Популярные эксперты вместе с бизнесменами разбирали на элементы самые актуальные кейсы, выяснилось – большинство из них за городом! Модератором встречи выступила Екатерина Запорожченко, коммерческий директор Docklands development, эксперт по инвестициям в коммерческую недвижимость: «Загородные проекты стали продолжением инвестиционного бума апарт-отелей, новой веткой среди качественных современных мест размещения и отдыха. А точкой притяжения гостей и жителей в таких проектах становятся медицинские центры, спортивные комплексы, коворкинги, променадные зоны с точками питания и иные объекты досуга, что есть инфраструктура. Современному загородному гостю недостаточно приезжать в домик на выходные пожарить шашлыки, он выбирает “любимый” образ жизни: ресторан с хорошей кухней, ежедневный спорт, переговорная, детские занятия, доставка, клининг и весь гостиничный сервис».
Как быть городским сервисным отелям? Каким стратегическим трендам следуют девелоперы апарт-отелей и комплексных многофункциональных проектов? Два ключевых тезиса как “эволюционные” в этой отрасли отмечает Юрий Александров, исполнительный директор и партнер «КРТ Девелопмент», эксперт по продуктовой экономике в девелопменте: «Наличие инфраструктуры и профессионализм участников проекта в сочетании с энтузиазмом владельцев дает качественный продукт; и этот качественный продукт в сочетании с инструментами господдержки (льготная ипотека, поддержка туриндустрии, и т.д.) дают доходность сопоставимую с депозитом и выше». Эксперт подчеркивает, что конкуренция за клиента напрямую влияет на содержание проектов, и проходящее на глазах формирование качественного рентного продукта демонстрирует высокие стандарты.
К высоким же стандартам предложил стремиться Родион Смирнов, генеральный директор «Интерьерные решения» (ГК SMART), яркими примерами убеждая девелоперов приглашать в команду профессионалов по оснащению пространств именно на ранних стадиях проекта. Ведь зачастую от поставщиков зависит точное и своевременное воплощение задуманного дизайнером в жизнь. А время – деньги. В продолжение о деньгах: девелоперы единогласно уверовали в крепкий союз с выбранной на заре проекта УК, только в полном консенсусе с управленцами можно предусмотреть многие риски и оптимизировать косты выгодного и жизнестойкого продукта. Николай Иордан, генеральный директор УК загородного комплекса “Семиозёрье”, доказал аксиому и представил экономику в цифрах.
Как развивать продукт стратегически, на что фокусироваться инвестору, осваивающему новые туристические сценарии? «Логика успешного туристического девелоперского проекта — применение пространственной, продуктовой и административной оптики. В идеале –
одновременно, – отмечает Наталия Белякова, руководитель группы по маркетингу территорий ЭС Комитета по туризму Госдумы РФ, партнер Ассоциации развития общественных пространств «Место и люди». — Успешный продукт девелопмента использует уже явные тур.аттракции, либо проектирует их параллельно строительству, либо сам становится таковым. Девелопмент в туризме диктует логику «комплексной застройки». Даже есть вы «просто строите отель». Административные условия, несмотря на будто бы распространяющиеся на все регионы блага нацпроекта и единовременные субсидии, тоже предопределяют бизнес-модель: в регионах сложились разные модели работы с инвесторами. Сегодня в туристский девелопмент приходят микроинвесторы, прослывшие о «подъеме внутреннего туризма». Частно-муниципальное партнёрство, паевой софинанс, небольшие лоты, предпринимательская кооперация - уже не единичные модели для быстрого старта. Работают они в случае проектной (а после запуска объекта - операционной) прозрачности и наличия управляющей компании, отвечающей за сшивку резидентов, субарендаторов и других стейкхолдеров проекта».