Стиль ар-деко получил название от парижской выставки 1925 года «Декоративное искусство». Хотя и очень недолго, но это направление действительно было господствующим в дизайне интерьеров большинства стран Западной Европы и США 20–30-х годов прошлого века. До сих пор ар-деко называют последним шикарным стилем европейских столиц. Вместе с тем он стал и последним «новым» стилем, смотрящим в прошлое, то есть основанным на идеалах классического искусства.
Главным принципом модного в первой четверти двадцатого века ар-деко считалось создание иллюзии материального благополучия и возрождение былой роскоши интерьера, который по вполне понятным причинам к моменту окончания Первой мировой войны пришел в очевидный упадок. Уже из названия понятно, что для этого стиля характерны изящество, легкость, насыщенность деталями – иными словами, декоративность. Однако, в отличие от основной линии модерна, в декоративных мотивах ар-деко явственно прослеживаются черты нового времени, ориентированного на достижения технического прогресса; эстетика его становится более строгой и рациональной, в нем нет места затейливым орнаментам и узорам.
Строго говоря, ар-деко стал последней стадией развития искусства модерна. Вернее, своеобразным возрождением культуры модерна, которое (вот парадокс!) проявлялось подчас в самых безвкусных и извращенных формах. Вместе с тем это направление считается переходным этапом от модерна к дизайну «интернационального стиля», а также послевоенному функционализму. Подобное смешение отнюдь не случайно: стиль господствовал в период между двумя мировыми войнами, то есть во времена эклектичные по своей сути, с характерными «брожениями в умах» и поисками новых идеалов. Поэтому нет ничего удивительного в том, что ар-деко одновременно впитал черты ампира и египетской архаики, восточной экзотики и примитивного искусства; в нем последовательно сочетались разнородные элементы неоклассицизма и модерна, на него оказали влияние русские балетные сезоны в Париже и искусство кубизма. Кроме того, следует принимать во внимание и воздействие на формирование ар-деко и бурно развивавшегося в те годы промышленного дизайна.
В результате подобного смешения интерьеры, оформленные в классическом духе ар-деко, производят на нас впечатление скорее не единой композиции, а набора отдельных составляющих или предметов – мебели, тканей, художественного стекла, бронзы, керамики и т. д. Такую обстановку нередко называли «павильонами коллекционера»; что ж, порой она действительно напоминала некое музейное собрание довольно разнородных вещей, нашедших пристанище под одной крышей.
Рассуждая логически, нетрудно заметить аналогию с нашим временем, которое, стоит признать, идеально подходит для стилизаций в духе ар-деко. Судите сами. Мы стали невероятно ценить старинные предметы обстановки (в силу объективных причин большинство из них приходится именно на эпоху модерна). Мы не просто с удовольствием включаем их в готовый интерьер, но и нередко строим его, исходя из имеющихся отдельных коллекционных вещей, которым предстоит стать декоративными акцентами будущего облика квартиры или дома. И подтвержденная «официальной наукой» такая черта ар-деко, как его эклектичность, в этом смысле становится весьма и весьма удобной, поскольку позволяет с определенной степенью вольности включать в обстановку декоративно-прикладные фрагменты эпохи почти столетней давности.
В плане – перепланировка
По сути, законы построения жилого пространства в духе ар-деко следуют тем же принципам, что и обстановка дома в стиле модерн. Его особенностью было и остается наличие композиционного центра интерьера. Как правило, эту роль выполняет гостиная. Без сомнения, приветствуется (тем более в загородном доме!) и рабочий кабинет. По правде сказать, именно эти помещения могут стать наиболее благоприятными для стилизаций ар-деко, поскольку позволяют задействовать множество предметов и аксессуаров, на первый взгляд не обладающих особой функциональной значимостью. Впрочем, стоит обратиться к дизайнеру – его мастерство поможет придать интерьеру необходимое настроение, а также выгодно подчеркнуть отдельные стильные (или, лучше сказать, коллекционные) вещи в общей, довольно эклектичной обстановке.
