Яндекс.Метрика
Загородное обозрение

СалонПоиск загородной недвижимости

Открыть журнал

Музейная провинция

Путешествия / 30.06.2010

Редакция проекта «Загородное Обозрение»

197022, Санкт-Петербург, Большой пр. П.С., 83

zagorod.spb.ru
info@zagorod.spb.ru

Телефон/WhatsApp:

Авторские права

ЗО Загородное обозрение
В советское время каждый райцентр обязан был иметь краеведческий музей, который представлял историко-культурную жизнь района. К сожалению, часто такой музей работал очень формально: немного археологии, чуть-чуть дореволюционной истории — с упором на то, как стенали трудящиеся массы под игом эксплуататоров. Все остальные экспозиции были посвящены становлению колхозного строя, войне, строительству сначала социализма, потом коммунизма. Материал выставлялся везде практически одинаковый: прялки, бороны, пионерские галстуки, макеты партизанских землянок и портреты передовиков. И подавался этот материал беспросветно рутинно: никакие музейные новации не касались районного краеведения, а основными посетителями были местные школьники и шефы из областного центра.

В музей попадают случайно

Прошло уже много лет с тех пор, как не стало Советского Союза. Изменилось многое. А провинциальные музеи? Оказывается, в лучших из них стало значительно лучше, худшие, к сожалению, так и остались на грани культурного загнивания. Мы не будем касаться федеральных музеев-заповедников, расположенных в провинции, таких как Кижи или Изборск, поговорим только о местном музейном деле.

Самый яркий, на наш взгляд, пример прекрасной, не провинциального уровня работы — великолепный архитектурно-этнографический музей Вологодской области, который находится в деревне Семенково, это совсем рядом с Вологдой, по кирилловской дороге. Собственно, это деревня в деревне — здесь, как и в знаменитых новгородских Витославлицах, выставлены натуральные деревянные избы, хозпостройки и церкви, перевезенные из деревень, в основном с Сухоны. Создан был этот музей позже Витославлиц — те организованы в 1964 году, а Семенково ведет отсчет с 1978-го. Но младший брат уже давно превзошел старшего по уровню подачи материала, методике, глубине научной работы. Витославлицы, к сожалению, в свое время вынуждены были пойти по «лубочному пути» — ярмарками, песнями и плясками просто зарабатывать себе на жизнь. Конечно, и массовые мероприятия новгородцы старались проводить на высоком уровне, но ощущение туристской «клюквы» до сих пор витает в воздухе. А вот вологодские музейщики делают упор именно на подлинность — и построек, и материалов, и костюмов, и даже растительности вокруг домов и в огородах. Там и краски для бытовой утвари делают аутентичными: как столетия назад — из разноцветной глины и минералов с добавлением трав.

При этом музей, как и положено передовому культурному учреждению, активно использует современные методы работы с посетителями. Здесь можно получить и профессиональную архитектурную экскурсию, и, как это теперь заведено в лучших этнографических музеях, попробовать себя в каком-нибудь промысле — гончарном, ткацком, декоративно-прикладном. Разумеется, все народные праздники проходят именно здесь. В Семенкове интересно всем: и взрослым, и детям, никто не уходит надутый, обиженный. Любопытно, что смотрительницы изб — деревенские жительницы, они охотно пускаются в воспоминания о своем босоногом детстве со всеми сельскими реалиями.

Увы, есть у музея и серьезный недостаток — это недостаток информации о нем. В вологодской гостинице туристу насуют любых справочных бумажонок, только не о музеях города и окрестностей. В холлах отелей вы не найдете информационных стендов с рассказами о музеях, да и на центральных улицах областного центра таких стендов нет. Это нужно упереться носом в Вологодский кремль, чтобы узнать о существовании музея в нем. Да и в самом центральном вологодском музее нет доступной информации об окрестных достопримечательностях. Недостаток этот, разумеется, исправимый, но очень досадный. До сих пор изрядная часть посетителей в Семенково попадают случайно: люди едут в хорошо разрекламированный Кириллов и видят возле шоссе нечто красивое, останавливаются и заходят в музей.

Либо посетители, либо работа

Конечно, Семенково, как и Витославлицы, — явление штучное, созданное и поддерживаемое профессионалами не только в музейном деле. А есть у нас городки, где при населении несколько тысяч человек несколько музеев! Да, там нет научного размаха, но они подкупают искренностью и неподдельной любовью к малой родине. Нам известно три таких городка, все, как ни странно, на Вологодчине: Тотьма, Белозерск и Вытегра.

Тотьма — прелестный городок на Сухоне, застроенный уникальным тотемским барокко. Эта версия барокко настолько интересна, что изучать ее приезжают аж из Британии. Самое любопытное, что глубинно-российский купеческий городок был не чужд влиянию масонства, — это прослеживается по сохранившейся храмовой росписи. При такой красоте даже неудивительно, что в городке существует несколько музеев разной направленности: и «простой» краеведческий, и архитектурный, и «заморский» — как ни странно, именно тотемские сухопутные жители прославились участием в разнообразных экспедициях за море и даже основали форт в Калифорнии.

