Не будет преувеличением сказать, что минимализм с 1960¬х годов прошлого века стал одним из самых популярных направлений в европейском дизайне. С течением времени он приобретал разнообразные черты и особенности – от тотального и монохромного аскетизма до всевозможных инклюзий в стиле фьюжн. Действительно, в зависимости от моды он зачастую не пренебрегает яркой расцветкой и аксессуарами, которым надлежит приковывать взгляд. В основе же своей минимализм всегда подразумевал наличие свободного пространства, минимум обстановки и максимум света. Давно став хрестоматийным в истории искусства, это направление легко выдерживает конкуренцию с традиционными стилями. В чем¬то его можно сравнить с бессмертным классицизмом. Судите сами: авторы, работающие сегодня в минималистской манере, так же как и некогда их предшественники, озабочены поиском идеальных пропорций, гармоничного сочетания линии и объема, выбором оптимального освещения. Словом, времена меняются, мода на определенный стиль приходит и уходит, а суть остается прежней: жилое пространство должно быть эстетичным и комфортным. Надо сказать, что сегодня эти два постулата архитекторы трактуют по¬разному. Кто¬то пренебрегает удобством в угоду эмблеме «авторский дизайн», иные, напротив, ориентируются на объективную функциональность, помня о том, что дом создан в первую очередь для того, чтобы в нем жить.
Радикальный минимализм – это непригодный для жизни интерьер, своего рода выставочное пространство. В нем присутствует лишь самое необходимое, лаконичное по форме, не обремененное деталями и ненужным декором. Поэтому в чистом виде минимализм как направление существовал крайне недолго. И то, что сегодня называют минимализмом, по сути, является вариациями на тему.
Минимализм и его особенности
Минимализм можно определить как стиль, предусматривающий почти полное отсутствие декоративных элементов. Основной геометрический элемент – прямоугольник, прямой угол, прямые или геометрически правильные линии. Цвета лаконичны; поверхности и фактуры несут смысловую нагрузку сами по себе, в отрыве от предмета; необходимость декора отчасти удовлетворяется привлечением внимания к материалам и фактурам, а не к привнесенным украшениям. Современный минимализм предполагает функциональность, возведенную до уровня сверхидеи, но не равен ей и не совпадает с ней. Минималистский интерьер обязательно функционален и обязательно не только функционален. Так, окна (с минимумом декора или без него), служа источниками света, придают прозрачность интерьеру. Но такое свойство окон выходит за рамки просто функциональности, поддерживая идею самого дорогого в минимализме – свободы: самое дорогое в минималистских окнах – это выход из них в безграничное. Прежде всего ценится не присутствие, а отсутствие чего¬либо, отсутствие предметов и барьеров и приобретение за их счет пространства. Более того, даже на идейном уровне окно, полностью отвечающее духу минимализма, не может быть снабжено какими¬либо защитными устройствами.
Итак, поскольку в минимализме ценен не предмет, а свобода и пространство, по духу это стиль не вещей, а символов. Но при этом минимализм требует гораздо большего вспомогательного пространства (причем скрытого от глаз) для всего того, от чего освобождены поверхности и пространство жилых помещений.
Это демонстрирует главную черту стиля: на психологическом уровне минимализм отражает потребность человека в свободном пространстве. Людям, перегруженным информацией, в домашнем окружении требуется фон, а на самом деле – неагрессивная среда, не добавляющая информационной нагрузки; а еще – ощущение пространства и чистого воздуха, не добавляющего энергетической нагрузки. Поэтому в минималистском дизайне, когда глазу не на чем остановиться, так важны цвет и фактура. При минимуме декора огромное значение приобретает материал.
