Яндекс.Метрика
Загородное обозрение

СалонПоиск загородной недвижимости

Открыть журнал

Хозяйственное или бесхозяйственное ведение?

VIP-недвижимость / 01.11.2001

Редакция проекта «Загородное Обозрение»

197022, Санкт-Петербург, Большой пр. П.С., 83

zagorod.spb.ru
info@zagorod.spb.ru

Телефон/WhatsApp:

Авторские права

ЗО Загородное обозрение
Сегодня мы хотели бы продолжить ранее затронутую тему, а именно правовое положение объектов недвижимости, находящихся у различных государственных учреждений и предприятий, а также находящихся в муниципальной собственности и вызывающих интерес у потенциальных инвесторов. С этой целью мы обратились за комментариями к вице-губернатору Санкт-Петербурга - председателю КУГИ Валерию Львовичу Назарову.

"Загородное обозрение": Валерий Львович, как Вы можете прокомментировать Закон Санкт-Петербурга "О порядке передачи объектов госсобственности Санкт-Петербурга в собственность муниципальных образований" от 06.04.2000 г. Есть ли конкретные примеры его применения?

Валерий Львович: Специфика Санкт-Петербурга как города, обладающего статусом субъекта федерации, не дает возможности однозначно определить перечень объектов нежилого фонда, подлежащих передаче в муниципальную собственность. В силу п. 3 Закона Российской Федерации "О местном самоуправлении в Российской Федерации" в Москве и Санкт-Петербурге в целях сохранения единства городского хозяйства предметы ведения находящихся на их территориях муниципальных образований, в том числе установленные федеральным законом, объекты муниципальной собственности, источники доходов местных бюджетов определяются законами субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга.

Это означает, что передача объектов недвижимости, находящихся в собственности Санкт-Петербурга, в муниципальную собственность производится на основании законов Санкт-Петербурга.

Порядок передачи объектов государственной собственности Санкт-Петербурга в собственность муниципальных образований Санкт-Петербурга установлен Законом Санкт-Петербурга "О порядке передачи объектов государственной собственности Санкт-Петербурга в собственность муниципальных образований" и состоит из следующих этапов:

- разработка и внесение проекта закона о передаче имущества муниципальному образованию в Законодательное Собрание субъектом законодательной инициативы (депутатами и органами Законодательного Собрания Санкт-Петербурга, губернатором Санкт-Петербурга, представительными органами местного самоуправления, почетными гражданами Санкт-Петербурга). К проекту Закона прилагаются мотивированное заключение Администрации Санкт-Петербурга, расчет перераспределения средств между бюджетом (внебюджетными фондами) Санкт-Петербурга и бюджетом и внебюджетными фондами муниципального образования, сведения о кадастровом и техническом учете объектов недвижимого имущества, решение органа местного самоуправления об одобрении законопроекта о передаче объектов государственной собственности Санкт-Петербурга в собственность муниципального образования;

- принятие закона Законодательным Собранием Санкт-Петербурга и подписание его губернатором Санкт-Петербурга;

- заключение договора с муниципальным образованием о передаче ему в собственность объектов государственной собственности Санкт-Петербурга.

Здесь хотелось бы выделить те концептуальные особенности, которые обуславливают применение данного закона. Прежде всего необходимым условием передачи объектов в собственность муниципальных образований является наличие у руководства муниципального образования опыта управления объектами социальной инфраструктуры и коммерческой недвижимости. Кроме того, из смысла закона следует, что передаваемая в собственность муниципальных образований недвижимость должна обеспечивать реализацию задач, стоящих перед муниципальным образованием в соответствии с законом "Об основах местного самоуправления".

На сегодняшний день подготовлено около 30 законопроектов о передаче объектов государственной собственности в собственность муниципальных образований. В основном это социальная инфраструктура местного значения.

"Загородное обозрение": Еще одна проблема, упомянутая журналом в предыдущих выпусках, - это использование госпредприятиями и учреждениями зданий, находящихся в аварийном состоянии. Есть ли какой-либо практический опыт работы с подобными объектами у КУГИ Санкт-Петербурга?

Валерий Львович: В данной ситуации учитывается, прежде всего, финансовое состояние того или иного госпредприятия или учреждения. В случае, если таковое не позволяет надеяться на ближайшее изменение ситуации, недвижимость изымается из оперативного управления и передается либо для продажи на торгах - в этом случае организатором торгов выступает Фонд имущества Санкт-Петербурга - либо закрепляется за другим госпредприятием или учреждением, способным провести его восстановление.

Изъятие ненадлежащим образом используемого имущества оформляется решением городской Комиссии по распоряжению объектами недвижимости.

"Загородное обозрение": Большое значение в последнее время участниками рынка придается использованию и статусу земельных участков, интересных для инвестиций. Принимая во внимание особенность тех объектов, о которых мы сегодня ведем речь, можно ли охарактеризовать те нюансы, которые применимы к использованию земельных участков госпредприятиями и учреждениями, а также проблематику устранения их неэффективного использования?

Валерий Львович: В соответствии с Законом РФ "О плате за землю" использование земли в РФ является платным. Обязательства по уплате земельных платежей в форме арендной платы или земельного налога обеспечивают эффективность землепользования. Однако, существуют 2 проблемы, связанные с использованием земли государственными предприятиями и учреждениями:

1) большинство государственных предприятий и учреждений не имеют правоустанавливающих документов на земельные участки и, соответственно, не оплачивают землепользование;

2) Законом "О плате за землю" большинство государственных учреждений освобождены от уплаты земельного налога, что не стимулирует их к рациональному использованию земли.

Распоряжением губернатора Санкт-Петербурга от 19 февраля 2001 года № 220-р "О проведении в Санкт-Петербурге структурно-функциональной оптимизации органов формирования, оценки, учета и управления недвижимым имуществом" поставлена задача до конца 2002 года провести сплошную инвентаризацию земли города, в ходе которой будут выявлены границы фактического землепользования государственных учреждений и предприятий. Материалы инвентаризации должны заполнить земельный кадастр сведениями о всех земельных участках, после чего можно будет приступить к определению землеотвода для каждой из государственных организаций, в соответствии с ее объективными потребностями.

Если предприятие или учреждение уже оформили правоустанавливающие документы на землю, то изъять неэффективно используемые земельные ресурсы возможно будет только путем ликвидации организации. В противном случае городу предстоят долгие судебные разбирательства с каждым из фактических землепользователей по поводу определения границ землеотвода.

Также хотел бы отметить, что передача земельного участка в долгосрочную аренду или в собственность одинаково интересна для города. Формирование рынка собственников земельных участков, в общем, ведет к увеличению рыночной стоимости земельных участков, более интенсивному их обороту и использованию, способствует увеличению рыночной стоимости объектов недвижимости, расположенных на них, способствует развитию ипотеки и других гражданских сделок.

Общая позиция Администрации Санкт-Петербурга такова - ненадлежаще используемые земельные участки должны быть переданы тем, кто сможет принести городу выгоду от их использования, так же как и выгоду для собственного бизнеса.

"Загородное обозрение": Спасибо, Валерий Львович, надеемся, что данная публикация не осталась последней, и Вы сможете ответить на возможные вопросы наших читателей.

Валерий Львович: Да, либо я, либо мои заместители смогут прокомментировать новое в законодательстве города или разъяснить требования КУГИ Санкт-Петербурга.

В избранном В избранное
1721
Предложения