Прошли те времена, когда мы воспринимали освещение как исключительно утилитарный аспект. Помимо всего прочего, сегодня свет становится мощным декоративным инструментом. Использование различных видов освещения позволяет в одночасье преобразить привычную обстановку в диапазоне от будничной до исключительно торжественной и парадной.
Примечание
С помощью света можно зрительно увеличивать и видоизменять пространство, добиваться зонирования помещений, создавать неповторимые театральные эффекты, делать акценты на тех или иных значимых деталях.Надо сказать, что современный рынок светотехнического оборудования способен удовлетворить любые эстетические запросы покупателя, предлагая разнообразные типы и системы освещения. При этом следует отметить, что наряду с традиционным использованием в интерьере свет играет все большую роль и в архитектурном построении и, конечно, в такой области, как ландшафтный дизайн.
В уличном контексте
На сегодняшний день для повышения внимания к организации освещения существуют вполне объективные предпосылки. И в первую очередь – экономические. Рост благосостояния активной части населения убедительно демонстрирует положительные изменения во внешнем облике коттеджей и особняков. При этом достаток можно заметить не как когда-то – по размерам построек, а по появлению гармоничных во всем домов, с красивой отделкой и благоустроенной территорией вокруг. Все чаще речь идет о целых архитектурных загородных ансамблях, например, в стиле классицизма. Или в духе начала прошлого века, то есть стилизованных под модерн. Применительно к предмету разговора – вопросам освещения – можно сказать, что фасад жилой постройки сегодня вполне заслуживает того, чтобы с помощью света его подчеркнуть, усугубив имеющиеся достоинства.
Примечание
Как отмечают специалисты, за последние пару лет большинство владельцев загородной недвижимости уверенно тяготеют к освещению, созданному по всем правилам светотехники. Налицо тенденция перехода от одинокой лампочки Ильича над крыльцом к комплексному подходу в организации освещения дома и прилегающей к нему территории.Для этого создаются различные светотехнические проекты архитектурной подсветки. Они включают выполнение дизайнерского проекта в трехмерном изображении и, собственно, воплощение замысла. Как правило, заказчику предлагаются несколько вариантов. По утвержденному создается рабочий проект, а затем выполняются электрическая разводка и монтаж выбранных светильников.
Архитектурное освещение можно рассматривать и как декоративное, и как функциональное. Притом что целесообразность последнего очевидна и непререкаема, все большую актуальность приобретает и эстетическая сторона: подсвеченный фасад дома всегда производит необыкновенно сильное впечатление.
Как и в любой области, в архитектурном освещении существуют свои правила и законы, хорошо известные специалистам. В частности, настенные источники света следует располагать в определенной последовательности и симметрично, поскольку создаваемые ими тени искажают общее впечатление от архитектуры и в конечном итоге могут испортить его. На фоне использования традиционных типов освещения к разряду модных тенденций следует отнести появление всевозможных светофильтров, придающих освещению определенный характер.
Примечание
Что касается ландшафта, то здесь налицо переход от единого общего освещения сада к созданию систем местных подсветок, выделяющих его наиболее привлекательные фрагменты и детали и позволяющих создавать исключительно интересные сочетания теней и прочие спецэффекты.Для особых праздничных случаев в ландшафтном освещении приобретает все большую популярность использование разноцветных электрических лампочек. К современным тенденциям освещения следует отнести использование светильников на основе светодиодных материалов, выполненных по технологии RGB (красный-зеленый-синий). Из названия понятно, что такой способ подсветки обуславливает цветовую вариативность. Технические же возможности подобного освещения позволяют добиться изменения режимов подсветки. Светодиодные лампы монтируются в грунт и в керамическую плитку, «привязываются» к плоскости стены, будучи упрятанными в нишах и за выступами, высвечивая пилястры, колонны, фронтоны и проемы, создавая иллюзию сказки в саду или на фасаде дома.
Для домашнего пользования
Не меньше возможностей несет в себе и интерьерное освещение. Наряду с традиционным потолочным и настенным светом весьма распространены всевозможные напольные светильники, встроенное и закарнизное освещение. При этом ассортимент неуклонно расширяется: помимо обычных металлических все чаще можно встретить встроенные светильники, имитирующие бронзу, с деревянными элементами, включениями хрусталя, цветного стекла, керамики.