Дорого и необычно в минималистском предмете еще и то, что он, не обладая очевидной красотой и декоративностью, отказывается от внешних проявлений какой¬либо идеи. Ее трудно придумать прежде всего потому, что при минимуме внешнего проявления идеи существует еще минимум четких правил. Неминималистский стиль мог требовать от стула обязательных гнутых ножек или китайского узора из птичек на спинке, минимализм в этом плане предоставляет свободу. Таким образом, сверхуникальная идея в интерьере без правил ценится больше, чем идея, придуманная по правилам.
Вообще говоря, минимализм может быть соизмеримой цены, более или менее дорогим, чем предметы с множеством декоративных деталей. Но чем меньше деталей, тем выше требования к каждой из них. Когда же детали нужно гораздо чаще «убирать», чем добавлять, возникают дополнительные сложности.
Пространство с чистого листа
Минимализм отличается наличием пустого пространства, в котором все четко скоординировано, имеет конкретное место и назначение. Пожалуй, одной из подходящих этому стилю характеристик можно считать законченность. (А значит, совершенство, не так ли?) Действительно, внешние атрибуты повседневной жизни спрятаны, палитра нейтральная. При первом взгляде на такой интерьер создается впечатление легкости и простора. Здесь нет ничего лишнего – пестроты в отделке, ярких деталей, в самом деле, никакого намека на декор. Абсолютное искусство света и продуманной геометрии! Представить только, какую самоценность приобретает в этом случае любой предмет, внесенный в интерьер, будь то диван¬трансформер посредине гостиной или незаметный динамик под потолком. Лаконизм разрушается любой деталью, следовательно, каждый элемент непременно должен быть идеальным по замыслу и исполнению. Минималистская обстановка априори тяготеет к перфекционизму, в котором даже обычный электрический выключатель или розетка обязаны выглядеть как минимум строго и индифферентно.
Примечание
По сути, интерьерный минимализм – это сложная работа автора с пространством, в котором плоскость и объем создает всемогущая линия. Напрашивается узнаваемая аналогия с графическим искусством.Кроме того, можно вспомнить знаменитый «Черный квадрат» Малевича как классический пример минимализма в живописи: использование минимума изобразительных средств. Подобная минимализация неизбежно привела к беспредметности, к невозможности создать полноценный художественный образ и, таким образом, свела изобразительное искусство исключительно к гармонизации элементарных геометрических форм. Нечто подобное происходит и в прикладном искусстве дизайна визуально интерьер в стиле минимализма предстает как эстетическое творение, которое при дальнейшем рассмотрении оказывается пригодным и для сугубо практического использования.
Казалось бы, что может быть проще, чем создать минималистский интерьер. Для этого достаточно минимума подручных средств и мебели. Однако, как известно, чем проще вещь, тем сложнее ее сделать. Главное – вовремя остановиться, не перегрузить, не перенасытить лишним, ненужным и второстепенным. Минимализм не прощает стилистических неточностей, гипертрофируя их и выставляя на всеобщее обозрение. Поэтому проектирование минималистской обстановки лишь на первый взгляд кажется простым делом. Неслучайно некоторые дизайнерские интерьеры в стиле минимализма по стоимости не уступают, а зачастую и превосходят роскошные ампирные и модерновые.
Минимум средств
Дизайн помещений в духе минимализма, не теряющего популярности на Западе, у нас пока встречается нечасто. Может, это и к лучшему: отказ от нужного в пользу самого необходимого не всегда способен обеспечить сногсшибательный результат.
Пики увлечения минимализмом в западном мире приходились на периоды, когда радикально настроенная часть общества бунтовала против рутины сытой и размеренной жизни, что отражалось не только на политике, но и на культуре в целом (и культуре интерьера в частности). Это 20¬е и 60¬е годы XX века.
Сегодня минимализм питается новыми настроениями. Осознание западным обществом возможности глобальной экономической катастрофы породило такую тенденцию, как возврат к традиционным экологически чистым материалам – дереву, бетону, стеклу, металлу. Ускорение и без того сумасшедшей современной жизни, когда внимание постоянно рассредоточивается на различных предметах и явлениях, привело к небывалому спросу на «успокаивающие» интерьеры, в которых нет ничего лишнего.
