Тихо потрескивают дрова в камине. Языки яркого пламени выхватывают развешанные на стенах охотничьи трофеи, тяжелым блеском стали отливают металлические части выставленных в пирамиду ружей… Необычный антураж дополняют массивный дубовый стол и небрежно брошенная на каменный пол медвежья шкура. Все здесь пропитано ароматом дикой природы, всюду отпечаток древней, как мир, исконно мужской забавы. Мы в охотничьем домике – совершенно особом, весьма популярном в последнее время месте загородного отдыха.
Вслед за царями и партбоссами
Возьмите любого более-менее известного персонажа российской истории – у него обязательно был свой охотничий домик.
У Петра Великого – возле горы Кирхгоф, там Петр Алексеевич охотился, а зимой бегал на лыжах. Сейчас в этих местах охоты нет, как нет и домика «мин херца» (сгорел во время войны), но народ бегает на лыжах по примеру основателя Петербурга и приезжает в горнолыжный комплекс «Тууттари-парк».
Любителем пострелять был и Александр I. Однажды на пару с неким корсиканцем уложил 47 оленей, одного из которых велел зажарить на вертеле в своем любимом охотничьем домике. Матушка Екатерина II охотой не увлекалась вовсе, но именно при ней появились охотничьи домики и угодья в Гатчине, Александровской слободке, Царском Селе.
А уж партийные и советские руководители считали делом чести иметь в пользовании не только государственную дачу, но и охотничий домик, ибо пострелять, а после крепко выпить под свежую дичь вожди любили – вспомнить хотя бы Никиту Сергеевича или Леонида Ильича. Реформатор Горбачев вроде бы в склонности к охоте замечен не был, однако именно в охотничьем домике на Кавказе, встречаясь с Гельмутом Колем, Михаил Сергеевич проложил путь к объединению Германии. О чем свидетельствует сей исторический факт? О том, что охотничий домик – это и место для активного отдыха, и уникальная площадка для проведения деловых переговоров. Веками доказано: после азартной охоты, в тиши, уюте и тепле, под свежезапеченую дичь и стакан доброго напитка из винного погреба многие серьезные вопросы как в бизнесе, так и в большой политике решаются легко и просто. Тому способствует особая аура, царящая под крышей охотничьего дома.
Одно из главных условий для строительства загородного дома, предназначенного для постоянного проживания, – близость к Санкт-Петербургу. Для охотничьего домика важно, чтобы рядом были охотничьи угодья, а удаленность от мегаполиса значения не имеет. 200–500 километров от города – это вполне нормально, лишь бы дичь была.
Охотничий домик, как и любая другая загородная недвижимость, зависит от материального достатка владельца и его представлений об отдыхе на лоне природы.
Можно буквально за копейки купить домик вместе с участком и баней в отдаленной деревне или поселке. Поставить дизель, для того чтобы иметь элементарное освещение, пригласить печника, чтобы устроил в русской печи жаровню, повесить на стене рога подстреленного когда-то оленя, в углу поставить чучело рыси. Что еще? Более-менее «съедобный» натюрморт или приличную копию картины Шишкина напротив стола, шкуру на скамью, еще одну шкуру на постель – и охотничий домик готов принять гостей. Обойдется это удовольствие не намного дороже скромной дачи в отдаленном садоводстве. Приехали, постреляли или порыбачили, попарились в баньке, отдохнули на шкурах – и снова в город. Самая большая проблема – охрана такого охотничьего домика. Хоть и небогатое убранство, но все-таки будет жалко, если кто-нибудь из окрестных жителей утащит чучело или «приватизирует» дизель. Обычно с охраной решают просто: договариваются с соседями, чтобы приглядели. Соседи же по звонку из города за вполне умеренную плату и баньку к приезду истопят, а если надо – и в роли егеря выступят, чтобы не бродить по лесам вхолостую.
