нехватка проектов с готовыми домами, продавцы вторички будут пытаться использовать свое преимущество, — подытоживает Антон Архипов. — Спрос на готовые объекты, особенно в сегменте „эконом-комфорт“, очень высок: такие покупатели часто продают свое единственное городское жилье и не могут ждать месяцами, пока построят их новый дом. Также на вторичное жилье проще получить ипотеку, это еще один его плюс. Но в целом я заметил интересную тенденцию: в самых успешных поселках почти нет вторичных домов на продажу — людям так нравится там жить, что съезжать никто не хочет».