Примечание
Свет, пространство и самые необходимые функциональные предметы – так можно описать концепцию современного интерьера, выполненного в стиле минимализма.Чтобы создавалось впечатление широты и простора, помещение, если это возможно, не делится внутренними перегородками. Окна от пола до потолка пропускают нескончаемые потоки света, объединяя интерьер с внешним миром. Формы просты до примитивизма: только острые углы, никакого намека на компромиссы и двусмысленность пластичных линий. Кажется, что в такой обстановке звук будет отражаться многократным эхом и никогда не стихнет. Видимо, поэтому минимализм любят и ценят в странах, где климат и нравы суровы. Об этом стиле можно смело сказать: «характер нордический, выдержанный».
Материаловедение стиля
С 60¬х годов ХХ века западные дизайнеры и архитекторы пребывают в постоянном поиске универсальной для жизни цветовой гаммы интерьера. Надо сказать, что решение сочетать ахроматические цвета, то есть серый, черный и белый, адекватно «вписывается» в философию минимализма. Тем не менее интерьер последних десятилетий доказывает, что минимализм многолик и богат на «декоративные» подручные средства. Его палитра ограничивается, как правило, светлыми оттенками, основанными на игре полутонов; в таком интерьере почти всегда много белого цвета, который графично подчеркнут черным или серым. Зачастую «графику» дополняют естественные тона дерева, кирпича, бетона, металла, стекла и иных выразительных материалов. При этом особым шиком считается именно грубая фактура: если кирпич – то натуральный, «заключенный» в живописную кладку, если бетон – то необработанный, натурального серого цвета, если же штукатурка – то бесподобно выполненная, ровная или в крайнем случае с невысоким геометрическим рельефом и т. д. Иными словами, чрезвычайно важна и фактура материала. Набор подобных средств лишь на первый взгляд кажется аскетичным, на самом деле именно с их помощью интерьер приобретает индивидуальность, стиль и законченность.
Примечание
Использование стекла и металла в чем¬то роднит минимализм с таким популярным сегодня направлением, как хай¬тек.И действительно, в наше время трудно представить какой бы то ни было стиль в абсолютном прочтении: применение современных материалов естественно, но многие из них выступают вспомогательными средствами, а не стилеобразующими элементами. В частности, использование стекла и металла оправдано с практической точки зрения. Поэтому стеклянные поверхности столешниц или перегородок так распространены в интерьере. При этом формы их традиционно просты и не бьют в глаза, а словно растворяются в пространстве, не ограничивая его и оставаясь практически незаметными.
Лекарство от стресса
В дизайнерской среде нередко говорят, что минимализм в интерьере на самом деле не моден. Что ж, с этим можно соглашаться или нет, тем не менее стиль существует уже более полувека и сдавать свои позиции, судя по всему, не собирается. Другое дело, что он, как дитя своего эклектичного времени, «обрастает» дополнительными выразительными средствами и зачастую находится на грани микста, скажем, с той же этникой. Не менее популярно и сочетание европейского минимализма с восточным. И в том и в другом случае для обстановки характерны использование природных материалов и демонстрация богатых фактурных возможностей, в частности, дерева, растительных компонентов, тканого или плетеного текстиля.
Здесь куда как уместней создать среду, наполненную простором и являющуюся своего рода продолжением окружающего мира. Это достигается за счет больших окон, отсутствия ненужных перегородок, светлых плоскостей (пола и стен) и, конечно, минимума мебели – лаконичной формы и идеального исполнения. В этом смысле минимализм открывает перед создателем интерьера огромные возможности, поскольку большинство представленных сегодня на рынке брендов поддерживает именно это направление: простые кубистические объемы, прямые углы, как правило, спокойная цветовая гамма, тяготеющая к природной палитре. Но, несмотря на порой нордическую строгость, в таком интерьере комфортно отдыхать – он уютный и спокойный.