Яндекс.Метрика

Италия на Неве

Стили / 01.07.2011
В этом году уже в четвертый раз в Михайловском саду прошел организованный Русским музеем фестиваль «Императорские сады России». В прошлом году темой выставки было французское садовое искусство (материал о предыдущих фестивалях можно найти в июльских номерах «ЗО» за 2009 и 2010 годы), а в этом взор кураторов фестиваля обратился к другой стране с глубокой историей, садами вдохновлявшей архитекторов по всему свету. Речь об Италии, подарившей миру множество образцов для вдохновения в разных областях — от архитектуры до поэзии.

Как и в прошлом году, в рамках фестиваля прошли выставки и конкурсы, концерты и лекции, состоялись экскурсии для любителей цветов и людей с ограниченными возможностями... Центром стала выставка-конкурс «Итальянский полдень» в Михайловском саду.

Предлагались две номинации: композиция на заданную тему или свободную. В номинации «Композиция об Италии на заданную тему: живопись, музыка, архитектура» оказалось представлено семь экспонентов, а во второй, «Моя Италия», — восемь. Были еще четыре внеконкурсные композиции.

Сад на заданную тему

В этой номинации конкурсные композиции строились как интерпретация ландшафтными средствами и приемами сюжетов известных художественных полотен русских мастеров из коллекции Русского музея. Сюжетов, разумеется, имеющих отношение к Италии.

Первое место заняла композиция «Русское Палладио. Итальянское наследие в ландшафте русской усадьбы», созданная ландшафтным ателье «Сакура» и проектным бюро «Вишневый садъ». В основу проекта положены идея взаимопроникновения российской и итальянской культур, а также влияние палладианской архитектуры на облик русских усадеб. Композиция представляет собой действующий «макет» усадьбы, где можно прогуляться и посидеть на скамье. Крупными мазками в постмодернистском духе (то есть намеками, без излишней детализации, иногда с долей иронии) нанесены основные ее элементы — особняк, сад, цветники, конюшня, дорожки для прогулок…

Второе место в номинации досталось композиции «Сказки Италии» издательского дома «Землевладелец Северо-Запада», созданной на детской площадке Михайловского сада. Авторы проекта постарались передать атмосферу сказок Италии, страны, в которой чрезвычайно развиты традиции театров марионеток. В России самой известной сказкой кукольного театра марионеток стали «Приключения Пиннокио. История деревянной куклы», написанная Карло Коллоди и пересказанная Александром Толстым как «Золотой ключик, или Приключения Буратино». «Приключения Чипполино» Джанни Родари — вторая всем известная итальянская сказка. Их переосмысление в ландшафтной архитектуре и послужило основой композиции.

Третье место завоевала композиция «Отражение» работы мастерской Сени Веревкина с участием художника и реставратора по металлу Василия Кондурова и питомника декоративных растений «Святовит». Авторы проекта выразили свои впечатления от знакомства с итальянской культурой в металле и стекле. Проект выполнен в форме скрипичного ключа, а главным элементом композиции стала уменьшенная копия моста Вздохов в Венеции.

Благотворительный фонд «Возрождение усадьбы Марьино», занимающийся восстановлением загородной резиденции Строгановых-Голицыных, представил композицию-этюд «Итальянский полдень». Ожившие картины быта усадьбы представлены на фоне репродукций картин и видов Марьинского дворца. Композиции из живых цветов, накрытые столы с настоящими яствами, стулья и кресла и прогуливающиеся по композиции дамы в нарядах эпохи расцвета усадебной жизни придали определенный шарм Михайловскому саду.

FineStreet Media Group, музей и галерея современного искусства «Эрарта» и ландшафтно-архитектурное бюро «Своя усадьба» представили композицию «Возрождение весны — посвящение Боттичелли», центром которой стала масштабная репродукция картины Сандро Боттичелли «Весна». Солнечные лучи, просвечивающие сквозь ветви деревьев и саму картину, играли на всех элементах композиции (стриженых липах, траве, апельсинах и соцветиях), оживляя ее и делая частью интерьера парка.

«Садик Коломбины», представленный ООО «Домашний оазис», передает настроение итальянской комедии дель арте (комедии масок). В декорациях итальянского парка разыгрывается драма взаимоотношений Коломбины, Пьеро и Арлекина. Вместе с тем — все-таки речь о ландшафтной выставке — предлагается современная интерпретация итальянского патио с теми растениями, с которыми его можно воплотить в нашем регионе.

Свободные фантазии

«Моя Италия» — свободная тема, связанная с личными впечатлениями, воспоминаниями, представлениями авторов композиций об Италии. Основой проекта могли послужить сюжеты произведений искусства и культуры, характерные особенности ландшафта и средиземноморской флоры, неповторимый колорит регионов и городов, карнавалы, праздники и другие национальные традиции итальянцев.

В этой номинации победила композиция «Сладостное ничегонеделание в полдень» древесного питомника Lorberg. Аллея из топиарных форм (использованы хвойные породы — туи, сосны) и пальм и пергола, увитая девичьим виноградом, у подножия которой растут розы, расположились на узкой набережной между павильоном Росси и Мойкой. Агавы, стоящие на каменном ограждении лестницы, спускающейся к воде, и пальмы, стоящие выше, столь необычны для Петербурга, и так напоминают Италию, что эта композиция стала рекламой фестиваля для пассажиров проплывающих катеров. Из них то и дело доносились сообщения экскурсоводов о выставке в Михайловском саду.

