Яндекс.Метрика
Загородное обозрение

СалонПоиск загородной недвижимости

Открыть журнал

Китайская фанза с европейским акцентом

VIP-недвижимость / 01.12.2005

Редакция проекта «Загородное Обозрение»

197022, Санкт-Петербург, Большой пр. П.С., 83

zagorod.spb.ru
info@zagorod.spb.ru

Телефон/WhatsApp:

Авторские права

ЗО Загородное обозрение
Знаете, что больше всего удивляет, когда впервые попадаешь в КНР? Думаете, обилие небоскребов, фантастические дорожные развязки, которые у нас пока существуют лишь на картинках, или Обжорный ряд, в котором за пару долларов можно купить связку жареных тараканов или шашлык из неизвестного зверя? Может, Великая Китайская стена, потрясающие, уходящие под облака, пагоды или ночное катание на лодке по искусственному пруду, в водах которого некогда плескался император? Конечно, все это – замечательно, очень красиво и экзотично. Однако удивляет совсем другое.

А именно то, как Китай стал похож на Россию. С точки зрения загородного домостроения, разумеется.

Едешь в автобусе из Пекина в загородную императорскую резиденцию Чендэ или спешишь на автомобиле из Сианьского аэропорта в город, смотришь в окно – и не понимаешь, где ты, собственно, находишься: то ли в Поднебесной, то ли в родном Всеволожском районе. На обочинах дороги – огромные, вроде наших, рекламные щиты с предложениями купить или построить таун-хаус, загородную виллу, коттедж. Естественно, на щитах изображены во всей красе означенные объекты – как будто прямо из питерских рекламных проспектов! Разве что вместо букв иероглифы, а остальное... Точно такие же многоуровневые коттеджи, фасады которых оштукатурены или отделаны искусственным камнем, точно такие же белоснежные виллы, гордо высящиеся на фоне гор, и даже коттеджные поселки, дома в которых сданы «под ключ»... Ну ничем не отличаются от тех, что выстроены где-нибудь в Пушкинском или Курортном районе! Судя по приусадебным участкам, раскинувшимся возле нарисованных на щитах строений, над ними явно поработал ландшафтный дизайнер, которого, приехал бы он на стажировку в Петербург, не пришлось бы ничему учить, тем более – переучивать. Единственное, что не рекламируется, так это деревянные и каркасно-щитовые дома: в Китае проблема со строительным лесом.

Вот, наконец, и она, затесавшаяся среди десятков стандартно-типовых щитов, реклама загородного дома, отделанного в традиционном для Китая стиле – с дракончиками на покатой крыше, с которой, по преданию, должны соскальзывать все злые духи, с большими круглыми красными фонарями в качестве фасадного освещения и миниатюрными колоннами по периметру. Переводчик всматривается в иероглифы: «Этот дом не продается. Это загородный ресторан с кемпингом и отелем...» Что-то типа нашей Шуваловской деревни, только с поправкой на местную специфику. И это, в общем-то, весь загородный колорит.

Дальше – больше. Заходишь в строительный магазин, будь то супермаркет, раскинувшийся на нескольких сотнях квадратных метров, или придорожный мини-шоп – на стеллажах до боли знакомые сухие смеси, ламинат, навесные потолки, обои и кафельная плитка.

Изучаешь листинги: под Пекином сдается в аренду вилла в американском стиле – 25 000 долларов в месяц, дом в стиле кантри с теннисным кортом и полем для гольфа – за 13 000, коттедж в европейском стиле – всего за 15 000...

А вот и специализированные журналы о загородном домостроении – «Home Design» и «New Home». Что-то типа «Загородного обозрения», только раза в три тоньше. Выложены на всеобщее обозрение на точно таких же металлических подставках, что и в Питере. Содержание... Наверняка вы уже и сами догадались – представлены те же всемирно известные бренды сантехники и оборудования, что и в «ЗО», даже в акриловых угловых ваннах нежатся те же самые красотки-модели, что и на наших модулях! Только текст иероглифами набран – вот и все отличия. Ну да разбираться в иероглифах нет никакой необходимости – и без перевода понятно, о чем речь.

Китайские журналы о загородном образе жизни выставляют на стендах в отелях, бизнес-центрах, супермаркетах. Но если у нас наличие «корзинки» с журналами означает, что они распространяются бесплатно, в Китае практически ничего из печатной продукции даром не предлагается. Тем из европейцев, кто присмотрел интересный проект и захотел «приватизировать» на память издание, следует обратить внимание на крохотную надпись на английском языке, украшающую все «корзинки»: «Смотреть можно, брать нельзя». Журналы при необходимости покупают у служащих отеля или бизнес-центра. Если же по привычке положить его в портфель и попытаться уйти, эти действия могут быть расценены как воровство. Так и с местной полицией недолго познакомиться.

После увиденного на рекламных щитах, в журналах и магазинах, совсем не удивляешься, когда в пригороде Чендэ встречается самый настоящий коттеджный поселок, возведенный «под крышу», в котором все дома... с мансардными этажами! И это, заметьте, отнюдь не во Франции или Бельгии, а в азиатском Китае, где о мансардах еще недавно и слыхом не слыхивали!

Ценнее двери вещи нет

Так что же произошло с нашим великим и могучим соседом, страной, где во времена не столь от нас далекие все «загородное домостроение» сводилось к постройке возле кукурузных полей примитивных, насквозь прокопченных фанз, которые мало чем отличались от полуземлянок древних славян? Случился великий прорыв! Во всем, в том числе и в строительстве. Цены на жилье как на первичном, так и на вторичном рынке Пекина и Шанхая сегодня находятся на уровне цен в Москве и Санкт-Петербурге. Аренда хорошей трехкомнатной квартиры в центре Пекина обойдется в 500 долларов ежемесячно. Скромный дом за городом можно арендовать за 800 долларов в месяц, трехэтажную виллу с теннисным кортом, бассейном и сауной – от 20 до 25 тыс. долларов. Средняя стоимость квадратного метра загородного коттеджа – 1000 долларов.

