Загородная
недвижимость
и все о ней
Выбор сделать
легко!
Коттеджные поселки Загородные дома Квартиры за городом
Пресс-релизы, новости Реклама на портале, в журнале

Ландшафт

Шелковый путь сквозь Михайловский сад

Восьмой международный фестиваль ландшафтного искусства «Императорские сады России» назван «Сады шелкового пути» и посвящен садовому искусству тех стран, по которым этот путь проходил: Китая, Индии, Японии, Кореи, нынешнего Казахстана, Туркменистана, Азербайджана, Грузии, Турции, восточных российских территорий и европейских стран — Италии, Франции, Германии. Великий шелковый путь соединил разные страны и народы, связал их материальную, художественную и духовную культуры. Участники выставки пытались в садовых композициях и художественных инсталляциях осмыслить этот первый опыт глобализации в истории человечества.

В этом году в конкурсе объявлено четыре номинации: «Шоу-сады» (площадью более 100 кв. м), «Средние сады» (от 30 до 60 кв. м), «Малые сады» (от 10 до 30 кв. м) и «Лучший арт-объект».

Начать обзор хочется с работы, получившей Гран-при за верность историческим традициям — это замечательная флористическая композиция «Царские сны», созданная под эгидой Государственного Эрмитажа студией «Цубаки» Александра и Владимира Бермяковых. Она размещалась на ступенях садового павильона-эрмитажа — павильона России, на берегу Мойки.


Решенная в духе садов итальянского Ренессанса, композиция была посвящена Екатерине Великой. Работа построена на контрасте зеркальных поверхностей и белого мрамора со мхом, в который помещены эхеверии и тилляндсия уснеевидная (луизианский мох). Композиция оставляет ощущение спокойствия и комфорта. Это единственная работа на выставке, к которой нет вопросов, видимо, поэтому она и завоевала Гран-при. Талантливые флористы, лауреаты многочисленных международных конкурсов флористики просто не могли не победить.

Номинация «Шоу-сады»

В номинации «Шоу-сады» первое место заняла интерактивная садовая инсталляция «Ковер-самолет», созданная садовниками усадьбы Марьино. Парящий в облаках искусственного тумана ковер-самолет воплощает мечту человека о свободном полете.
«Сад созерцания и вдохновения» оказался на втором месте. Представленная Колледжем строительной индустрии и городского хозяйства и школой-студией «Петербургский стиль» ландшафтная композиция посвящена японскому скульптору, философу и экспериментатору Софу Тэсигахара.
На третьем месте композиция «Сокровище двух морей» — сов­местная работа Мастерской Сени Верёвкина, ООО «Домашний оазис» и Роксаны Башкировой. Акцент в ней стал старинный рундук с бесценными и загадочными сокровищами, соединяющими миры Запада и Востока.

Номинация «Средние сады»

Победила здесь композиция «Тень шелкового пути» ООО «Удачный проект», питомника «Алексеевская дубрава» и ООО «Вековая платина». Деревянный настил, символизирующий дорогу в пустыне, приводит к оазису, где сооружен геодезический купол, в котором скрывается сюрприз для зрителя.
На втором месте композиция «Великий шелковый путь», созданная ландшафтной компанией «Садовник Мюллер» в партнерстве с ООО «Ананта», Центром биопозитивного строительства. Спонсор — Санкт-Петербургский
государственный аграрный университет. Каждая часть цветника несет определенную идейно-художественную нагрузку и иллюстрирует садовые традиции — от китайских до европейских.
Третье место занял «Сад «Гюлистан» школы дизайна Divina Harmonia и креативного бюро «Дрозд и жаба». В основе концепции проекта многовековая история взаимопроникновения культур Востока и Запада. Габионы с крупной сеткой из сваренного прутка и зеркальный павильон, куда зритель заглядывал через окна, привлекали внимание.

Номинация «Малые сады»

На первом месте композиция «Сквозь века и расстояния» таллиннского муниципального учреждения «Кадриорг Парк». В этой работе, выполненной в стилистике японского сада, автор проекта Элле Пент попытался показать связь между эпохами и странами.
Второе место досталось «Цветочному ковру», созданному Цветочной гимназией «Мастер» с помощью спонсоров — сети флористических салонов «Цветочный город» и компании Dekker Chrysanten. Этот двухсторонний ковер соткан из цветов сотен хризантем самых разных оттенков.
Третьей стала флористическая композиция «Под аркой небосвода» группы Baltic Blooms Floral Design, она представляет собой арку из ветвей, соцветий, плодов и прочих органических материалов, символизирующую дорогу, по которой проходил Великий шелковый путь.

Номинация «Лучший арт-объект»

Первое место — Выставка плакатов «Великий шелковый путь», на которой студенты Международной школы дизайна из Санкт-Петербурга представили свое видение Великого шелкового пути посредством современного визуального языка плаката.
Второй стала композиция Веры Виглиной «Отдых в полдень», состоящая из трех скульптур женщин, которые прилегли на газоне Михайловского сада и предаются разным занятиям.
Парящий среди деревьев призрачный «Шелкопряд» Наталии Цветковой из металлической проволоки и сетки занял третье место в номинации.