Композиция «Секреты Италии» Российского университета дружбы народов и ЗАО «Мосзеленстрой» заняла второе место в этой номинации. В ней разрабатывается тема города, расположенного на семи холмах, которая одинаково близка и Москве, и Риму. Неудивительно, что композиция представляет собой семь небольших холмов, покрытых рулонным газоном. На некоторых из них установлены символы основных факторов, определяющих жизнь итальянцев: природы, искусства, религии и виноделия.

Третье место получила композиция «Воспоминание, или Итальянские грезы», выполненная ООО «Палисад» с парт-

нерстве с ООО «Каменный двор». Эта работа оказалась мне ближе остальных, вызвав воспоминания об итальянских садах, какими я их видел. В ней воссоздан уголок итальянского парка: террасы с подпорными стенками плавно окаймляют холм слева, а границы справа выделены отсыпкой. Ощущению итальянского сада способствуют аккуратные хвойные — стриженые туи и можжевельники. Ваза с цветами на постаменте — как завершающий штрих.

Студия ландшафтного дизайна Výhonek («Росток») из Чехии представила «Пицца-сад» — маленькую беседку, намекающую на тратторию, задрапированную белой тканью, с клумбой в виде пиццы. В подвесных контейнерах размещены ампельные растения, в ящиках у подножия — пряно-ароматические. На трех столах блюда с овощами и фруктами. Все вместе создает ощущение итальянского патио или улочки.

«Неаполитанский десерт» ООО «Константа парк» и Мастерской ландшафтных форм — песочное блюдо с десертной вилкой, на котором выложены гранитные и сланцевые плиты и валуны, раковины и якорь, венчающий композицию. Десерт символизирует противоречивый характер моря — суровое Море-Мужчину и нежное Море-Женщину, а также подводит к контрастам Неаполя.

Построенный компанией «Сампо-паркет» и дизайн-студией «Параллельный мир+» «Мост Соблазнов» стал излюбленным местом посетителей с детьми. Настилы и мостки предлагали детям побегать, а скамейки давали взрослым возможность расслабиться и изучить виды массивной доски, которой были обшиты стены. Центральная часть композиции — изогнутый волнистый «поток» из дерева, обращающий на себя внимание издалека.

Композиция Mythos («Мифы античности»), созданная ООО «Капитель» развивает регулярную идею итальянского сада. Снежно-белая скульптура, каменные руины и отсыпка контрастируют с окружающей зеленью газона и деревьев. Несколько кустов пряных трав дополняют образ итальянского сада.

Санкт-Петербургский государственный аграрный университет представил проект O sole mio. Симметричные композиции из однолетников отмечают дорогу к гондоле, а по краям установлены трельяжи с висящими корзинами тоже с однолетниками.

Флаги и ленты

Композиция «Il mio piccolo gardino — Мой маленький садик» представлена ООО «Вилар — студия ландшафтного дизайна». Атмосфера тихого итальянского парка передана с помощью характерных элементов регулярного сада: симметричного плана, террас, строгих геометрических форм растений и водных сооружений. В центре композиции — фонтан с маской льва.

Управление садово-паркового хозяйства Комитета по благоустройству Санкт-Петербурга представило на выставке композицию «Итальянский полдень». В ней тоже разрабатывается тема регулярного сада, включающая основные принципы его построения своего времени: водные поверхности (их имитировало стекло), террасирование, симметрия, крупные композиционные акценты и элементы игры, столь характерные для маньеристских садов.

Caturegli & Formica и «Городские цветы» предложили вниманию публики композицию Urbanatura, представляющую графическую реконструкцию ковра с использованием однолетних цветов. Непередаваемый звуковой фон создают записи голосов птиц и стрекотаний насекомых: иногда кажется, что это не звуки природы, а голоса людей или скрежет и шум техники.

На выставке были представлены две композиции, изображающие итальянский флаг: полосы зеленого, белого и красного цветов. Обе ближе к современному искусству, нежели к привычному для нас ландшафтному дизайну. Композиция «Пассаж» «Студии Росси» из Милана — это полупрозрачное уходящее ввысь полотнище флага с узором из зеленой листвы, белых и красных цветов. Работа «Итальянский флаг сквозь Анаморфный лабиринт» «Студии ландшафтной архитектуры Кьяры Подзаны» (Италия) — лабиринт из зеленого газона, белой и красной отсыпки, отражающийся в кривом зеркале как итальянский флаг.

Характерной чертой этой выставки стало применение растяжек с изображениями и надписями: это и фон в некоторых композициях, и забавные, похожие на граффити растяжки с именами итальянских архитекторов, работающих в Петербурге. С точки зрения фотографа, одним из главных героев выставки этого года стала бело-красная лента, которой обычно обозначают места дорожных работ. Только некоторые композиции были защищены от излишнего рвения любопытствующей публики более элегантными ленточками, веревками или заборчиками. При съемке большинства композиций приходилось преодолевать массу сложностей. На следующих выставках хотелось бы видеть более продуманные ограждения, вписывающиеся в аристократическую атмосферу Михайловского сада.

В избранном В избранное
1901
Предложения