То же самое можно сказать и о предлагаемых сегодня на рынке традиционных светильниках, то есть люстрах, торшерах и бра. Сохраняя классические выверенные временем пропорции, дизайнеры экспериментируют с применением различных материалов, в том числе стекляруса и жемчуга, шелка и бумаги, пластика и акрила, металлизированной сетки и дерева, оптического стекла и бисера, муранского стекла и изделий Сваровски, богемского и египетского хрусталя и т. д. Подобные способы призваны решать задачу общего освещения, объединяя и уравновешивая жилое пространство.
Примечание
В последние годы усиливается значимость и такого направления, как декоративное освещение, выполняющее не практическую, а скорее эстетическую функцию. С его помощью, как правило, акцентируется внимание на наиболее выразительных деталях обстановки, скажем произведении современного творца или антикварном предмете мебели.При этом сами по себе источники света нередко также являются произведениями искусства. Впрочем, выбор вида светильников целиком зависит от стилистики помещения и личных вкусовых предпочтений.
Высокие технологии успешно внедрились в интерьерную область. Здесь также чрезвычайно актуально использование всевозможных светодиодных ламп, способных менять режимы освещения, которые подчинены четко продуманной системе внутреннего света. Обычно в современном коттедже предусматриваются несколько сценариев освещения, в том числе повседневное, праздничное, ночное. Подобный принцип является частью столь распространенной сегодня системы интеллектуального дома. Согласитесь, приятно предложить гостям нечто необычное, к примеру возможность «управлять» пространством. Да и самим домочадцам светотехническая концепция сулит немало приятных минут – ведь одно и то же помещение, по-разному освещенное, может быть использовано для нескольких целей и в зависимости от режима освещения выглядеть по-разному. При помощи освещения в помещении можно обособить несколько зон. К тому же это весьма действенное средство создания театральных эффектов или обстановки «для особых случаев». Например, затемнения заднего плана (как на сцене). Или изменения цвета освещения. И так вплоть до имитации определенной эпохи или архитектурного жанра. Иными словами, продуманная система освещения предоставляет безграничные возможности для придания обстановке самобытного характера и шарма.
В духе времени
Сегодня можно с уверенностью сказать, что свет – один из важнейших элементов оформления внутреннего пространства дома и окружающей его среды. Из наиболее характерных тенденций последних лет следует особо отметить некоторые. В частности, пристальное внимание в каждом отдельном случае к созданию продуманных светотехнических программ, имеющих соответствующую техническую базу.
Примечание
Специалисты рынка осветительных приборов утверждают: если еще совсем недавно заказчик выбирал отдельные светильники, представленные в экспозиции салона или предлагаемые по каталогам, то сегодня в большинстве случаев речь идет о создании светотехнического проекта, подразумевающего систему освещения.Еще одной характерной особенностью времени становится изготовление осветительных приборов на заказ. Во-первых, это свидетельствует о повышении значимости авторского начала в объектах освещения. Кроме того, в ряде случаев можно говорить о сложном архитектурном пространстве дома, например имеющего несколько уровней, с единой общей зоной, высокими лестничными пролетами, да и просто с помещениями большой площади. В подобной ситуации действительно необходимы люстры или светильники огромных размеров. Производится такой «спецзаказ» в единичном экземпляре, соответственно, стоимость его намного выше стоимости всего представленного оборудования и зависит как от материала, так и от именитости дизайнера.
Из основных производителей, работающих на российский рынок, следует отметить ведущие европейские бренды, в основном Германии, Италии, Испании, Франции, Бельгии, Англии.
В менее дорогостоящем сегменте представлена финская, польская и российская продукция. Иными словами, дизайн осветительных объектов вполне интернационален и рассчитан на разные уровни достатка. Что касается общих стилистических тенденций, то, по наблюдениям специалистов, при огромном разнообразии представленной сегодня светотехнической продукции по объемам продаж вновь лидирует классика. А это значит, что от строгости радикального хай-тека и, казалось бы, универсальности минимализма наметился очередной поворот в сторону традиционных ценностей.