Личные впечатления

Хочется отметить две работы, не получившие призов, но привлекшие внимание.
Это «средний сад» компании «Анатомия ландшафта» — «Путь в тысячу ли начинается с первого шага», символизирующий Босфорский мост, соединяющий Европу и Азию («...представьте себе, что вы стоите на Босфорском мосту, одной ногой в Европе, другой — в Азии...»). В этой работе удачно сочетались растения, посаженные в грунт внутри деревянных емкостей, рисунки и скульптура, воплощающая мост. Никаких торчащих горшков.
Искрометный юмор порадовал в композиции «Программа «Время» от креативного бюро «Дрозд и жаба» и школы дизайна Divina Harmonia. Внутри корпуса советского телевизора аквариум, а композиция сделана из всяческого садово-огородного секонд-хенда: ржавых бочек, деревянных грабель, старого инструмента, тонированного в легкие оттенки синего и украшенные японскими хокку. На бочке написано: «За ночь вьюнок обвился вокруг бадьи моего колодца... У соседа воду возьму» — и подпись: «Тиё». Пройти мимо такой композиции, авторы которой превратили рухлядь в изысканную инсталляцию, невозможно.
Какое главное впечатление от выставки? Увы, это разочарование, которое заметно и по жесткой критике в обсуждениях профессионалов в социальных сетях. Собственно, основная причина разочарований — ожидание садового шоу, в реальности оборачивающегося художественной выставкой из инсталляций, в которых вовсе может не быть растений. Если в прошлом году были по-настоящему хорошо сделанные шоу-сады, пусть не уровня садового шоу в Челси, но производившие положительное впечатление и дававшие надежду, что выставка станет выставкой садов, как это заявлено в ее наз­вании. Но в этом году законченных, цельных садов не было, а искреннее восхищение без каких-либо вопросов вызывали лишь «Царские сны» Бермяковых, но и они имели отношение скорее к флористике, а не к ландшафтной архитектуре.
Большая часть работ производила впечатление самодеятельных. Большинство авторов пыталась задекорировать горшки теми или иными материалами, от мешковины до мха, но в некоторых композициях даже не пытались камуфлировать контейнеры, более того — появились растения в пакетах из черного полиэтилена (это даже не садовый центр, а дачный питомник).

В других садах создатели даже не удосужились снять бирки садовых центров с ценниками (в частности, я узнал, что тсуга канадская в 45-литровом контейнере стоит 8800 руб.). Картонные декорации инсталляций с акварельными рисунками уровня учеников художественной школы, ирония, доходящая до сарказма, реклама, попытки творчества, производившие впечатление выставочного сада, но не подкрепленные адекватным бюджетом, выглядели по большей части жалко. Дешевые материалы (в одной работе авторы умудрились сочетать резиновую георешетку с керамзитом и линолеумом), крашеная щепа кричащих цветов и прочие признаки экономического кризиса удручали. Стоимость выставочного сада сегодня может превысить миллион рублей. Такие траты готовы себе позволить считаные петербургские ландшафтные компании, а спонсоров, похоже, оказалось недостаточно.
Вообще, заметно, что ландшафтных компаний среди участников стало меньше, чем в прошлом году. И, конечно, главная проблема — это охраняемые КГИОПом газоны Михайловского сада. Выставка садов невозможна без вкапывания горшков или посадки растений в землю, игры с уровнем почвы, геопластики, создания водоемов. Все это требует серьезных земляных работ, которые неизбежно повредят газоны. Некоторым участникам удается примирить требование по сохранению газонов и желание создать выставочный сад (особенно в прошлом году), но далеко не все даже пытаются. Увы, «Императорские сады» регулярно демонстрируют несовместимость названия, концепции и требований режима охраняемой территории. Кажется, организаторы выставки это понимают и начинают говорить об изменении ее формата — с садовой на художественную.

Текст и фото: Виктор Тропченко
29.06.2015 | Количество просмотров: 2212

Популярные статьи

Статьи рубрики

Как оживить сухую тень

В тенистой и сухой части сада условия для растений наиболее тяжелые, газон там погибает, и даже сорняки час­то не растут. Но и эти уголки можно без особых усилий превратить в место, не менее привлекательное с точки зрения ландшафтного дизайна, чем любые другие части сада. Особенно важно это на небольших участках, где на счету каждый квадратный метр.

Сосны на песке. Особенности озеленения участков на Карельском перешейке

Живописные озера, гранитные скалы и сосновые леса позволили Карельскому перешейку стать излюбленным местом дачного отдыха петербуржцев. По традиции дача всегда окружена садом, при создании которого неизбежно приходится учитывать природные особенности участка. Карельский перешеек очень разный, но в основном это песчаные почвы, выходы скальных пород и сосновые или смешанные леса. Конечно, есть, и ольшаники, и ельники, и луга, и болота, но наибольшей популярностью пользуются лесистые участки, выходящие на берег озера.

Пейзажный английский парк

Английский пейзажный парк — стиль ландшафтного сада, возникший в Великобритании в начале XVIII века и распространился по Европе, заменив более формальный и симметричный французский сад, который был главным парковым стилем в Европе XVII века.

Импрессионизм в оттенках зеленого

Главные черты самых запоминающихся садов последних лет — это яркий дизайн неживых элементов и натуральность живых. Современный сад строится на диа­логе: от тихой беседы нюансов до шумной дискуссии контраста природного и рукотворного. Этот диалог всегда об устойчивости, sustainability. В результате получаются сады, которые требуют минимума затрат при создании и уходе, однако сохраняют задуманный архитектором облик.