Яндекс.Метрика
Загородное обозрение

СалонПоиск загородной недвижимости

Открыть журнал

Время рассудит…

Деревянные дома / 01.09.2011

Редакция проекта «Загородное Обозрение»

197022, Санкт-Петербург, Большой пр. П.С., 83

zagorod.spb.ru
info@zagorod.spb.ru

Телефон/WhatsApp:

Авторские права

ЗО Загородное обозрение
Удивительный все же строительный материал — древесина. Разнообразие форматов от бревна до гонта, экологичность, способность создавать особый воздух в доме — далеко не все его достоинства. Одно из самых поразительных свойств дерева заключается в «готовности служить службу» даже при абсолютно разных подходах к проектированию домов. В равной степени оно подходит тем, кто мыслит не как все и выдает «штучную» архитектуру, и тем, кто, напротив, стремится создать некое подобие конструктора «Лего» — стандартизированное, как любая продукция, рассчитанная на серийное производство, но при этом насыщенное разнообразными технологическими новшествами, которые и делают в итоге дом эксклюзивом.

В российском приватном домостроении как только речь заходит о чем-то необычном и при этом качественном, можно автоматически переместить получившийся в итоге дом в сегмент luxury. Дом от известного архитектора — luxury. Дом, насыщенный технологиями, например «умный дом», — luxury. И только экологичность пока не стала востребованной настолько, чтобы ассоциироваться с чрезвычайно высоким уровнем жизни. Иллюстрацией тому может стать непродолжительная история деятельности в России компании Baufritz, предлагавшей нашему рынку исключительно дружелюбные по отношению к окружающей среде дома по довольно высокой цене. Компания не продала в России ни одного дома и уходит с рынка. Но у нас есть хороший повод поговорить о том, что может стандартизированное домостроение противопоставить полету творческой мысли архитекторов.

Низы не могут, верхи — не хотят

Компания Baufritz вышла на российский рынок в 2008 году. Не самый удачный для дебюта год, по мнению Константина Юрченков, генерального директора ООО «Бауфритц Руссланд», стал основной причиной того, что бизнес не пошел. Хотя предложение было чрезвычайно соблазнительным: возведение экологичных домов высочайшего качества, по индивидуальным проектам (выбранным по желанию клиентов), но при этом собираемых из отдельных деталей, подобно конструктору, буквально за 2–4 дня (при условии заранее подготовленной площадки для установки дома, фундамента).

Дизайн домов разработан немецкими архитекторами. Само по себе конструирование в результате многолетних исследований стало исключительно точным. Продуманы все нюансы: детали стен, кровли и перекрытий не требуют специальной подгонки при монтаже, и даже транспортировка не может повлиять на их состояние, в частности влажность древесины, поскольку все части будущего дома защищены от намокания буквально при сходе со станка. Интересно, что в поставку включена сразу вся интерьерная начинка: мебель, сантехника и все остальное. Вариантов домов было несколько, к тому же покупателю представлялась возможность сформировать некий микст из всего ассортимента, выбирая жилье «под себя».

И хотя и сами проекты, и мебель были исключительно экологичными и эстетически привлекательными, ни один дом с 2008 года по настоящее время в России не продан.

Строители и архитекторы комментируют это по-разному. Валерий Осипенко, заместитель генерального директора ООО «ПАРТНЕР», говорит: «Мы какое-то время занимались исследованием сегмента luxury. Даже при комплектации вполне качественной мебелью невозможно убедить нашего клиента, что каркасный дом — это luxury. И скорость возведения — тоже не довод. В сознании наших сограждан такой короткий срок строительства — эквивалент низкого качества. Волшебства не бывает: если четыре дня возводят дом (на готовом фундаменте, срок монтажа которого месяц), то срок производства конструктива — не менее двух месяцев. В итоге фундамент, производство конструкции, доставка и растаможивание — это примерно 4–5 месяцев. За это время можно построить дом по индивидуальному проекту с применением энергосберегающих технологий, но при этом заметно дешевле, и к тому же с возможностью самостоятельно решать вопросы обустройства интерьера. Цена 3000 евро за квадратный метр — это очень дорого для подобного конструктива. Аналог в сегменте экостроительства на российском сырье — около 25 тыс. руб. за «квадрат». Если реализовать уникальный проект с мебелью, он обойдется не дороже 60 тыс. руб. В Европе люди мыслят иначе, и нужно еще 10–15 лет, чтобы скоррелировать наш люксовый сегмент с европейским».

Практически вторит Виктор Бодякин, владелец корпорации «ЭкоЛогика строительных технологий»: «Дома этой фирмы — обыкновенные каркасно-панельные дома, построенные по технологии, которая в Северной Европе прижилась давно, но не очень широко. На мой взгляд, такие дома необоснованно дороги для этой технологии. А некоторые изюминки представляются явно лишними. Например, «защита от электросмога» пригодится, если строить дом непосредственно под высоковольтной линией; во всех остальных случаях это никому не нужное увеличение стоимости (скорее всего, в доме и мобильный телефон работать не будет). Никакой «особенной» технологии соединения утеплителя и каркаса там нет. Цены на данную продукцию сегодня «улетели» на высоту, нарушив баланс технологии, цены и качества». Построить настоящий энергоэффективный, энергонезависимый и ресурсосберегающий дом можно, только если разработать проект и реализовать при непосредственном участии заказчика с первого момента. Люди, которые желают получить качество, индивидуальность, экологичность и прочее, предпочитают заказывать платье или костюм у портного, а не покупать в магазине готовое».

