Интерьеры формируются годами в соответствии с традициями обитателей дома. Создание «своего» интерьера в новом доме, где еще ощущается удивительный запах необитаемого доселе жилища и чистое, цельное пространство, пока не имеет никакой собственной жилой истории, а помнит лишь строительные леса и суету отделочников.
Примечание
Средства, которые хозяева готовы потратить на обстановку, безусловно, имеют значение, но даже безграничные финансовые ресурсы не всегда способствуют созданию безупречного интерьера. Каким принципам следовать, чтобы получать ежедневное истинное наслаждение от своей спальни, гостиной, кухни, ванной и ни в коем случае не услышать язвительную реплику кого-нибудь из правдолюбивых гостей: «При таких вложениях домик мог бы выглядеть иначе…»?
Вряд ли кто-то со стопроцентной уверенностью сможет ответить на такой вопрос. Однако с наличием двух основных путей, ведущих к идеалу, спорить, пожалуй, никто не станет — это «классическая линия» и обращение к гениальным дизайнерам нашего времени, когда дом становится вместилищем для предметов, являющихся образчиками высокого искусства. И у того и у другого подхода есть свои плюсы и минусы, и ни в каком случае, к сожалению, не гарантирован безоговорочный успех...
Как дворцовый формат, так и тот, что тяготеет к искусству, не отменяет необходимости преобразования пространства вокруг особняка. Здесь элементами «сладкой жизни» становятся красивый, хорошо спланированный и ухоженный сад, беседки и скульптуры в нем, наполненная тропическими растениями оранжерея.
С королевским размахом
Первое, что приходит в голову при упоминании слова «роскошь» в контексте размышлений об убранстве жилого пространства, — это интерьеры дворцов и замков аристократии минувших веков. Именно они соответствуют самой простой формуле современных luxury-интерьеров: «богатство + историчность». Шлейф истории тянется за каждым из таких строений, а денег на роскошный интерьер во все времена требовалось невероятно много.
Особенно дорого обходилось возведение загородных резиденций, которые строились как некие комплексы из жилого здания (или нескольких строений) и сада. Причем на обустройство сада, например, во Франции, во времена Людовика XIV, средств уходило немногим меньше, чем на интерьеры. Характерный пример — имение Сен-Манде, излюбленная резиденция Николя Фуке, суперинтенданта короля. Тогда, как и ныне, созданием дорогих интерьеров занимались гениальные дизайнеры, но только в те времена их называли иначе: художники, скульпторы, декораторы… Интерьер особняка в Сен-Манде обязан росписью в гостиных, прихожих, кабинетах, спальнях и библиотеках Шарлю Лебрену; работами по дереву занимался Жан Ленотр, лепниной — Пьеро Сасси, скульптурой — Мишель Ангие и Пьер Саразен. Дом украшали картины знаменитых современников Фуке. При доме находились конюшни и зверинец с дикими животными. Немецкий садовник Жак Бессеман занимался садами, простиравшимися на много гектаров вокруг. Среди фонтанов росли тисы и ели, а весной распускались тюльпаны и анемоны — уникальная коллекция. Только за один 1661 год расходы на благоустройство дома в Сен-Манде составили 11 тыс. ливров, а на содержание — 6–7 тыс. ливров.
Сегодня дворцовый стиль интерьера — это прежде всего богатство и королевская утонченность в каждой детали, начиная от дверных ручек и заканчивая декоративной лепкой потолочных карнизов, а также величие форм и изысканность выбранных цветов и материалов.
Примечание
Загородные дома как нельзя лучше подходят для оформления интерьеров именно в дворцовом стиле — как правило, это особняки и дома с высокими потолками, позволяющими творить без пространственных ограничений.
Здесь можно применять традиционные и довольно дорогие отделочные материалы: для отделки пола: натуральный камень (гранит, мрамор и др.), редкие породы дерева, художественный паркет. Обрамлением для каминов обычно служат мрамор или оникс. В современной интерпретации все эти материалы могут быть дополнены, например, кристаллами Сваровски или поданы в сочетании с элитной золотой мозаикой. Приметами стиля становится изысканная мебель, роскошные гобелены, картины в массивных рамах, скульптурные изображения в нишах.
Заключительным штрихом может стать искусное освещение, при котором распределение потоков света из огромных окон возложено на расположенные напротив друг друга зеркала. В классическом дворцовом стиле часто используют буазери (деревянные панели), декорирование тканью, арабески, цветы, зеркала, легкие гирлянды, балдахины и
т. д. Цветовая гамма таких интерьеров может быть разной, но комнаты всегда чем-то напоминают изящные шкатулки…
Люди, приверженные классике, обычно уверены в своих силах и сами, в общем-то, способны продумать свой интерьер. Однако чаще всего они все же прибегают к помощи специалистов, желательно с мировым именем. Такие есть сегодня не только и не столько на Западе, где долгие годы балом правил минимализм, сколько в России.
