Яндекс.Метрика
Загородное обозрение

СалонПоиск загородной недвижимости

Открыть журнал

Ландшафтный дизайн: подводим итоги

Проектирование / 01.12.2005

Редакция проекта «Загородное Обозрение»

197022, Санкт-Петербург, Большой пр. П.С., 83

zagorod.spb.ru
info@zagorod.spb.ru

Телефон/WhatsApp:

Авторские права

ЗО Загородное обозрение
Листья уже облетели, на улице ощутимо похолодало – осень передала свои права зиме. А это значит, что специалисты по обустройству ландшафта могут наконец-то перевести дух после интенсивного «полевого» сезона и, собравшись за «круглым столом», обсудить свои проблемы. Что и было сделано в редакции «Загородного обозрения» в начале ноября.

На ставших традиционными «круглых столах» ландшафтных дизайнеров, которые «ЗО» проводит весной и осенью, всегда царит дух партнерства, а не конкуренции. Вот и на этот раз обмен мнениями проходил в доброжелательной обстановке, а речь шла о тенденциях и новшествах в ландшафтном дизайне наших пригородов.

В самом начале встречи главный редактор журнала «Загородное обозрение» Филипп Урбан напомнил присутствующим о конкурсе на лучший проект ландшафтного дизайна. Конкурс был объявлен еще весной, и поначалу – в связи с сезонной загрузкой компаний – заявки поступали не слишком интенсивно, но сейчас положение изменилось: участников набралось уже довольно много. А чтобы еще расширить их круг, редакция решила продлить срок приема заявок. Что касается условий, то их можно узнать на портале www.zagorod.spb.ru

Положение ландшафтных дизайнеров в настоящее время можно назвать и легким, и тяжелым одновременно. Легким – потому что многие уже ощутили всю прелесть профессионально выполненного ландшафтного дизайна, число клиентов у «ландшафтников»-профессионалов значительно возросло. Но при этом сегодняшний заказчик благодаря многочисленным публикациям, а также консультациям со знающими людьми набрался опыта и повысил планку качества ландшафтных работ. Хотя тут следует уточнить: проблемы это вызывает только у безответственных компаний-однодневок, а специалистам с грамотным клиентом работать не слишком сложно.

Темпы развития некоторых ландшафтных компаний сейчас составляют 300% в год, в частности именно на столько, по утверждению Сергея Ханевского, повысился сбыт продукции компании «Русские газоны». При этом постепенно происходит расслоение ландшафтных фирм: одни ориентируются на широкие слои потребителей, а другие – профессионалы – специализируются на эксклюзивных заказах. Если продукция тех же «Русских газонов» потребляется тысячами квадратных метров и самыми разными клиентами, то, к примеру, уникальные наработки компании «Спецпаркдизайн», как правило, находят спрос у владельцев дорогих коттеджей. И это абсолютно естественно.

Как предположил представитель «Спецпаркдизайна» Юрий Скибин, в будущем многие клиенты будут обращаться к профессионалам только за консультацией, а газоны или деревья станут приобретать у специализированных поставщиков. Хотя до этого еще далеко – пока, надо признать, сфера ландшафтного дизайна не слишком демократична.

Одна из сравнительно новых тенденций – обращение клиентов в ландшафтные фирмы еще до того, как готовый дом будет стоять, окруженный бурьяном, сухостоем либо вытоптанной стройплощадкой. Ведь гораздо разумнее пригласить специалистов на стадии проектирования. Профессионалы помогут вписать проект в существующий ландшафт, а если надо – даже предложат корректировки для архитекторов. Кроме того, специалисты подскажут, как спланировать работы, чтобы сохранить деревья и минимизировать вред, наносимый окружающей среде. Далеко не каждый хозяин столь предусмотрителен, но таких становится все больше, и это радует. В нынешнем году сезон начался еще зимой: заказчики стали появляться в специализированных компаниях, когда за городом лежали сугробы. И до сих пор еще поступают заказы на поставку отдельных видов продукции, хотя вот-вот выпадет снег. Пока непонятно, станет ли эта особенность нынешнего года тенденцией.

