Загородная
недвижимость
и все о ней
Выбор сделать
легко!
Коттеджные поселки Загородные дома Квартиры за городом
Пресс-релизы, новости Реклама на портале, в журнале

Ландшафт

Уголок гор в современном формате

Газон, плодовый сад, розарий и альпийская горка, как правило, идут в начале списка пожеланий владельца участка по благоустройству. Альпийская горка обычно видится как некое возвышение, на котором среди камней посажены растения.

В действительности мир альпийских горок, рокариев и каменистых садов (это почти синонимы) оказывается куда разнообразнее такого образа.
В среде ландшафтных дизайнеров и садоводов-любителей, занимающихся коллекционированием высокогорных растений, существует слегка снобистское отношение к тому, что принято называть альпийской горкой. Творения начинающих садоводов слишком часто выглядят пародией на то, как растут растения каменистых осыпей в природе и как должна выглядеть «правильная» альпийская горка. Тут есть два типа горок: «собачья могилка», представляющая собой просто холм земли, как правило, с обычными садовыми растениями, и «булочка с изюмом» — более сложный тип с набросанными на холме камнями (обычно в роли изюма выступают гранитные валуны, совсем не подходящие для горки).



Валуны на горке выглядят чужеродными из-за округлой формы — она слишком идеальна и совсем не похожа на те острые бесформенные камни, что встречаются высоко в горах. И это неудивительно: наши валуны — это результат работы ледника. Обычно горки строят из камней в форме прямоугольного параллелепипеда, куба, многогранника и плитняка. Для красоты добавляют несколько больших камней сложной формы. Валун в таком сооружении неуместен, а вот гранистый обломок камня как раз. С гранитными валунами возникает и другая проблема: почти невозможно найти нерукотворный или выглядящий таковым колотый камень. Легко крошащийся рапакиви («гнилой гранит» по-фински) встречается нечасто, непросто его приобрести и в компаниях, торгующих камнем. То есть сложить горку из гранита не получится, и нарушается правило постройки альпинария с использованием одного вида камня. С точки зрения растений гранит хуже пористых и потому относительно теплых осадочных пород: известняка, доломита, песчаника и сланца. Гранит холодный и почти не впитывает влагу. Валунам лучше найти другое место в саду, как и гальке.

Горки традиционные и современные

Альпийские горки уже более 150 лет сооружаются в ботанических садах. Они и появились впервые как место, где можно выращивать растения Альп, оттого так и называются. Горка складывается из колотого известняка или доломита разного размера, но относительно правильной формы, тяготеющей к параллелепипеду или трапеции. Получается каменный холм с солнечными и тенистыми местами, подпорными стенками небольшой высоты. Если горка крупная, то в ней проложены дорожки, которые тоже становятся посадочными местами для растений. Камни обычно укладываются почти горизонтально, с небольшим уклоном в сторону насыпи (то есть лицевая кромка оказывается чуть выше скрытой в холме). Это важно для прочности горки и обеспечения стока воды. Некоторые камни неправильной формы могут располагаться и вертикально. Классические примеры таких горок — ботанический сад Кью в Лондоне и часть горок в ботаническом саду Петербурга.



Альпинарии могут быть и произведением садового искусства. Таков альпинарий ботанического сада Университета им. Менделя в Брно, ставший самой известной работой ландшафтного архитектора Ивара Отрубы и, наверное, самым знаменитым сов­ременным альпинарием в Европе. Там созданы впечатляющие сооружения из бетонных плит и камня: в одной садовой комнате альпинарии построены на наклонных бетонных плитах, в другой — каменные стены с альпийскими растениями устроены среди вертикально стоящих бетонных плит выше человеческого роста. Именно такое обыгрывание традиционных горок и стало изюминкой сада.



Чехи подарили миру и особый вид альпийской горки, известный у нас как чешская скалка. Скалка — это горка, на которой камни расположены почти вертикально, а общий вид максимально напоминает выход породы и каменистую осыпь. Чем-то похожа и на гребни на спине динозавра. Вертикальная установка камней преследует не только эстетическую цель. Высокогорные растения часто имеют длинный корень, уходящий в поисках влаги и питательных веществ в глубь расщелин, наличие которых скалка и обеспечивает. Делают скалку из плитняка: песчаника, сланца, алевролита, шунгита. Известняк быстро крошится. Плиты должны быть разного размера и толщины, чтобы создалось ощущение естественности. Стоит добавить и несколько больших камней нечеткой формы. Засыпается скалка щебнем разного размера. Ориентируют гребень с востока на запад, чтобы были уголки с разным освещением, в том числе тенистые. Высота скалки редко превышает 50–70 см. В нашем климате это связано в том числе и с необходимостью укрытия снегом для защиты от мороза. Увы, минувшая малоснежная и морозная зима привела к большим потерям альпийских растений.



