Яндекс.Метрика
Загородное обозрение

СалонПоиск загородной недвижимости

Открыть журнал

Графика цвета открытых пространств

Дизайн, стили / 30.06.2006

Редакция проекта «Загородное Обозрение»

197022, Санкт-Петербург, Большой пр. П.С., 83

zagorod.spb.ru
info@zagorod.spb.ru

Телефон/WhatsApp:

Авторские права

ЗО Загородное обозрение
Пресытившись и окончательно устав от помпезности в обстановке, от роскошных и перегруженных деталями интерьеров, мы с удовольствием вспоминаем о старом добром минимализме. Он удивительно органично «вписался» в современные представления о комфортном и стильном доме, превратившись в своеобразную философию, а значит, вполне может претендовать на то, чтобы стать «образом жизни» для многих.

О минимализме вспоминали не единожды. В России так было в 20-е годы прошлого века, когда пришедший на смену буржуазности сознательный отказ от излишеств быта стал идеологией для подавляющего большинства населения. Высокохудожественные предметы обстановки превратились в пережиток прошлого, с которым было принято активно бороться и подавлять в себе всеми доступными средствами. Повальный нигилизм по отношению ко всему красивому вылился в появление простейшей по конструктивному решению мебели, к строгим геометрическим формам пространства, лишенным какой-либо отделки и украшений.

С опозданием почти на полвека, в 60-е, Западная Европа, словно переняв «богатый» опыт молодой советской республики, также начала постепенно переходить от излишеств и роскоши к утилитарному в той или иной степени жилью. Правда, в отличие от нас, сумев при этом избежать повального уничтожения художественных ценностей и найти компромисс, устраивающий как приверженцев нового мышления, так и тех, кто привык жить «во дворцах и музеях». Одним словом, радикализма у них наблюдалось куда как меньше. И если и имел место отказ от богатства, то он вовсе не означал выкидывания на свалку истории всего творческого наследия предыдущих поколений. Собственно говоря, и историческая ситуация была принципиально иной. Вспомним, в послевоенном обществе как производство предметов быта, так и организация жилой среды человека развивались с огромным размахом, словно компенсируя воспоминания о тяжелом времени лишений и невзгод. Таким образом, к началу 60-х, не случайно неразлучных впоследствии с эпитетом «революционные», наступил вполне прогнозируемый период ухода от перегруженных мебелью интерьеров, от излишней декоративности и заполнения жилища красивыми, но абсолютно ненужными с точки зрения практического применения вещами. Новый средний да и высший класс перестали видеть нечто оригинальное в обладании предметами обстановки в стиле, скажем, Давида Рентгена или Роберта Адама. Мода диктовала отказ от декоративности и призывала к простоте формы и цвета.

Примечание

В наше время минимализм как стиль интерьерной моды переживает очередной ренессанс.

В наше время можно говорить о том, что минимализм как стиль интерьерной моды переживает очередной ренессанс. Не вдаваясь в геополитические тонкости вопроса, отметим его эстетическую составляющую: сегодня совершенно очевиден интерес к простым формам, помещенным в открытое, не обремененное «бытовыми излишествами» пространство. При этом предметное минималистское наполнение среды тяготеет к имитации природных форм. А так называемые бытовые излишества приобретают лаконичное исполнение и предоставляют максимум функций и удобств, занимая минимум места в интерьере. Кроме того, стоит принять во внимание и такой сопутствующий фактор, как увеличение площади жилого пространства. Это в одинаковой степени относится и к жилью в черте мегаполиса, и, безусловно, к загородному. Таким образом, все условия идеальны для создания в интерьере обстановки в стилистике минимализма. Дело за малым, а именно – правильно организовать пространство, не сведя идею создания современного интерьера в дом, в котором попросту отсутствует необходимый для комфортной жизни джентльменский набор.