В Вытегре несколько иная картина. Поскольку городок этот связан прежде всего с Мариинской водной системой (нынешним Волгобалтом), то и музеи посвящены прежде всего этой сфере. К сожалению, все три старых музея — краеведческий, музей природы и «Водные пути Севера» — страдают всеми советскими недостатками: они невыразимо скучны. Конечно, маловато подлинных экспонатов, но ведь даже небольшое количество предметов можно интересно подать, а из множества артефактов, сваленных в кучу, сделать этакую «братскую могилу», над которой экскурсант напряжет глаза и голову. Отцы города, понимая, что туристов надо как-то заманивать, пошли на организацию еще одного музея. Кстати, с туристами тут значительно лучше, чем во многих других провинциальных городках: круизный теплоход, идущий по Волгобалту, стоит в Вытегре несколько часов, и пассажирам надо убить это время. На пристани их встречает экскурсовод и ведет всех в музей. После чего у бедных путешественников навсегда пропадает охота посещать славный город Вытегру — они лучше останутся выпивать на теплоходе.

Вот для поднятия имиджа города и пригнали в порт дизельную подводную лодку, родную сестрицу той музейной лодки, что стоит в Калининграде. Но Калининград — морской город, а подводная лодка на выходе Волгобалта в Ладогу вызывает в лучшем случае недоумение. Все спрашивают: неужели своим ходом пришла?! А везде написано, что глубина канала 4 м! Нет, просто выпросили на Балтике старую лодку, в Кронштадте отремонтировали и привезли сюда на барже. Мотив привязки к Вытегре прост: отсюда родом несколько подводников высокого ранга. А если бы здесь уродился космонавт?.. Неужели поставили бы ракету? При этом очень плохо подается крупнейшая достопримечательность Вытегры — Мариинский канал и его знаменитый Девятинский перекоп (километровый участок канала, пройденный в прочнейшем известняке вручную тоннельным способом на глубине 20 м). Музейчик Мариинской системы настолько квелый, что вызывает жалость, он еще и заперт постоянно — работает только по предварительному заказу.

Зато Белозерск радует сердце посетителя. Его несколько музейчиков приветливо открыты в удобное для гостей, а не для сотрудников время. Самым поразительным руководит бывший речник Михаил Верещагин. Этот немолодой человек вместе с музейной сторожихой, бывшей часовой мастерицей, создал макеты всех многочисленных дореволюционных белозерских церквей, всяческие диарамы и наглядные пособия, а также в состоянии на ваших глазах сделать настоящий каменный топор и добыть огонь трением. Слушать Верещагина — одно удовольствие, поскольку человек он весьма начитанный, просто образец современного самообразования.

Увы, у Верещагина, да и в остальных белозерских музеях очень мало посетителей — разве что автобус с экскурсантами из Вологды или Череповца привезут, да кто-то любопытный своим ходом доберется. При этом по Белому озеру проходит трасса Волгобалта. Но в Белозерск теплоходы с туристами не заходят — нет современной пристани, хотя разговоры о необходимости ее строительства ведутся лет так сорок.

Любительство одиночек против рутины профессионалов

Есть и в Карелии великолепный провинциальный музей. Находится он в Олонце и недавно переехал в специально отреставрированный под него купеческий особняк. С относительно небольшим количеством сотрудников и скудным финансированием музей ухитряется производить очень хорошее впечатление, сразу видно, что люди здесь любят свое дело. Поскольку в самом Олонце достопримечательностей сохранилось немного, то музей рассказывает не только и не столько о городе и даже не о губернии (ее центром был Петрозаводск), сколько о карелах-ливвиках — восточной ветви карельского этноса. При этом музей работает в тесном контакте с районной библиотекой, что тоже не везде и не всегда бывает.

Теперь появились маленькие частные музейчики, которые были открыты людьми на свои средства без помощи государства, а часто и вопреки его сопротивлению. В Карелии можно порекомендовать музейчик в усадьбе Ларса Сонка в поселке Куркиёки Лахденпохского района (не путать с местным краеведческим музеем!). В Ленобласти таковы Верхние Мандроги и Ладва в Подпорожском районе — к сожалению, оба сугубо коммерческие и к настоящей этнографии имеют мало отношения. А на Псковщине есть удивительный музей в деревне Канашово Невельского района. Районный музей в Невеле безумно тоскливый, хотя в нем работают петербуржцы, которые должны бы знать толк в музейном деле, а географ на пенсии, канашовский уроженец Александр Желамский создал в брошенном здании сельской школы музей, посвященный сельским пейзажам. И, будучи его единственным сотрудником, ухитряется успешно полемизировать с самим Рерихом, находя его позицию небезупречной, представлять здешние роды и семьи на протяжении веков, демонстрировать геологические и ботанические познания. Желамский гордится тем, что происходит из «панцирных» бояр — сословия, родственного казачеству, но с польско-белорусскими корнями. «Панцирный» боярин должен был иметь вооружение (вплоть до лат!), коня и быть готовым выступить в составе регулярной армии в случае войны.

Но большинство краеведческих музеев в райцентрах остались на том же убогом непрофессиональном уровне, что и много лет назад. Они существуют, они отчитываются о работе, но в них неинтересно. К счастью, там хотя бы краеведческая литература продается, хотя тоже не везде: например, в Валдае (это нынче такой популярный город!) с книгами очень туго, а в Себеже нет даже книжного магазина. Все руководители таких музеев найдут сотни причин для своей плохой работы и первой назовут крайне скудное финансирование. Это, конечно, правда, но первой причиной, по нашему скромному разумению, является все-таки нежелание работать на современном уровне. Мы предлагали руководству таких заштатных музеев номера телефонов передовых учреждений, например Великолукскому музею настоятельно рекомендовали связаться с Олонецким, чтобы перенять опыт. Ведь стыдно сказать: в Великих Луках, втором по величине городе Псковщины, просто ужасный музей. Напрасно. Не хотят отстающие учиться у тех, кто умеет работать. И у них как не было посетителей, так и нет. И говорить при этом об успехе местного туризма просто смешно.

В избранном В избранное
1125
Предложения