Хотя стремление к экзотике, современности, хай-теку менее характерно для наших домовладельцев, нежели здоровый консерватизм, «ландшафтникам» приходится сталкиваться иногда и с курьезными запросами, причем владельцев весьма дорогих домов. Так, один хозяин респектабельного особняка отказался от искусственных газонов, дорожек, прудов и малых архитектурных форм, а попросил восстановить на участке естественный природный пейзаж. А именно: кочки, кустарники, черничник… Для специалистов (которые все-таки справились с заданием) выполнить это оказалось ничуть не легче, нежели обычный набор ландшафтных работ. Но все-таки для классического загородного дома больше подходит то, что относится к вечным представлениям о красоте, а не является веянием сиюминутной моды.

Мода – вещь коварная: экзотика создается вовсе не арифметическим сложением определенного набора элементов, заимствованных из той или иной традиции. Например, популярные японские сады зачастую не могут быть воссозданы в условиях нашего шестидесятого градуса северной широты. Экзотические растения здесь заменяют произрастающие в наших широтах мхи, черничник, сосенки и березки. Между тем этого уже вполне достаточно, чтобы, используя изобразительные средства ландшафтного «языка», передать дух, атмосферу восточного сада, его глубинную символику.

Так или иначе, собравшиеся профессионалы не могли не пожаловаться на недостаточную образованность клиентуры. И, конечно же, в очередной раз прозвучал призыв воспитывать и просвещать клиентов через средства массовой информации, которые, как было замечено, не лучшим образом выполняют свою функцию. В ответ последовало вполне резонное возражение: мол, слово «воспитывать» в данном случае лучше все же не употреблять. Образовывать – да, просвещать – безусловно, но мы же, в конце концов, не в детском саду! Конечно, СМИ здесь играют большую роль, но и самим компаниям следует ориентироваться на индивидуальный подход в работе с клиентом. Не все обладают пространственным мышлением, да и развитая фантазия – удел немногих, а потому ландшафтным дизайнерам надо иметь каталоги, предлагать множество вариантов, чтобы заказчик имел возможность выбора.

Ландшафтный проект включает много видов работ. Одна из составляющих – мощение участка. Целый ряд компаний специализируется на поставках камня и плитки, причем эта, казалось бы, консервативная область тоже не стоит на месте. Одну из тенденций, пришедших к нам из-за рубежа, отметил Юрий Костиков из компании «Ленстройдеталь». Сейчас в Европе довольно популярно мощение «под старину». Использование современных технологий позволяет обработать лицевую поверхность камня таким образом, что он будет выглядеть, как пролежавший не одно столетие. Это отчасти совпадает с уже отмеченным ранее желанием клиентов иметь на своем участке первозданный ландшафт, который должен быть как можно более естественным, а не очевидно рукотворным. Такая мода дошла и до нас, в частности, популярным в последний год становится камень с размывом, который подвергается во время производства искусственному став Москве, то есть его не надо импортировать и, соответственно, платить за него втридорога.

Производители плитки отмечают, что сейчас отчетливо выделились две группы потребителей. Домовладельцы из садоводств заказывают небольшой объем самой дешевой продукции – серой или красной брусчатки, которую потом укладывают самостоятельно (что, кстати, говорит о явном повышении уровня культуры загородной жизни среди самого демократичного слоя домовладельцев). Хозяева дорогих коттеджей покупают самую дорогую продукцию и в большом объеме.

Ландшафтный дизайн стремительно развивается, все время появляются новые материалы, новые технологии, однако нормативная база тут явно отстает. Собравшиеся отметили такой прискорбный факт, как отсутствие нормативной документации на целый ряд ландшафтных работ и появляющуюся на рынке новую продукцию. Если говорить, в частности, о плитке для мощения пешеходных зон, то никаким образом не оговаривается такая характеристика, как коэффициент сцепление лицевой поверхности плитки. Далеко не каждая плитка годится для укладки на тротуар или пешеходную дорожку, ведущую от калитки к загородному дому. Потребителям следует обращаться в проверенные компании, которые никого не вводят в заблуждение и предлагают продукцию, которая подходит для конкретных условий эксплуатации.

В финале «круглого стола» Михаил Дроздов, руководитель компании «РФН-Ландшафт», напомнил присутствующим, что ландшафтный дизайн не исчерпывается оформлением приусадебных участков. Еще одно направление работы – зимние сады, где можно трудиться круглый год. А потому говорить о том, что для профи ландшафтного дизайна наступает традиционная пора отпусков – преждевременно.

В избранном В избранное
1896
Предложения