Законы творчества

Сегодняшнее тяготение к минимализму во многом объясняется тем, что за последнее десятилетие произошло определенное пресыщение так называемым новорусским ампиром, с его переполненными интерьерами и излишне декоративными законами. Обстановка, в которой каждая деталь была призвана «кричать» о состоятельности и финансовом благополучии ее владельца, естественным образом сменяется сегодня дорогим и стильным образом жизни, в котором отсутствует масса ненужных деталей. Остается лишь главное, эстетически оправданное и с практической точки зрения необходимое для комфортного существования.

Однако формирование жилой среды в стиле минимализма лишь на первый взгляд кажется занятием весьма необременительным. Казалось бы, чего уж проще: выкинуть все лишнее, оставив минимум функциональных вещей, которые к тому же напрочь лишены декоративных изысков. Раз, два – и готово. Однако, как показывает жизнь и подтверждает опыт многих архитекторов, чем проще замысел интерьера, тем сложнее осуществить его на практике. Ведь надо идеально продумать и учесть каждую мелочь, потому что именно она окажется решающей в обстановке, лишенной дополнительных деталей.

В создании сегодняшних интерьеров последовательно прослеживаются несколько тенденций. Одной из них и становится сознательный отказ от излишеств, а также обращение к традиционным экологически чистым материалам. Поэтому, в отличие от минимализма полувековой давности, к числу модных веяний дня сегодняшнего можно смело отнести популярность таких материалов, как дерево, бетон, стекло и металл. При современном ритме жизни, избытке информационной и эмоциональной нагрузки, вполне естественно тяготение подавляющего большинства к спокойному интерьеру, к обстановке, способствующей релаксации после напряженного трудового дня. И потому минимализм сегодня становится одним из наиболее приемлемых вариантов обустройства жилого дома.

Каковы же основные принципы формирования пространства в эстетике минимализма? В соответствии с законами стиля, интерьер не должен быть перегружен сложными детализированными фрагментами. Основа – грамотно организованное пространство, в котором отсутствует яркий направленный свет, когда при помощи осветительных приборов создается впечатление единого светящегося объекта. Ощущение широты и простора достигается отсутствием ненужных и нефункциональных перегородок, а большие (по возможности) окна объединяют жилище с окружающим его огромным миром, который также становится своего рода частью интерьера.

Примечание

Формирование жилой среды в стиле минимализма лишь на первый взгляд кажется занятием необременительным.

В минималистской обстановке не приветствуются также яркие цветовые решения. Скорее палитру минимализма можно обозначить черно-белыми рамками, в которых допускаются оттенки коричневого и бежевого тонов. Именно благодаря такому цветовому решению интерьер в минималистском стиле напоминает графически выверенную и словно четко прорисованную работу. Обычно наиболее выигрышно смотрятся интерьеры, в которых много белого цвета, оттененного черным или серым. Такую палитру, как правило, идеально дополняют естественные расцветки дерева или кирпича, фактурная штукатурка, имитирующая железобетонные перекрытия, холодный блеск металла, а также всевозможные вариации на тему стекла. Главное условие – простые геометрически выверенные формы и линии, отсутствие декоративных элементов на окнах, стенах и в решении мебели. При таком, довольно аскетичном взгляде на жилое пространство основную работу по декорированию берет на себя сам материал и, конечно, выгодно подчеркивающий его особенности свет.

Философия света

Как известно, минимализм являет собой категорию в первую очередь пространственную, и формируют ее воздух, объем и плоскость. При этом одной из ключевых составляющих становится освещение, способное в конечном итоге придать обстановке тот или иной эффект, выгодно оттенить или завуалировать отдельные фрагменты интерьера, создать впечатление единства помещения, разделенного на несколько функциональных зон.

При планировании любого стиля оформления помещения нельзя не учитывать роль света. При создании интерьера в стиле минимализма свет следует положить в основу. Цвет, форма, текстура используемых материалов сами подскажут наиболее подходящий тип освещения. Как известно, разные поверхности по-разному взаимодействуют со светом, отражая или поглощая его не одинаково. При создании минималистской эстетики нужно учитывать, что светлые тона сильнее отражают свет, в то время как темные в значительной степени поглощают его, поэтому требуют больше света в интерьере. Осветительное оборудование следует подбирать в зависимости от цветовой гаммы.

