Яндекс.Метрика
Загородное обозрение

СалонПоиск загородной недвижимости

Открыть журнал

Готовим за городом: Обжигающий гуляш

Отдых в Лен.области / 31.07.2012

Редакция проекта «Загородное Обозрение»

197022, Санкт-Петербург, Большой пр. П.С., 83

zagorod.spb.ru
info@zagorod.spb.ru

Телефон/WhatsApp:

Авторские права

ЗО Загородное обозрение
Это блюдо подарила мировой кухне очень интересная страна, история которой не такая уж давняя. Племена, ее сформировавшие, свалились в Европу как снег на голову откуда-то из Поволжья. Там до сих пор проживают одни их родичи — мордвины, а другие — эстонцы и финны — давным-давно облюбовали себе болотистые и холодные северные края, где остальные представители жить не захотели. Рассказывают, что когда угро-финские орды перевалили через Карпаты, то увидели огромный камень, на котором было написано: «Пойдешь налево — придешь на благодатные равнины с урожайной землей, к изобилующим рыбой рекам и кишащим дичью лесам, пойдешь направо — придешь к дождливому морю, каменистой земле и непролазным болотам». Постояли угро-финны, подумали, а потом все грамотные пошли налево… Во всяком случае, венгры с удовольствием рассказывают эту историю, предварительно удостоверившись, что среди слушателей нет финнов и эстонцев.

Примечание

В наш век, век экзистенциального одиночества, нет фундамента прочнее, чем кастрюля густого горячего супа. Вокруг нее собирается и стар,

и млад, чтоб хлебать наваристую жижу, заедая щедрыми ломтями хлеба.

Петр Вайль, Александр Генис

В начале европейской жизни кочевники-мадьяры какое-то время были ужасом для Европы. Еще в Х веке официальная, утвержденная в соответствующих инстанциях молитва всех католиков Европы гласила: «Господи, защити нас от меча норманна и стрелы мадьяра!» Да-да! Все соседи воинственных кочевников испытывали жуткий страх от их боевого клича «Hui, hui!», а французский историк, который привел его описание, не имеел представления, чем это воззвание было так ужасно.

Известно, что во время набегов мадьяры ели плохо, как придется. Наслаждаться блюдами высокой кухни у кочевников нет ни желания, ни возможности. Им бы брюхо набить, коня поддержать, да вперед — за добычей. Захват добычи у оседлого народа — занятие опасное. Не захватишь добычу, не возьмешь крепость, не устоишь против тяжелой латной конницы — дальше не покочуешь. А захватишь — подивишься, какая вкусная еда у этих оседлых бездельников, посмотришь с отвращением на свою «болтушку» и захочешь осесть и питаться тем же, то есть опять-таки получается, что не покочуешь.

Но все же кочевники стали оседлыми, а бывшие пастухи-кочевники научились готовить так хорошо, что кулинарная составляющая венгерского туризма выделяется даже на фоне богатой истории и цыганской музыки. Особенно хорошо это видно как раз на гуляше — мы считаем его основным блюдом, да еще и с гарниром его подаем. А у венгров это два разных блюда: гуляш-перкельт — действительно основное блюдо, такое сытное, что какой там еще гарнир, и гуляш-левеш — довольно-таки густой суп. Причем гуляшом они по умолчанию называют гуляш-левеш — им такое агрегатное состояние этого блюда привычнее. Супчик этот, конечно, островат — на красном перце в Венгрии традиционно не экономят. Правда, не так долго, как гласит легенда о спасенной из гарема будайского паши девушке Илонке, подарившей освободителям все, что имела, в том числе и чудесное растение, от которого губы венгерских девушек горели божественным огнем. На самом деле целоваться с наперченными девушками не так уж приятно, а по-настоящему широко употреблять перец потомки бедных кочевников начали только в середине XIX века, а то бы не догнали враги доблестную венгерскую кавалерию: Ходжа Насреддин с помощью стручка красного перца добивался от своего ишака резвости, немыслимой даже для арабского скакуна, — а чем венгры хуже?

Что до разновидностей гуляша, не связанных с консистенцией, то они бывают из разных продуктов, даже из рыбы. Мне, например, очень запомнился боб-гуляш с мясом и фасолью, котелок которого я как-то с аппетитом умял под поселком Берегово в Закарпатье, у самой границы с Венгрией. Там же, в Закарпатье, я участвовал в ритуальном приготовлении бограч-гуляша, рецепт которого и предлагаю. Это гуляш, который готовят на костре в казане («бограч» и переводится как казан или котелок). Больше всего мне запомнилась алкогольная составляющая ритуала: мужчины, участвующие в приготовлении бограча, выпивают рюмку за каждый добавляемый в казан ингредиент. Налили масла в казан — опрокинули рюмашку, положили лук — рюмашка, за мясо рюмашка, за каждый овощ… В общем, чем больше компонентов в рецепте, тем… хуже помнишь вкус.

Слово экспертам

ГУЛЯШ

450 г говядины

2 луковицы

2 помидора

50 г топленого свиного жира

3 зубчика чеснока

300 г картофеля

1 сладкий перец

1 ст. ложка молотой паприки

1 стручок жгучего красного перца

зелень

На разогретом свином жире обжарить мелко нашинкованный репчатый лук, добавить измельченный жгучий перец, нарезанное некрупными кубиками мясо. Затем добавить толченый чеснок, паприку, нарезанный кубиками сладкий перец и нарезанные помидоры без кожицы. Влить воду или бульон и тушить до полуготовности. Потом добавить нарезанный кубиками или дольками картофель, долить воду или бульон, чтобы жидкость покрывала продукты, и варить до готовности. Посыпать зеленью.

Отдельно можно добавить предварительно отваренные мелкие клецки.

В избранном В избранное
2344
Предложения