Некоторые любители экзотики даже такое скромное жилище считают совершенно ненужным на природе городским шиком. Для них охотничий домик – это полуземлянка, сродни тем, в которых зимовали герои сказок Бажова. Очаг, обложенный камнем, керосиновая лампа, грубо струганная скамья, застланная шкурой, колченогий стол, на котором источают аппетитный парок куски приготовленного на углях мяса, – что еще нужно для полного счастья? Разве что удобства, которые на свежем воздухе, прямо под разлапистыми соснами. Чтобы пожить в таких спартанских условиях и поохотиться на кабана или медведя, люди готовы заплатить несколько тысяч долларов.
Высший шик – охотничий домик VIP-уровня, который обычно становится третьим объектом недвижимостью обеспеченного владельца. Если уже есть апартаменты в центре Петербурга и загородный дом в Репине, для полноты жизненных ощущений нужен еще и охотничий домик где-нибудь на живописном берегу реки, неподалеку от Ленинградского шоссе. Приобретается участок рядом с охотничьими угодьями, на нем возводятся трехуровневый дом, конюшня, псарня. Штат обслуживающего персонала – начиная с горничных и заканчивая егерями – может доходить до дюжины, а стоимость подобного охотничьего домика с участком и соответствующей инфраструктурой составлять никак не меньше миллиона долларов, что адекватно элитным виллам в самых престижных окрестностях Петербурга.
Горка – для чучел, апартаменты и тир – для гостей.
Стилистика охотничьего домика может быть весьма свободной – встречаются мотивы как русской, так и европейской архитектуры. Один дом похож на рыцарский замок: каменные своды, кованые светильники, большой очаг в центре зала, головы диких зверей по периметру стен, коллекция холодного оружия. Другой является воплощением лучших традиций отечественной «деревенской» архитектуры: в основе массивный брус или оцилиндрованное бревно, внутреннее убранство дома, изготовленное под заказ из массива красного дерева, как нельзя лучше гармонирует с металлом развешанного по стенам оружия – от мушкетов эпохи Петра Великого до ультрасовременных винтовок с оптическим прицелом. Даже массивная люстра, нависающая над залом, стилизована под колесо деревенской телеги!
Каков же он, современный охотничий домик, претендующий на звание образцово-показательного? Дабы получить ответ на этот вопрос, воспользуемся возможностью посетить дом охотника со стажем, который стрелял фазана в Ростовской области, ездил за лосем на Камчатку, за медведем на Алтай – словом, перепробовал практически все доступные виды охоты в России, а теперь решил обзавестись и собственным домиком. Для того чтобы проводить в нем время, предаваясь любимому увлечению, встречаться с друзьями и решать деловые вопросы. И конечно же, для размещения охотничьих трофеев, которым в просторной городской квартире уже стало тесно!
Первым делом охотник выбрал участок двадцать соток – от леса, в котором разрешено добывать дичь, недалеко, но в то же время замечательный ландшафт кругом. Когда подходишь к охотничьему домику, создается впечатление, что попадаешь в ущелье: с одной стороны – скала (ее обработали так, что она стала походить на древний замок), с другой – собственно охотничий домик на возвышенности, с третьей – альпийская горка, которую создали специалисты по ландшафтному дизайну. В самой низине, как положено, журчит вода. От дома деревянный помост ведет к бассейну-спа с гидромассажем, а из него… вытекает ручей! На самом деле это обман зрения: искусственный ручей отделен перегородкой от круглогодично функционирующего бассейна с фильтрованной водой. А заканчивается он заболоченной заводью с кувшинками. Во дворе стоят маленькие избушки. Это не что иное, как конуры, в которых живут собаки, – какой же охотник без четвероногих друзей?!
