В обстановке а-ля мрамор

К разряду действительно изысканных, без страха и упрека, относят венецианскую штукатурку. Впрочем, эка невидаль, «венецианка»! Известная со времен Ренессанса, она по сей день украшает многочисленные европейские соборы и, что называется, в чистом виде, и в качестве основы монументальной росписи. Пожалуй, лучшей рекламы не выдумать — покрытие выдержало испытание временем, не говоря уже о внешних достоинствах.

Что верно, то верно: мастера Возрождения знали свое ремесло. Впрочем, сегодняшние умельцы заслуживают не меньшего уважения. По крайней мере, те из них, кто к общению с «венецианкой» подходит творчески, не позволяя себе «конвейерности» в работе и используя понятие «стандарт» как превосходную степень. Молодой, энергичный и, безусловно, талантливый Иван как раз из их числа. С помощью венецианской штукатурки он создает настоящие шедевры — маленькие и не очень, на стенах и потолках, украшающие жилые интерьеры и общественные, подчеркивающие стиль и задающие тон.

Как известно, венецианская штукатурка — это декоративное покрытие, имитирующее натуральный камень. В отличие от классической техники штукатурки, которая включает мраморную муку и растительные красители, сегодняшняя «венецианка» состоит из природного известняка с добавлением акрилового связующего. В зависимости от консистенции, колеровки и способа нанесения она может создавать полную иллюзию того или иного камня. К классическому интерьеру подходит идеально, что касается остальных случаев, — как говорится, возможны варианты.

Кстати, «венецианка», которая хороша и сама по себе, великолепно сочетается с прочими техниками декоративной отделки.

И знакомство с портфолио Ивана убеждает в том, что это не дежурные фразы, а истинная правда; например, в тандеме с сусальным золотом «венецианка» смотрится изумительно.

Иван Течкин: «Сегодня с «венецианкой» работать довольно удобно, потому что она продается в готовом растворе, в расфасовке от 1 до 25 кг. Потом смесь колеруется, я делаю на глаз, у меня так лучше получается.

«Венецианка» существует в двух базах: прозрачной и светлой. Первая колеруется в светлые тона, вторая — в темные».

Несмотря на молодость, Иван уже считается декоратором весьма высокого уровня. Поэтому на объект приходит, когда «малярка» закончена и стена соответствующим образом подготовлена. Его работа начинается с грунтовки поверхности. Потом уже наносится сама «венецианка» — в несколько слоев, обычно от четырех до десяти. Каждый слой штукатурки полупрозрачен, что создает эффект игры света. Количество слоев влияет на структуру покрытия: чем их больше, тем сложнее рисунок и выразительнее конечный результат. Естественно, качество декоративного покрытия зависит не только от самого состава, но и от техники нанесения и мастерства исполнителя. Декорированная «венецианкой» стена создает ощущение природного монолита из чистейшего прозрачного мрамора — тщательно отшлифованного или слегка шероховатого, гладко отполированного или вовсе зеркального. Кстати, «венецианкой» декорируют не только стены, но и потолки, карнизы, колонны, то есть любые фрагменты интерьера.

Иван Т.: «Заказчику нужно иметь в виду, что «венецианка» делается долго. По технологии, каждый слой сохнет восемь часов. Потом наносится воск. Как и сама «венецианка», он бывает натуральный и синтетический, то есть на основе натуральных клеев или искусственных. Понятно, что натуральные дороже, примерно на треть. После нанесения воска стена полируется, как правило, до стеклянного блеска.

Еще одна тонкость: «венецианку» нельзя использовать во влажных помещениях. Так что в ванных комнатах и бассейнах делается декоративное покрытие, лишь имитирующее ее. Впрочем, «подделка» выглядит вполне правдоподобно». Опытные специалисты не только нанесут венецианскую штукатурку, но и осуществят весь http://kvadratremont.ru.

Высокотехнологичное творчество

Декорированная «венецианкой» стена прекрасна, спору нет. И знают ведь, что лучшее — враг хорошего, а все равно продолжают, усугубляют, экспериментируют. Например, создавая на готовой поверхности те или иные эффекты. Очень популярна технология искусственного состаривания. И кстати, не только стен. Иван рассказывает, что приемы декоративного старения часто применяет к дверному полотну, мебели. Существует множество разных техник — скажем, патинирования, лессировки, кракелюра и т. д.

Иван Т.: «Кракелюр на «венецианке» делается так. Перед нанесением последнего слоя венецианской штукатурки стену покрывают специальным лаком. Примерно минут через тридцать из него испаряются смолы, а еще через два–три часа клей растрескивает «венецианку», оставляя на ней живописные «следы времени».

По правде сказать, много как способов состаривания, так и материалов, для этого пригодных. Практически каждый крупный бренд лакокрасочной индустрии предлагает в числе прочего и специальные наборы, используя которые даже дилетант сумеет добиться весьма выразительных декоративных эффектов».

И тут так и хочется заподозрить Ивана в некотором кокетстве. В самом деле, может ли малоподготовленный экспериментатор создать нечто действительно красивое?! Все-таки опыт — штука полезная, и думается, одной лишь инструкции на баночке с клеем недостаточно, чтобы превратить современную дверь из сосны или пусть даже лиственницы в полотно выбеленного дуба, с сеткой кракелюра, со следами жизнедеятельности древесных жучков, живописными сколами и ароматом Франции XVIII века.

Продолжая разговор о декорировании, Иван упомянул и другие техники, которые он использует ежедневно. В частности, нанесение рисунка по трафарету и работу с сусальным золотом.

Иван Т.: «Орнаменты — очень выразительный прием; они подчеркивают стиль интерьера, усугубляют его. Декоративные орнаменты можно делать как под общую стилистику, так и, например, под мебель.

