Загородный дом предстояло приспособить для комфортного проживания семейной пары, которая часто и с радушием принимает гостей — детей с внуками и многочисленных друзей. Таким образом, перед архитектором была поставлена задача создания большой общей гостиной и столовой территории, нескольких изолированных хозяйских и гостевых спальных помещений, а также свободного пространства для детских игр. Исходя из собственного творческого кредо — не реализация собственного «я», а создание пространства, оптимального с точки зрения заказчика, — автор довела интерьер до логического завершения. Получившуюся стилистику вполне можно атрибутировать как китч.
Общая площадь объекта составляет около 250 кв. м, при этом метраж каждого из трех уровней примерно одинаков. Функциональное деление коттеджа решено вполне традиционно. Первый этаж включает входную зону с просторной прихожей, переходящей в самое большое по площади помещение дома — объединенную гостиную и кухню-столовую, а также изолированные ванную комнату и туалет. На втором этаже устроены несколько спальных комнат, санузел, просторный общий холл, кабинет главы семейства и небольшой зимний сад, превращенный хозяйкой дома в уютное место отдыха в компании многочисленных растений. Третий этаж делят гостевая спальня и огромное свободное помещение, зонированное исключительно при помощи нескольких несущих стоек, — его полюбило самое младшее поколение семьи.
Архитектор по-новому переосмыслила пространство дома. В частности, гараж был вынесен за пределы коттеджа, а на его месте сегодня находятся парадный вход в дом и просторная прихожая. Кардинальным образом изменив конструкцию и направление лестницы, проходящей через все три этажа, автор практически заново спроектировала второй жилой уровень дома. Кроме того, открытый некогда балкон перестроила в уютную террасу, которая используется теперь как зимний сад. Серьезные изменения претерпела гостиная. Существующее сегодня витражное окно между прихожей и пространством лестницы некогда представляло собой дверной проем; это был подсобный вход из гаража в дом, но крайне неудобный, поскольку входящий сразу оказывался на ступенях лестничного пролета. Предусмотренную проектом просторную ванную комнату первого этажа архитектор несколько уменьшила, вписав в нее по просьбе заказчицы домашнюю (на одного-двух человек) сауну. (От полноценной большой бани тоже не отказались — она в отдельно стоящем на участке доме.) Чтобы не пропал ни один квадратный метр полезной площади, архитектор разместила под полоком сауны стиральную машину, стоявшую прежде в санузле.
Глобальной перестройке подверглась гостиная. Начать с того, что двери в нее были на другой стене. Кроме того, если по предыдущему проекту пространство с дымоходом посредине было разделено арочными пролетами на три самостоятельные комнаты, то теперь, убрав перегородки, автор создала единую зону с большим камином, который обозначает границу между просторной гостиной и небольшой кухней. Основная идея заключалась в создании сквозного пространства; камин расположен под 30 градусов к дымоходу, за счет чего получилась оптимальная композиция. Организовать зону отдыха следовало таким образом, чтобы с каждой точки были видны и камин, и телевизор. Поэтому архитектор продлила фасад камина — в результате удалось вписать телевизор кроме того, образовалась своего рода барная стойка, которая дополнительно разграничивает гостиную и кухню.
По авторским чертежам выполнена кухонная мебель; цвет фасадов «поддержан» фрагментом обоев в столовой, который, кроме прочего, помог объединить декоративные настенные покрытия гостиной и кухни.
Каждый элемент отделки выполнен исключительно тщательно; необычно положен кафель — он деликатно обходит оконный проем и подходы к холодильнику. Коттедж насыщен современной техникой, в нем предусмотрены теплые полы, сауна, электрическое отопление.
Примечание
Сложная система дымоходных труб «работает» на две стороны, что позволило поставить в гостиной камин, а в кухне — дровяную печь-плиту, на которой можно готовить, — на случай форс-мажорных обстоятельств.Как правило, несколько уровней потолка помогают зонировать пространство. В данном случае объемный потолочный рисунок служит идее объединения: пройдя по кругу, волнообразная линия объединила помещения гостиной и кухни-столовой. Мотив ее повторяется и в центре, над камином, где подвесная конструкция не только декоративна, но и функциональна — закрывает выступающие кирпичи дымохода. За счет большой необычной формы арки гостиная открывается в пространство лестницы и перетекает на следующие этажи дома. Основная задача в работе над прихожей заключалась в том, чтобы скрыть вход в подвал. Архитектор долго искала направление движения, так по диагонали — чтобы сбить симметрию — появился огромный гардероб, зеркальные фасады которого зрительно расширили помещение.
