Яндекс.Метрика
Загородное обозрение

СалонПоиск загородной недвижимости

Открыть журнал

Архитектура осознанного намерения

VIP-недвижимость / 30.10.2018

Редакция проекта «Загородное Обозрение»

197022, Санкт-Петербург, Большой пр. П.С., 83

zagorod.spb.ru
info@zagorod.spb.ru

Телефон/WhatsApp:

Авторские права

ЗО Загородное обозрение
О связи мировых архитектурных тенденций и менталитета петербургского заказчика размышляют архитекторы, реализовавшие десятки проектов частных домов.

В свое время большое любопытство вызвало появление стеклянных фахверковых конструкций на Приморском шоссе в районе Лахты. Прозрачные дома и технологически были в новинку, не говоря о ментальной стороне, — противоречие таким понятиям, как «приватность частного дома», и заимствованная у британцев, но ставшая избитой у нас формула «Мой дом — моя крепость», казались слишком очевидными. С тех пор минуло больше десятилетия, и уж давно на дома из стеклопакетов никто не заглядывается — частный случай перекочевал в практику загородного домостроения. Не сказать, что обычную, но, по нынешним временам, из разряда удобоваримых. Подумать только, какой технологический прорыв произошел за это время!

Несколько лет назад в наши представления о загородном доме стала входить так называемая горизонтальная планировка. Появившись сначала в практике самых модных и продвинутых архитектурных бюро, она довольно быстро завоевала симпатии определенной части заказчиков. Однако перерасти в более или менее распространенный прием не смогла по вполне объективным причинам. Как известно, наиболее дорогостоящие конструкции дома — это фундамент и кровля. Поэтому при одинаковой площади дом в два-три этажа получается ощутимо дешевле одноэтажного. А полезная площадь участка в этом случае увеличивается в разы.

Считать деньги стало хорошей привычкой, поэтому экономическая целесообразность выходит на первый план, разумеется, не в ущерб комфорту. И, в отличие, скажем, от практики десятилетней давности, поражать воображение соседей размахом и масштабом сегодня явный моветон. Скорее, девиз нынешнего обладателя загородной недвижимости можно сформулировать как «максимум функциональности с квадратного метра». Бильярдные, спортзалы, бассейны — все это есть в шаговой доступности и не нуждается в обустройстве, обогреве и обслуживании под крышей своего дома. Куда практичнее добиться высочайшего уровня комфорта тех помещений, которые действительно необходимы.

Классические пропорции всегда будут актуальны. Несмот­ря на все модные тенденции, именно они лежат в основе традиционного загородного дома. А классикой в данном случае выступает, по сути, все та же деревянная изба с двускатной кровлей и террасой под ней, с просторной гостиной и несколькими спальнями, с панорамным остеклением, которое уже прочно вошло в нашу действительность, и, конечно, со всеми прочими атрибутами технологичного века, делающими жизнь в такой избе комфортной в любое время года. Все прочее — нюансы и детали!

Разговор получился непростым, но интересным. Пожалуй, в основном за кадром остались вопросы внутреннего устройства дома, которые условно можно свести к таким понятиям, как эргономичность и функциональность. Из очевидных тенденций, безусловно, следует отметить панорамные окна в пол и безрамное остекление террас. Технологически это становится возможным и наверняка будет широко востребовано в будущем.

Плоская кровля, несмотря на достижения в этой области, по-прежнему вызывает сомнения в качестве долгоиграющего тренда. Опыт использования супрематических форм далеко не нов, мода на них, как известно, привела в свое время к возникновению такого направления, как конструктивизм, однако в частной архитектуре повторение подобной практики вряд ли приобретет характер тенденции. К тому же в русской ментальности представление о загородном доме все-таки сильно отличается от следования столь радикальным формам. В традициях нашего региона заметно влияние архитектуры северного, и в частности скандинавского, типа, поэтому формат шале со всеми присущими ему чертами, вероятно, еще долго останется преобладающим на Северо-Западе.

Алексей Сколдинов, главный архитектор «Росса Ракенне СПб», эксклюзивного дистрибьютора HONKA в России:

У плоских и эксплуатируемых зеленых кровель есть шанс быть использованными у нас, но в очень ограниченном количестве. Причиной тому, на мой взгляд, два серьезных обстоятельства: технологическая сложность и менталитет. Качественная и надежная плоская кровля стоит дорого, сделать дешево —  значит плохо, причем ситуация не изменится в перспективе 3–5 лет. В итоге клиент не готов рисковать и переплачивать за модные, но весьма ненадежные решения.

Я прихожу к мнению, что одним из наиболее значимых трендов последнего времени является рациональность. Это касается размеров дома, проверенных временем конструкций, отсутствия или минимизации декора и т. д. Лишних помещений, объемов, избыточной высоты и площади клиенту не нужно, времена бильярдных, каминных и зимних садов прошли. То же и в архитектуре. Форма, если она не подчинена смыслу, не важна. Сегодня правят лаконичность, сдержанность и целесообразность.

В последнее время я все чаще наблюдаю тенденцию развития «модульных домов». Вот где рациональность в чистом виде! Все логично, ничего лишнего.

Архитектура, конструкция и эргономика сведены в единый объем. При этом принципы «модульной» архитектуры легко транслируются и в индивидуальные проекты. Одним из удачных примеров такого подхода назову модульные дома HONKA на жилищной выставке Suomen Asuntomessut в Пори в этом году.