Орнамент, нанесенный с помощью трафарета, можно декорировать краской, сусальным золотом, фактурной штукатуркой, создавая рельефные изображения».

Выяснилось, что орнаменты Иван рисует вручную. Как правило, это некий собирательный образ из уже существующих, но всегда что-то новое, уникальное, авторское. Дальше вступают высокие технологии: говоря языком компьютерщиков, готовое изображение векторизуется из растра в вектор и режется на плоттере. (Конечно, можно и вручную, но, глядя на созданные Иваном орнаменты, понимаешь, что нарезать такое ножницами — жизни не хватит.) На стену трафарет крепится с помощью обычной монтажной пленки. Технологии создания орнаментов бывают разные — от простых, в одно нанесение, до многослойных, со сложной композицией и использованием нескольких декоративных средств.

Кстати, орнаменты тоже наносят не только на стены. Конечно, самым сложным объектом считается потолок. Если высота небольшая, можно работать со стула, но иногда приходится и леса строить.

Золотых дел мастер

В технике сусального золота два вида нанесения — собственно золотом и поталью. Оба они довольно схожи, с той лишь разницей, что первое намного дороже второго. Выбор материала зависит от того, сколько заказчик готов заплатить за отделку. Для примера, если пачка потали (и золото, и поталь продаются в пластинах) стоит около 100 руб., то сусального золота — доходит до 6000 руб. При этом пластины сусального золота намного тоньше и работать с ними гораздо сложнее.

Что касается вариантов расцветок — их довольно много. Поталь — это серебряные, медные и золотые пластины; последние нескольких оттенков, от светло-лимонного до ярко-желтого. Оттенки сусального золота также различаются в зависимости от производителя.

Иван Т.: «Перед нанесением сусального золота поверхность грунтуется левкасом — это такой столярный клей с гипсом. После высыхания левкас полируется. Для потали и золота используют специальный клей — мордан. Его разновидности различаются по времени высыхания; испаряясь, он оставляет липкую поверхность.

Например, для сусального золота используют 24-часовой мордан. После нанесения и золото, и поталь покрываются специальным раствором — шилаком чешуйчатым. При этом поталь нужно покрывать обязательно, поскольку со временем она окисляется. К тому же гарантии долголетия такого покрытия нет, все зависит от влажности в помещении. Ну а золото и есть золото, время его эксплуатации — практически вечность.

Коммуникативный формат

Декоратор редко приходит сам. В основном на объект его приглашает архитектор. Иван рассказывает, что сегодня уже сложился коллектив архитекторов и дизайнеров, с которыми он работает постоянно. В порядке исключения он припоминает два-три заказа, на которые его приглашали сами хозяева. Видимо, декоративная отделка, которую он выполнил ранее для их знакомых, произвела впечатление.

Иван Т.: «Лучшая реклама — число созданных объектов. Я просто обожаю то, чем занимаюсь: это любимая работа, которая не только деньги дает, но и приносит невероятное удовольствие творческой составляющей. Декорирование — это такой эксперимент, который постоянно проводить у себя дома просто невозможно. А вот заказчики — другое дело. Они всегда разные, мне интересно понять, что бы кому понравилось в каждом конкретном случае. Не угадал? Так бывает редко. Практически все мои клиенты остались довольны».

Если в проекте планируется авторский декоративный декор, концепция обсуждается с архитектором, детали — с заказчиком. После чего Иван делает два-три варианта различных по цвету и текстуре работ. Заказчик выбирает. Или не выбирает. Тогда декоратор делает новые эскизы.

В общем, пока все не срастется

Исполнение в натуре — тоже дело небыстрое. Существует масса способов нанесения штукатурки; промежуточные слои наносятся валиком, после чего в ход идут специальные пластиковые шпатели. Порой могут понадобиться практически ювелирные навыки. Ничего удивительного: ведь декорирование — своего рода заключительный аккорд в ремонте. Неслучайно к той же «венецианке» приступают, когда все грязные строительные работы позади.

А сусальное золото — и вовсе последнее звено отделки, не терпящее ни пылинки вокруг.

Времени декорирование требует разного. Например, на одном из своих недавних объектов Иван проработал целых четыре месяца. Впрочем, там и площади были внушительные, да и технологий полный набор: и «венецианка», и орнаментальный декор. Иными словами, как известняковой пылью можно было надышаться вдоволь, так и ароматов растворителей вкусить сполна. Но зато и дела поправить: в зависимости от способа и техники нанесения расценки на «венецианку» сегодня 1000–5000 руб. за квадратный метр. С сусальным золотом несколько сложнее — фиксированной таксы нет, оплата по факту.

Слово экспертам

Досье

Иван Течкин, дизайнер по интерьерам

Окончил Самарское художественное училище им. К. С. Петрова-Водкина. В 2004 году — Самарскую архитектурную академию, кафед­ру «Промышленное строительство».

Затем два с половиной года работал в Москве декоратором интерьеров, главным образом общественных — в клубах, ресторанах и т. д. Последние несколько лет живет и творит в Петербурге.

В прошлом году проводил мастер-класс в Галерее дизайна bulthaup. Помимо интерьерных работ, в сфере интересов автора декорирование мебели. Сотрудничая с мебельными салонами, занимается тем, что доводит деревянные «полуфабрикаты» до совершенства, придавая им выразительные черты барокко и ампира, ар-деко, всевозможных этнических вариаций и др. С частным интерьером работает в диапазоне от разработки архитектурного проекта до выполнения отдельных декоративных фрагментов, в том числе монументальных росписей, создания различных фактур, орнаментов, аппликаций и т. д. На сегодняшний день им выполнено около 20 проектов. Увидеть работы дизайнера можно на его сайте.