Примечание
Декоративно прихожая решена с помощью традиционного керамогранита и нескольких видов обоев. Акцентом, безусловно, стал сложный кессонированный потолок.
С изменением формы лестницы стали видны несущие металлические двутавры. Вместо небольшого холла, входа в одну из комнат прямо с лестницы и прочих неудобств автор предложила новое планировочное решение, взяв за основу идею полукруга, определившую и контуры ниш, и линию потолка. Поскольку в семье есть маленькие дети и люди в возрасте, огромное значение имеет безопасность лестницы: ширина ступеней должна быть не менее 30 см, а высота — не превышать
15 сантиметров. Конструкция изготовлена на заказ из массива сосны, тонирована и покрыта лаком. Она идеально вписалась в пространство дома, поскольку делалась и подгонялась на месте.
Под фактуру лестницы подбирался и ламинат: для каждого помещения второго этажа — свой. Надо сказать, что в проекте вообще сложно найти два одинаковых вида отделки — главным образом это относится к обоям. В частности, блестяще и по-королевски отделан второй этаж. В пространстве одной только лестницы использованы яркие золотые обои пяти видов, которые ювелирно сочетаются.
Примечание
Каждая комната второго этажа индивидуальна и предназначена определенному домочадцу. Например, весьма романтическая спальня хозяйки дома выдержана в бежево-золотистых тонах. Несколько видов обоев, лепные потолочные карнизы с бронзовым декором и, конечно, вопиющая лакированная мебель с инкрустацией по фасадам вполне соответствуют общему китчевому характеру интерьера.
Как вспоминает автор проекта, для «синей спальни» пришлось долго искать столь вызывающий диван-кровать с золотым декором.
В унисон ему появились сине-золотистые обои и прочие детали синего в сочетании с желтым. Отправной точкой в создании «розовой спальни» также стала кровать — на этот раз бело-розовая, с фрагментами зеркал. А объединить обои в полоску и с рисунком позволила все та же диагональная линия, которая так помогала в отделке первого этажа. Изрядно китчевое звучание — в данном случае на тему средиземноморской беседки — отличает и зимний сад, переоборудованный из бывшего балкона, который хорошо утеплен (хорошая гидроизоляция и система теплых полов). В отделке использованы керамогранит и искусственный камень под песчаник.
Несколько выбивается из общей стилистической канвы крестообразное помещение пирамидального типа на третьем этаже, образованное скошенными стенами и наклонной крышей. Царящая здесь атмосфера свободы и света идеально подходит для отдыха и игр самых маленьких членов семьи. В отделке задействованы два основных тона —
светло-зеленый на мальчишечьей «половине» и розовый — на «половине» девочек.
Пространство дома представляет собой объект исключительно сложный как с точки зрения внутренней архитектуры, так и в смысле своего оформления. Красивость и фарс, откровенная мещанство и сентиментализм, суррогатные материалы и гротескная декоративность сплелись воедино, породив на свет тот самый китч. В данном случае — по-русски: с аллюзиями народного искусства, стандартными штампами из ар деко, намеками на художественность образа и т. д. Однако, как ни парадоксально, китчевость во многом тяготеет к эстетству, поэтому в любой, даже, казалось бы, лишенной чувства меры, обстановке с ее попытками стилизации под «красивый образ жизни» вполне можно усмотреть индивидуальность.
Слово экспертам
Досье автора
Елена ГРИГОРЬЕВА, архитектор.
В 1982 году окончила Московский архитектурный институт по специальности «Жилищное и общественное строительство». В течение десяти лет работала в государственных проектных институтах Москвы и Ленинграда. С 1998 года в сфере интересов — дизайн мебели, проектирование жилых и общественных интерьеров. На сегодняшний день в активе автора более 30 выполненных объектов, в том числе проекты загородных домов, частных квартир, салонов красоты, кафе и офисных помещений.