Во времена культурной революции китаец-горожанин ютился в жалкой лачуге – типа тех, что еще остались на окраинах Пекина, и считал за счастье, если у него были велосипед и швейная машинка. Самой большой ценностью в доме была... дверь! Если она вообще была – часто проход в жилище просто занавешивали тканью. В случае пожара китаец первым делом спасал свою бесценную дверь, которая потом переходила по наследству от отца к детям, от детей к внукам. Практически у каждого горожанина в деревнях жили родственники, и весь загородный досуг сводился к поездкам в деревню, где вечно голодные горожане заготавливали на зиму кукурузу. Но вот к власти пришел великий Дэн Сяопин, и страну наводнили западные инвесторы. Китай превратился в одну большую стройку, где темпы возведения жилья даже в провинциальных городах, по самым скромным подсчетам, в четыре-пять раз выше, нежели в Москве и Петербурге. Но как бедному китайцу, зарабатывающему от силы 200–300 долларов в месяц (удивляться нечему – доходы там низкие), купить квартиру в Шанхае, где стоимость квадратного метра превышает 2000 «зеленых»? В КНР запустили ипотеку, и там она, в отличие от «старшего брата» – России, где данный вид кредитования набирает обороты с сильной пробуксовкой, дала положительный результат очень быстро. Человек вносит за квартиру свои гроши, остальное за него доплачивает государство, и дальше он в поте лица отрабатывает квадратные метры. В общем – был реализован западный вариант кредитования жилищного строительства. Появилась хорошая квартира в городском доме – потребовалась и дача для времяпрепровождения на природе.

Для чего разбирают Великую Китайскую стену

Большое влияние на обустройство загородного быта оказало наличие у большинства простых китайцев родственников в деревнях и пригородах. Расплачиваться за жилищный кредит в городе и еще что-то строить за его пределами – мало кому по карману. Другое дело, если родственники построили новый дом – просторнее прежнего, особенно двухэтажный, вот тогда можно и на уик-энд к ним приехать, и во время отпуска погостить.

В пригородах стали активно возводить типовые дома с плоскими крышами, чем-то напоминающие наши летние дачи. Планировка – стандартная. Отопление – чаще всего печное. Водоснабжение – из колодца. Из сантехники – один общий на всю деревню туалет, чтобы потом удобнее было использовать удобрение для общественных полей. Строится подобный дом быстро и, что самое главное, обходится недорого, поэтому сельские жители, зарабатывающие 20–30 долларов ежемесячно (это не опечатка!), при поддержке городских родственников и с помощью субсидий, на которые не скупится волостное начальство, вполне могут осилить его. Живут там, по нашим меркам, по-спартански, но именно такой сюжет загородного быта приемлем для большинства простых китайцев.

Другое дело – представители местной и зарубежной бизнес-элиты. Именно они возводят коттеджи и виллы по всем европейским стандартам. Китай вообще резко «европеизируется» и «американизируется», и в строительстве – стоит лишь взглянуть на многофункциональные жилые комплексы, бизнес-центры или те же самые коттеджные поселки – это заметно, как ни в какой иной отрасли производства.

Земля в собственность здесь не продается, ее арендуют на 49 лет. Стоимость квадратного метра загородного особняка в окрестностях Пекина еще два года назад не превышала 700 долларов, сегодня же дешевле 1000 за «квадрат» строить никто не возьмется.

Почему в рекламе недвижимости так много европейских фотомоделей? Потому что застройщики по вполне понятным причинам ориентируются на зарубежного, преимущественно корпоративного, клиента. В последние годы в Китай приехало немало специалистов из разных уголков земли (в том числе из России), для которых компании, открывшие свои представительства в Поднебесной, приобретают жилье не только в черте города, но и за его пределами. Так возникают целые корпоративные загородные коттеджные поселки, где люди живут постоянно, добираясь на работу в Пекин или Шанхай на личном транспорте. Это, кстати, намного проще, чем у нас, ибо дороги – отличные (потому что платные: чтобы проехать 125 километров по трассе, нужно заплатить 100 юаней – примерно 12,5 доллара), а пробки если изредка и бывают, то лишь в городе, и полиция их очень быстро «растаскивает».

А к иностранцам, желающим приобрести квартиру в городе или дом на лоне природы, в Китае особое отношение. Власти сделают все возможное и даже невозможное, для того чтобы упростить процедуру сделки. Почему? Потому что иностранец рассматривается китайским правительством как источник валюты. Сначала он вкладывает ее в экономику страны, покупая квартиру или дом, а потом приносит Поднебесной прибыль, работая на ее территории. Непременные условия для возведения солидного загородного дома в Китае – наличие рядом естественного или искусственного пруда или реки, а также приятный взору окрестный ландшафт. Ну а миниатюрная пагода во дворе или традиционный круглый стол для званых обедов в гостиной? Это уже по желанию владельца, каковым, если захотите, можете стать и вы.

Естественно, для коттеджной застройки осуществляется полная инженерная подготовка территорий. Самая большая проблема – обеспечение загородной недвижимости качественной питьевой водой, особенно для районов, расположенных близ столицы. Неудивительно, что активно рекламируется и внедряется в быту хорошо известный у нас способ очистки – обратный осмос.

Санкт-Петербург – Пекин – Чендэ – Сиань – Санкт-Петербург

Автор выражает признательность сотрудникам русской редакции Международного радио Китая за помощь в подготовке статьи

В избранном В избранное
3492
Предложения