Примечание
С одной стороны, ар-деко «ратовал» за очищение от декоративности «растительного» модерна, с другой – конкурировал с эстетикой целесообразности и строгих утилитарных форм.Вспомним: для архитектуры эпохи модерна практически обязательным считалось наличие эркера. «Современный обыватель не терпит однообразного четырехугольного вида комнат. Такого деревянного ящика он не выносит», – писал один из журналов 1910-х годов. Этот прием несложно повторить и сегодня. По возможности в архитектуре следует избегать прямых и рациональных форм. Для ар-деко, как и для стиля модерн в целом, характерно нечто иное: сложные переходы с этажа на этаж и винтовые лестницы, наличие нескольких уровней в одном и том же помещении и обнаруживаемые внезапно потайные комнаты, замысловатой формы оконные переплеты и обязательно изломанная крыша.
Что уж говорить про такие «детали», как зимний сад в доме или просторная застекленная терраса? Ведь для загородной архитектуры того времени первый, например, считался едва ли не обязательным элементом. А принимая во внимание близость этого стиля к такому понятию, как «промышленный дизайн», и учитывая развитие сегодняшних технологий строительства, не составит особого труда внести в планировку определенные оригинальные черты: они оживят и усложнят пространство, приблизив к заветной цели – подчинить интерьер дома изысканному стилю ар-деко.
Памятуя о том, что для эпохи модерна было характерным разделение практически каждого помещения в доме на несколько функциональных зон, можно пофантазировать и перенести этот прием и в планировку сегодняшнего коттеджа. Например, в спальне будет уместно обособление будуарной части, которую можно «отгородить» с помощью текстильного полога или используя деревянные конструкции. А вот, скажем, для рабочего кабинета эффектным дополнением станет курительная комната со всей яркой в декоративном отношении атрибутикой. Тем более что привнесение в интерьер экзотических ноток – обычное дело для стилистики ар-деко. Следуя, заданным правилам стиля, ванную комнату можно совместить, например, с небольшим бассейном или душевой. Ну а кухню, разумеется, со столовой и (или) гостиной. Нетрудно заметить, что подобное деление на функциональные зоны в контексте одного помещения – прием, вполне характерный и для сегодняшнего домашнего обустройства. Так пусть это обстоятельство послужит еще одним дополнением в копилку столь универсального направления, как модерн.
Как бы там ни было, все это скорее теоретические домыслы о том, каким виделся стиль его современникам и, соответственно, каким ему быть сегодня, почти сто лет спустя. Меж тем история сохранила и бережно донесла до нас вполне конкретные художественные образцы ар-деко как «шикарного стиля европейских столиц». Правда… это не совсем то, что мы вкладываем в понятие «домашняя обстановка». Дело в том, что эталоном ар-деко в 1920-е годы были интерьеры первоклассных отелей, дорогих ресторанов и прочих респектабельных общественных мест (неслучайно этот вариант модерна называют еще и стилем Риц), а также… внутреннее убранство роскошных океанских лайнеров, появление и массовое производство которых совпало по времени с расцветом ар-деко.
Композиция и исполнение
Впрочем, остановимся на том, что стиль, о котором идет речь, прежде всего декоративный, что, собственно, отражено и в его названии. А значит, при его имитации и акцент следует делать на внутреннем оформлении пространства. В этом смысле ар-деко является настоящим кладезем возможностей для воплощения творческих фантазий дизайнера, свободно ориентирующегося в художественной стилистике и материаловедении этого направления.
Примечание
Эталоном ар-деко в 1920-е годы были интерьеры первоклассных отелей, дорогих ресторанов, а также роскошных океанских лайнеров.«Парадный», «респектабельный», «роскошный», «великолепный» – подобные эпитеты способны лишь отчасти отразить глубинную сущность ар-деко. Понятно, что составляющие обстановки в этом стиле обязаны соответствовать самому высокому уровню отделочных материалов. Тем более что в этом вопросе сегодня не без оснований можно рассчитывать на широкий ассортимент товаров. Условимся, что отделка в стиле ар-деко – удовольствие не из дешевых. Следует приготовиться к тому, что для декорирования интерьера придется потратить немалые средства, к тому же приложить максимум изобретательности.
Судите сами: традиционными для ар-деко материалами считаются, в частности, слоновая кость и перламутр, драгоценные камни и позолота. В интерьере непременно должны быть редко-экзотические покрытия, как, например, шагреневая кожа или шкурки ящериц. И это уже не говоря об основных отделочных материалах вроде массива редких пород и натурального камня. Последний становится обязательным не только для отделки камина как традиционного и обязательного атрибута эпохи, но и в качестве материала для многочисленных аксессуаров, а быть может, и небольших предметов мебели. Что касается древесины, то она, как и ожидалось, становится основным действующим персонажем интерьера ар-деко. Для него идеально подойдет редкое пальмовое дерево проко, которое замечательно сочетается, например, с эбеновым. Для причудливой игры расцветок и фактур, присущих этому стилю, характерны насыщенные оттенки коричневого, все оттенки золотого, причем в сочетании со слоновой костью или перламутром.