К счастью, сегодняшний рынок осветительных приборов предлагает множество вариантов освещения жилого пространства. Главное – помнить, что форма и «жанр» светильника должны быть столь же лаконичными, как и сам интерьер. В этом смысле чрезвычайно благодарными материалами являются стекло и металл. Использование их в интерьере придаст обстановке острую современность, изысканность, подчеркнет индивидуальность.

Однако этого мало. Чтобы сделать дом модным и стильным и одновременно удобным и уютным, не стоит пренебрегать возможностями естественного освещения. Тем более что при солнечном свете любая обстановка воспринимается гораздо спокойнее. А минимализм как раз и призван внести покой и гармонию в напряженную суету сегодняшнего дня. Почему бы не усугубить это природное свойство стиля, придав интерьеру дополнительные «удобства»?

Регулирует поток естественного света окно, а значит, первоочередное внимание гардинам, шторам, жалюзи и т. д. – всему тому, чем мы привыкли его декорировать. С поправкой на минимализм возможности дизайнера в этом смысле ощутимо сужаются; тут уж не место богатым драпировкам и роскошным портьерам. Поэтому придется подумать над способом декорирования окна и материале, который станет одним из немногочисленных акцентов в интерьере. Как правило, в сегодняшнем минималистском интерьере подобная проблема решается с помощью все тех же горизонтальных или вертикальных жалюзи, а также многочисленных разновидностей роллерных штор, которые давно перешагнули порог общественных интерьеров и перекочевали в пространство домов и квартир, ничуть при этом не испортив их внешний вид.

Обстановка – «мини»

Минималистскую эстетику помещения продолжает его лаконичное наполнение. На первый план выходят стеклянные перегородки, которые визуально не создают ощущения поделенного пространства. Идеальным дополнением к ним будет блестящий светлый пол, светлые стены и потолок, вместе создающие ощущение ничем не ограниченной свободы. Зонирование осуществляется при помощи различных расцветок и фактур напольного покрытия, полупрозрачной ткани, все того же стекла и подсветки в стенах, на полу и потолке.

Стеклянные полки стеллажей, стеклянные столешницы и двери – как шкафов, так и межкомнатные – словно специально созданы для того, чтобы раствориться в воздухе, не создав преграды для свободного восприятия пространства. Светлые матовые стены могут быть украшены несколькими графическими или даже живописными произведениями, которые вписываются в выбранную стилистику. При этом следует отказаться от каких-либо дополнительных аксессуаров: «Строгость и лаконизм» – вот девиз стиля.

Примечание

В создании сегодняшних интерьеров прослеживаются несколько тенденций, одной из которых становится отказ от излишеств и обращение к традиционным экологически чистым материалам.

Мебель также следует выбирать довольно простую по форме. При этом стоит всегда помнить, что внешний вид интерьера не будет зависеть только от тщательности выполнения планировочных и отделочных работ. Огромное значение имеет и дизайн мебели. В этом смысле выбранный стиль не ограничивает фантазию, тем более что подавляющее большинство представленных сегодня на рынке брендов поддерживают именно минимализм и близкие к нему направления. Впрочем, если мебель в интерьере вовсе не «дизайнерского» происхождения, а серийного производства, это не избавляет ее от необходимости обладания простыми формами, острыми углами и спокойной цветовой гаммой. Никаких витиеватых изгибов и пластичных линий: если диван – то непременно с прямоугольными подушками и жесткими подлокотниками, если стулья – тем более прямоугольной, близкой к кубической формы, желательно с металлическими ножками. Впрочем, как и у большинства предметов обстановки – шкафов, кроватей, столов, комодов и т. д.

Созданный таким образом интерьер, строгий и требующий от автора безукоризненного чувства стиля, всегда функционален, красив и «стабилен». Дизайн его строится на тонкой игре нюансов и отдельных фрагментов, которые в совокупности и составляют единое и органичное пространство минималистской обстановки.

В избранном В избранное
2064
Предложения