Но у домов-конструкторов есть и защитники. К ним относится архитектор Евгений Виленкин. Он считает, что наши соотечественники просто не в состоянии оценить то, что нельзя пощупать. Пока еще не играет роли исключительная экологическая чистота дерева, которой очень трудно добиться. «Поймите, — говорит Евгений, — чем безвреднее дерево, используе­мое в строительстве, тем больше денег в него надо вложить! Если сегодня бревно дешевое, значит, оно обработано далеко не самыми дорогими пропитками и лаками, а следовательно, будет «фонить». Дома Baufritz — воплощенное немецкое качество и рационализм. Но у нас платить за то, что дом безопасен для здоровья, за то, что в нем ведется сбор дождевой воды и переработка «серой» (использованной) воды с помощью бактерий и ультрафиолета, за размагничевание балок (очень дорогое удовольствие!), которое необходимо после транспортировки металлических деталей с помощью мощных магнитов, за безвредную утилизацию дома, после того как он отслужит свой срок, — даже очень богатые люди пока не готовы! И исключительно свежий воздух в коттеджах, где вместо кондиционеров, установлено оборудование, которое по сигналу датчиков уровня кислорода в ключевых помещениях начинает забор воздуха извне, не производит на покупателя нужного впечатления. А ведь компания предлагала туры в Германию с возможностью посещения уже построенных таких домов. У нас в стране нет экологического воспитания, и российским дилерам не удалось донести до клиентов философию Baufritz».

В пику стандартизации

Курорт «Пирогово» в Подмосковье — своеобразная антитеза стандартизированному строительству. Находится он в 20 км от МКАД, на северном берегу Клязьминского водохранилища. Расположение поселка (у воды, в окружении удивительно красивой природы) провоцировало на создание исключительной архитектуры. И хотя тем, кто сегодня выбирает проект для строительства дома в Пирогове предлагается восемь вариантов готовых эксклюзивных домов от итальянской компании Pagano, все же лицо курорта составляют дома, построенные по индивидуальным проектам лучших российских и зарубежных архитекторов. В числе авторов проектов Александр Бродский, Владимир Плоткин, Николай Лызлов, Юрий Авакумов; из иностранных зодчих — гонконгский архитектор Гэри Чанг и голландец Эрик Ван Эгераат. И, конечно же, знаменитый своей влюбленностью в дерево Тотан Кузембаев, главный архитектор курорта, по проектам которого в поселке возведено больше десяти домов, оригинальных и виртуозных с точки зрения архитектуры вообще и деревянного зодчества в частности.

Характер курорта — спортивно-рекреационный, хотя в нем живут и круглогодично. Наличие гольф-поля и яхт-клуба предполагает открытость для всех, кому близки эти два вида спорта. Отсюда особое понимание генплана поселка (разработан Евгением Ассом) и того, какие дома в нем надо строить. По сути, это креативная застройка прибрежной территории.

В качестве материала для коттеджей выбрано дерево. Как показала практика, это весьма удачный выбор. Рядом с водой дерево смотрится как нельзя более естественно, и такие уникальные постройки, как «Дом-эллинг» и «Дом с причалом», «Мост-Маяк», гостевые домики яхтсменов и ресторан «Кот Дазур» — поднятые на сваи и выделяющиеся на фоне прибрежного пейзажа благодаря насыщенному красному цвету, — трудно представить из какого-либо другого материала.

Дома яхтсменов на Завидкином мысу все разные, спроектированы разными архитекторами, но объединяет их размер модуля, заданный генпланом курорта. То есть некий элемент стандартизации не дает поселку рассыпаться на части, но в каждом проекте есть место для творческой мысли, есть свобода.

Насколько корректно сравнивать дома-конструкторы и дома от звездных архитекторов — вопрос философский. Роднит те и другие цена, которая автоматически переносит строения в категорию V.I.P., но на абсолютно разных основаниях. Козырь компании Baufritz — экологичность, которую, как справедливо заметил Евгений Величкин, не пощупать. За что платят, обращаясь к талантливому архитектору, — понятно при первом взгляде на дом. Однако крайне редко заказчик в России ставит перед архитектором задачу предусмотреть в доме с эксклюзивным «лицом» еще и высокотехнологичную начинку, нацеленную на энергоэффективность и ресурсосбережение. Чья правда сильнее покажет будущее, впрочем, не самое отдаленное, особенно если учесть, что в 2012 году и городская многоэтажка, и частный дом за пределами города обязаны будут иметь паспорт энергоэффективности.

В избранном В избранное
3851
Предложения