Примечание
Любители так называемой трофейной охоты могут купить семидневные туры, во время которых предоставляется место в охотничьем домике и организуется охота на дикого зверя. Охота на медведя в берлоге стоит от 3 до 6000 долларов, на зубра – 1500–2500 долларов, на косулю – 1000–1500, на белку, зайца и лисицу – 500–1500. В стоимость тура входят проживание, питание, доставка к месту охоты, услуги егеря.Что касается самого дома, он эклектичен. Это и не европейский стиль в чистом виде, и не русский, а некий симбиоз, но тщательно продуманный, а потому гармоничный. Дом в сочетании с ландшафтом одновременно напоминает горное шале, охотничью заимку, русскую избу и флигель у подножия замка… Построен он из толстых стволов долговечной лиственницы, перекрытия на крыше тоже деревянные, однако в это единообразие вдруг вторгается хай-тек: окно в два этажа и мансардные стеклопакеты.
Внутри охотничьего домика царит живописный архитектурно-дизайнерский хаос, каждая деталь которого продумана до мелочей. Иначе хаос превратится в элементарный бардак или вычурную безвкусицу. Камин выполнен в виде скальной пещеры, внутри которой разложен костер. На второй этаж ведет не стандартная пристенная лестница, а пробитые в скале ступеньки (роль скалы удачно «исполняет» легкий бетон с арматурой). Чтобы попасть в зал, надо пройти через охотничью палатку, разбитую на скорую руку одиноким путником. Торцом палатка выходит в зал – хозяин и его гости откидывают брезентовые дверцы, и… Чучела медведей, уток, рысей, добытых владельцем охотничьего домика, не ютятся по углам – они живут! Прямо в зале для них устроена специальная горка – типа тех, что возводят в зоопарках для горных коз. Звери чутко прислушиваются или охотятся, птицы, кажется, вот-вот вспорхнут со своих гнезд…
Кроме большого зала, в домике оборудованы две гостевые спальни, гардероб охотника, оружейная комната, в которой хранится целый арсенал, а в подвальном помещении располагаются тир и винный погреб. В тире установлена мудльтимедийная система, позволяющая имитировать стрельбу по бегущему зверю. Причем она запрограммирована так, что полностью воспроизводит повадки зверя в зависимости от качества выстрела. Убил кабана – он падает. Ранил – он бросается на охотника, надо быстрее перезаряжать ружье, чтобы рассвирепевший зверь не разорвал в клочки. Попал в утку – она свалилась в воду. Промахнулся – улетела, испугавшись выстрела. Кстати, стрелять в подобном тире можно из любого охотничьего оружия, кроме оптического: на расстоянии тридцати с небольшим метров оптика не нужна.
В спальнях – никаких свирепых чучел, рогов или оскаленных голов диких зверей. Мягкие деревенские пейзажи на стенах, светильники, стилизованные под факелы. Кровати – особенные, изготовленные по спецзаказу из красного дерева, но внешне напоминающие топчаны в охотничьих балаганах, с нарочито топорно рубленным изголовьем, зарубки на котором свидетельствуют о метких выстрелах почивающих. И никаких покрывал с одеялами, только медвежьи шкуры поверх льняных простыней!
В столовой – массивная, сделанная на заказ, мебель. Подведен газ, но он используется редко. А вот жаровня с тлеющими углями не простаивает. Изюминка столовой – лифт, устроенный по образцу тех, что были в средневековых замках. Достаточно покрутить небольшую ручку, пристроенную сбоку жаровни, – часть дубовой столешницы рабочего стола опускается в подвал, прямиком в винный погреб. Спустились гости в подвал, позабавились в тире, выбрали вино по вкусу – поставили на площадку лифта. Дворецкому, готовящему трапезу, остается только поднять напитки. Обычно это делается, когда гости уже сидят за столом, – эффект потрясающий. Собственно, ради него лифт и сделан…
Такой вот современный охотничий домик VIP-уровня. Проектирование, согласование, подвод коммуникаций, ландшафтный дизайн и собственно строительство с внутренней и внешней отделкой обошлись хозяину в весьма солидную сумму. Но кто сказал, что охота – дешевое удовольствие?!