Сергей Андрианов, главный архитектор ГАП СК «МЕРА»:

По мере развития технологий у нас начинают появляться решения, которые раньше не были широко распространены. Заказчик все чаще выбирает современную архитектуру с плоскими кровлями. В последние годы появились проработанные многовариантные и надежные схемы их формирования, опровергнувшие стереотип о низком уровне производства работ и проблемах при эксплуатации. Также на рынок вышли многочисленные производители алюминиевых стеклопакетов, в том числе отечественных, что привело к развитию относительно недорогого и качественного панорамного остекления.

Его все чаще используют для закрытия контура террас. В нашем регионе, с сильными ветрами и частыми осадками, такое решение позволяет продлить эксплуатацию террасы на 3–4 месяца в году, а при наличии переносных систем обогрева сделать ее даже круглогодичной. Кстати, появились доступные напольные радиаторы. В итоге заказчик перестал бояться теплопотерь при выборе большой площади остекления.

С другой стороны, по мере повышения цен на энергоносители клиенты все чаще обращают внимание на конструкции стен и кровли, выбирая оптимальную по теплозащиным свойствам схему. Однако строить по-настоящему энергоэффективный дом, в котором архитектура и все инженерные сети изначально подчинены идее энергосбережения, пока мало кто решается.

Юлия Петрова, архитектор компании «Хольц Хаус»:

При проектировании и выборе материалов набирают обороты функциональность и энергоэффективность. Заказчики все чаще отдают предпочтение функционалу помещений, минимизируя площадь бесполезных холлов, коридоров, галерей. Средняя площадь проектируемых домов уменьшается, как следствие, снижается их стоимость. Также современный рынок предлагает множество энерго- и теплосберегающих материалов. Специальное заполнение стеклопакетов, утепленные оконные профили, современные кровельные утеплители и мембраны не намного дороже стандартных, но при эксплуатации позволяют экономить на ресурсах, а современный покупатель все больше внимания уделяет этим воп­росам. Набирают популярность элементы системы «умный дом», удаленного управления инженерией и других, которые тоже дают возможность сократить расходы на ресурсы и повышают энергоэффективность современных домов.

Что касается стилистики, то в деревянном домостроении к классическому можно отнести дом прямоугольной формы с мансардным этажом и двускатной крышей, так называемый стиль шале. Эта архитектурная форма никогда не потеряет актуальности. Индивидуальности можно добиться за счет размера оконных проемов, цвета стен и черепицы, материала отделки цоколя. При этом планировка и стоимость такого дома оптимальные.

Владислав Ремиш, коммерческий директор  компании Skog Homes:

Одним из моих ярких архитектурных впечатлений этого года стало посещение финской выставки Asuntomessut. Не готов назвать компанию или бренд, но был поражен некоторыми проектами. Приятно, что зарубежный опыт находит благодатную почву и у нас. Если говорить о стилистике, наверное, помимо классической формы шале, сегодня популярны современные «кубики» с дроб­леными линиями стен и нависающими друг над другом объемами.

Лаконичный квадрат в плане как таковой уходит, при этом усложняется внутренняя геомет­рия. Например, в последние годы мы строили два коттеджа с внутренними двориками по проектам нашего партнера — бельгийского архитектурного бюро Demeestervliegen. Один дом внешне напоминает такой неравномерный кубик, а когда заходишь внутрь, видишь, что вся геометрия построена вокруг небольшого пространства внутреннего двора. Кстати, один двор застекленный, там сделан так называемый световой фонарь, а второй — абсолютно открытый, в перспективе там высадят дерево, а зимой будет лежать снег.

Меняется и внешнее оформление. Зарубежный опыт приносит не только формы, но и элементы декора. Так, в моду входит фактура необработанного бетона — натурального серого цвета, с нарочито грубой текстурой. Также популярна штукатурка по камню в сочетании с отделкой каменных фасадов деревянными планками, например из термодревесины.

Вячеслав Хомутов, главный архитектор компании «Хаубаус»:

Молодое поколение не стремится к необъятным площадям и роскоши в интерьере. Приоритеты определяют новые ценности. Успех визуализирован не роскошью и зажиточностью, а финансовой, географической и личной независимостью. Именно поэтому тренд на компактное многофункциональное и в каком-то смысле аскетичное жилье только вступает в свои права в российском сознании.

Эти черты сполна проявляются в загородном строительстве. Плюс общее увлечение экологией и здоровым образом жизни, тоже ставшее трендом. Строить и проектировать можно с удовольствием и профессиональным удовлетворением. На стадии проектирования архитектор уже видит взаимодействие будущего дома с ландшафтом, солнечной активностью и временами года в контексте окружающей среды и конкретных людей — будущих жителей. Здесь хороши все принципы и законы органической архитектуры.

Хорошим тоном традиционного интерьера остается умеренность. А эстетика может быть разной. Вдохновением лично для меня стала Венецианская биеннале этого года. Это прекрасно, когда у архитектора есть авторский почерк и его работы узнаваемы. Однако признаком мастерства является разнообразие взглядов на профессию, умение адаптировать, обыгрывать тот или иной стиль в своем прочтении.

Редакция благодарит Владислава Ремиша за предоставленные фото с выставки Asuntomessut

В избранном В избранное
1969
Предложения