Примечание
Стиль ар-деко стал господствующим в дизайне интерьеров большинства стран Западной Европы и США 20–30-х годов прошлого века.Как известно, дорогие экзотические материалы ценились во все времена, и наше – не исключение. Что поделаешь, если ар-деко тяготеет именно к эксклюзивным видам отделки. По мере возможностей придется соответствовать. Безусловно, массивные стеновые панели из экзотики можно заменить всемогущей фактурной штукатуркой, а дерево использовать лишь в качестве фрагментов отделки.
Что касается напольных покрытий, то предпочтение отдается паркету, причем в идеале художественному наборному. Следует знать, что, в отличие от классической линии модерна, для которой был характерен главным образом флористический декор, ар-деко тяготел к линейным геометрическим формам, которые максимально соответствовали новой эстетике архитектуры и промышленных технологий того времени. С одной стороны, ар-деко «ратовал» за очищение интерьера от декоративности «растительного» модерна, с другой – открыто конкурировал с конструктивизмом, с его эстетикой целесообразности и строгих утилитарных форм. Для этого стиля традиционными считаются изображения окружностей и других геометрических фигур. Поэтому для напольного покрытия стал идеальным геометрический орнамент из прямых линий с мотивами треугольника и круга. Беспроигрышным с точки зрения исторического соответствия считается и использование декоративных элементов в виде зигзагов и солнц. Кстати, это в равной степени относится и к выбору предметов меблировки.
Огромную роль в формировании интерьера, несомненно, играет текстиль. Но не только тяжелые атласные портьеры или натяжные потолки. В интерьере ар-деко ткани встречаются в виде материала для обивки мебели (наряду с кожей), настенных покрытий, тяжелых скатертей на столах, ковров, а также множества ярких акцентов в виде подушечек, декоративных панно, абажуров и т. д.
И конечно, аксессуары! Нельзя забывать про бронзовые лампы и позолоченные подсвечники, вазы из цветного художественного стекла и тяжелые, из камня, письменные приборы на секретере, хрустальные люстры и массивные торшеры. Впрочем, чтобы облегчить себе задачу, стоит взять и пересмотреть отшумевший «Титаник», попытавшись воспроизвести максимум возможного из увиденного в его интерьерах. И в этом случае обстановка в вашем доме будет идеально подходить под определение «жилище в стиле ар-деко».
Слово экспертам
Мнение специалиста
Первое, что мы видим, подходя к дому, квартире, офису, – это дверь, внешний вид которой создает представление о ее владельце, настраивает на определенную атмосферу. А такие качества двери, как функциональность, прочность, технологичность, срок службы, стоимость, в конечном счете определяют ее выбор.
Специалисты единодушны в том, что двери, выполненные из массива древесины, максимально удовлетворяют специфическим дизайнерским решениям – это оптимальный выбор для уникальных интерьеров. Нашей компанией за несколько лет работы накоплен опыт сотрудничества с дизайнерами, позволяющий предложить практически любое решение для самых взыскательных клиентов. Изготовление цельнодеревянных дверей из ценных или редких видов древесины оправдано во всех случаях – будь то историческая реконструкция или современный интерьер, сложный и изысканный по своим формам ар-деко или популярная сейчас неоклассика. Двери являются важным, а иногда и определяющим элементом стиля, но это не единственное деревянное изделие в интерьере. Очень часто дизайн дверей «увязан» с дизайном других элементов из дерева, таких как стеновые и потолочные панели, закрывающие радиаторы отопления декоративные решетки, лестницы и перила, имитации конструктивных элементов – потолочные балки и колонны и многое другое. Грамотный архитектор, дизайнер, используя природные свойства дерева, может создать неповторимый облик дома. Современные технологии деревообработки и высокий уровень лакокрасочной продукции в сочетании с опытом производителя дают клиентам возможность реализовать самые смелые идеи. <.i>
Игорь ЩЕПОТИН, коммерческий директор компании «АВЕС»