Один из лучших специалистов по классическим интерьерам — Марат Ка, известный всему миру декоратор (много лет он жил в США, у него немало поклонников в Европе), которого еще иногда называют «специалистом по поверхностям». Сам он говорит об этой своей «специализации» так: «Я работаю с последним слоем, то есть с тем, что видят наши глаза, именно он вызывает ассоциативный ряд, от него зависит, приятно в помещении или нет». Марат Ка живет в Подмосковье в старой усадьбе XIX века, и, к слову сказать, для отделки интерьеров своего дома приглашал декораторов со стороны, справедливо полагая, что (цитата) «повар не может готовить сам для себя».
Те, кто по каким-либо соображениям не готов пригласить специалиста с мировым именем, должны настраиваться на кропотливый труд с другими, менее именитыми дизайнерами — отбор отделочных материалов, вопросы колористики будущего жилого пространства, выбор мебели, ковров, гобеленов, тканей и аксессуаров для действительно роскошного дома займут массу времени и сил… Главное — за неизбежной и трудной работой над дизайном не забыть о концептуальности пространства, его изначальной «праздничности» и «светскости». Дворцовый интерьер — это прежде всего интерьер публичный, ведь известно, что порой гостей принимали даже в спальне, не говоря уже о гостиной, столовой, библиотеке или рабочем кабинете. Роскошь дворца немного театральна, и эта театральность во многом определяет характер всей обстановки.
Роскошь «от ума»
Роскошный интерьер — это не только дорогие вещи классического стиля в помещении, где использованы эксклюзивные отделочные материалы. Роскошь может быть иной — интеллектуальной и вдохновенной, когда каждая вещь в интерьере говорит о понимании законов гармонии и о познаниях владельцев дома в области интерьерного искусства. Такая роскошь всегда начинается с архитектуры. С незапамятных времен проект здания сам по себе имел колоссальное значение, но, говоря о современном формате luxury в отношении загородного дома, архитектурному облику жилища придается совсем иной смысл. За образец для подражания, безусловно, следует брать шедевры мировой архитектуры — такие как работы Фрэнка Ллойда Райта, в частности его знаменитый «Дом над водопадом», построенный в 1935–1939 годах для И. Дж. Кауфмана. Дом представляет собой композицию из бетонных террас и вертикальных поверхностей из известняка, расположенных на стальных опорах прямо над ручьем. Часть утеса, на котором стоит дом, оказалась внутри здания и использована Райтом в качестве детали оформления интерьера; и такая гармоничная оригинальность интерьера тоже есть не что иное, как характерная черта роскошной жизни.
Вторым рычагом создания атмосферы интеллектуального интерьера становится мебель. К сегодняшнему дню накоплено колоссальное количество истинных шедевров в мире предметного дизайна, в том числе в мире мебели.
Именно мебель, оригинальная, с собственным творческим характером, спроектированная гением дизайна, способна насытить современный интерьер высоким художественным смыслом. Это могут быть как оригинальные предметы, созданные столетие назад, так и римейки «икон» дизайна XX века.
Кроме утилитарных — функциональности, прочности, долговечности — и эстетических качеств, у такой мебели есть и инвестиционные свойства. Известны примеры вложения денег в приобретение высококлассной «исторической» мебели, как в такой же инвестиционный объект, как золото, недвижимость, ценные бумаги. «Дорого и со вкусом» — девиз обстановки, где основными действующими «лицами» становятся модели, спроектированные в начале XX века архитекторами и дизайнерами Чарльзом Ренни Макинтошем, Герритом Ритвельдом, Ле Корбузье, Шарлотт Перрьян, Фрэнком Ллойдом Райтом и Эриком Гуннаром Асплундом. Классики мебельного дизайна XX века — это Йозеф Хоффман, Фридрих Кислер, первая леди дизайна XX века Эйлин Грей, работавшая в 1920-х годах, и, конечно же, такие известнейшие архитекторы и дизайнеры, как Мис ван дер Роэ, Фрэнк Ллойд Райт, Алвар Аалто.
Сегодня время от времени известнейшие мебельные фабрики Европы и Америки выпускают римейки шедевров, иногда приурочивая партию такого эксклюзивного товара к юбилею. Так, в 2007 году в честь американца Чарльза Имза компания VITRA выпустила новую версию одного из самых знаковых объектов в истории мебели и классики дизайна XX века — кресла Lounge Chair и сопутствующего ему оттомана. Эти исключительные произведения мебельного искусства были спроектированы Чарльзом и его супругой Рэй в середине 1950-х годов. Классическая версия Lounge Chair с обивкой и подушками из черной кожи, корпусом из темного шпона бразильского дерева джакаранда и черного крашеного алюминия стала поистине иконой в истории дизайна.
Примечание
В современном мире грань между предметным дизайном и искусством все больше стирается. Лимитированные издания объектов дизайна в интерьере берут на себя функции, ранее всецело принадлежавшие произведениям искусства.
Исходя из этого свойства мебели, можно говорить о том, что атмосфера роскоши может быть создана за счет предметов мебели и интерьерных аксессуаров «с именем». Такая обстановка будет свидетельствовать не только о средствах, вложенных в интерьер, но и о характере хозяев, их интеллектуальных интересах.
Выйдя за рамки сугубо денежного формата, роскошь становится более утонченной, интерьер из «богатого» превращается в умный и изящный. Справедливости ради следует заметить, что вряд ли он будет дешевле, чем классическая дворцовая роскошь, однако нет сомнений в том, что на порядок интереснее.