Еще один современный тип горки — это цветущая подпорная стенка, при сооружении которой в щели между камнями сажаются устойчивые многолетники. Стенка сооружается по методу сухой кладки, то есть без раствора, поэтому высокой быть не может (обычно до полуметра) и не может нести серьезные нагрузки. Внизу делается фундамент из щебня и песка. Стенка делается с некоторым уклоном в сторону холма, камни тоже выкладываются под небольшим углом.
Есть и переносные альпинарии, сделанные в каких-либо емкостях, из-за их веса и размера устанавливаемые на постоянное место. В Европе популярны емкости из цельного куска камня с выдолбленным углублением, а в Великобритании в дело идут старые каменные поилки для скота. Поскольку они очень дорогие, используют так называемый гипертуф: пенопластовая упаковка из-под техники, обмазанная раствором на основе цемента, песка и торфа. Такой «бетон» довольно быстро покрывается снаружи водорослями и мхом и смотрится вполне натурально. Емкости из армированного и архитектурного бетона тоже годятся для переносных альпинариев.

Как построить горку

Вне зависимости от типа горки нужно соблюдать некоторые правила. Лучше использовать один вид камня или два, но похожие, и не сочетать рваный камень и плитняк с валунами и галькой.
Для любой каменистой горки важен фундамент. Камни тяжелые, и если их положить просто на землю, то рано или поздно они «утонут». Песчаные грунты позволяют обойтись почти без фундамента, но на суглинке или торфянике фундамент необходим. В том числе и для дренажа, поскольку многие горные растения не переносят застоя воды. При этом иным видам нужна высокая влажность, иногда даже проточная вода, поскольку в природе они живут на границе тающих снежников, из которых сочится влага.
При постройке обычной горки без очень больших и тяжелых камней, земля вынимается на штык лопаты или немного глубже — это целесообразно сделать и чтобы не терять плодородную почву. Далее кладется слой щебня фракции 5–10 или 5–20, после чего засыпается песок, по которому уже выставляются камни. Фундамент может быть плоским в случае скалки или повторять очертания холма.



Лучше, если горка закладывается осенью, стоит всю зиму и лишь весной засаживается растениями. Это необходимо для оседания альпинария, чтобы исправить «поехавшие» камни и посмотреть, не вымывается ли земля. Конечно, можно высадить растения сразу, но они могут повредиться при подвижках конструкции.
Промежутки между камнями засыпают почвой подходящего состава, которая должна быть относительно бедной питательными веществами и легко проницаемой для влаги и воздуха. Для альпийских видов до половины объема должна занимать каменистая составляющая: песок, мелкий щебень, кусочки известняка для кальцефильных видов. (Кальцефилы — растения, для успешного развития которых необходимо высокое содержание кальция в почве. Среди альпийских растений таких видов много.) Вторая половина — это смесь из суглинка, компоста, возможно, торфа — в общем, органическая составляющая. Сверху почву мульчируют мелким камнем того же вида, из которого сооружена горка. Это не только элемент эстетики — многие растения не переносят застоя влаги у корневой шейки.
Размещать горку нужно на солнечном месте, но должны быть карманы в тени для тенелюбивых растений. Есть и особый жанр теневой горки, но ассортимент доступных растений для нее значительно меньше. Вокруг горки лучше сделать каменистую осыпь, чтобы создать плавный переход от доминирования камня к буйной зелени сада.
Подбор растений для горки имеет свою специфику: лучше всего сажать низкорослые растения гор и тундры, а также карликовые формы хвойных пород и лиственных кустарников. Следует избегать агрессивно распространяющихся и быстрорастущих растений, это позволит дольше сохранять декоративность альпийской горки и меньше тратить времени и сил на уход за ней.

Фото: Татьяна Шиканян

Виктор Тропченко
01.03.2017 | Количество просмотров: 902

Популярные статьи

Статьи рубрики

Мебель для сада: легкость и прозрачность

Прошедшая в апреле Миланская мебельная выставка iSaloni, помимо взрывного креатива, четко продемонстрировала желание европейцев экономить на всем: на производстве мебели и ее транспортировке, материалах, утилизации, даже на использовании! Один из явных трендов — стирание границ между мебелью для дома и мебелью для сада: чаще всего предметы можно использовать как в интерьере, так и в экстерьере, и потому вместо двух комплектов мебели приобретать один. Зато какой!

Вертикальные сады, зеленые стены

Совсем недавно, говоря о вертикальном озеленении, подразумевали только лианы — вьющиеся и лазящие растения. Однако в последние годы вертикальные сады, или «зеленые стены», изменили представление о том, как можно украсить стену дома снаружи или внутри помещения. Популярность таких конструкций растет: в странах с теплым климатом растениями закрывают брандмау- эры, а в холодных регионах им находят место в офисах. Сегодня создание «зеленых стен» стало популярным направлением в ландшафтном искусстве и дизайне интерьера.

Идеи для маленького заднего дворика

Многие обладатели недвижимости уже знают, что процесс выбора и покупки дома полон компромиссов. В некоторых случаях это примирение с идеей получить вместо уютного дворика непонятный пустырь, заросший сорняками.

Сады, которые играют с людьми

Поиски формы и игра с пространством в современной архитектуре не могли не сказаться и на садовом искусстве. Авангардные сады — это сады, выходящие за привычные рамки, неживые элементы в которых, часто нарочито искусственные, играют не менее важную роль, чем растения. Более того, часто растений там может не быть вовсе.