К интерьерам петербургского дизайнера-декоратора Оксаны Тарнавской подходят самые разные эпитеты, но даже строгий критик никогда не назовет их скучными. В каждой работе мастера пульсирует творческая энергия, заставляющая по-новому увидеть привычные детали. Почерк дизайнера формируют не фирменные приемы, кочующие из одного проекта в другой, а эксклюзивные и яркие решения, которые не встретишь ни в одном другом интерьере.
У любознательного человека, знакомого с творчеством Оксаны Тарнавской, каждая работа дизайнера вызывает волнение и почти спортивный интерес: чем же на этот раз поразит неистощимая фантазия? Новый проект — интерьер таунхауса в окрестностях Петербурга — не разочарует искушенного зрителя. Словно из рога изобилия, в доме щедро рассыпаны яркие образы и неожиданные идеи.
«Работа над интерьером шла легко, и все решения возникали естественным образом, в результате плодотворного диалога с заказчиками», — рассказывает Оксана Тарнавская. Стороны, что называется, нашли друг друга: дизайнер смогла реализовать все свои идеи с одобрения хозяев, готовых к самым непривычным экспериментам. Ну а заказчики, которые больше всего боялись монохромной, безликой обстановки, получили интересное, неординарное пространство для жизни, отражающее их внутренний мир.
Три разворота
Всем известно, что интерьер начинается с архитектурного костяка, который впоследствии обрастает фактурой, цветом, мебелью и декором. Планировка таунхауса не давала широкого простора для архитектурного творчества. Лестница, проходящая почти по центру здания, делила каждый этаж на две части, напоминая разворот книги: с одной стороны от «корешка» комната-страница и с другой такая же. Поэтому пространство дома осталось почти неизменным, зато Оксана Тарнавская тщательно продумала функциональную составляющую, заставив «работать» каждый метр площади. Под лестницей образовалась большая кладовка, ниша в холле последнего этажа заполнилась узким шкафом, а у хозяйки чудом появилась гардеробная. Ее организовали над лестницей, добавив еще один марш и соорудив антресоль.
Поскольку комнаты небольшие, дизайнер придумала интересные решения для экономии пространства. Например, дверцы шкафа в спальне не распахиваются, а выдвигаются и отъезжают в сторону посредством специального механизма. А детская оборудована удобной мебелью с двухъярусной кроватью для дочек хозяина. Выбранная модель позволила организовать не просто дополнительное спальное место, а целый личный уголок с полочками и светильником-бра. Ремонт квартиры должен производиться с расчетом один раз на много лет.
Распределение помещений в таунхаусе весьма традиционно: верхний этаж занимают спальни, ниже расположены кабинет и кухня-гостиная, а внизу холл и небольшая комната — она-то и заставила хозяев и дизайнера поломать голову над назначением помещения. Логичнее всего здесь было бы устроить кухню-гостиную с выходом в садик, но площадь не позволяла осуществить такой замысел. Носить же закуски и напитки из кухни второго этажа в сад, где летом хозяева проводят много времени, крайне неудобно. Поэтому было решено устроить внизу летнюю кухню с диванчиком и при необходимости использовать помещение как гостевую студию. В оформлении летней кухни соседство живого садика подчеркнули большим изображением итальянского сада — пусть ненастоящего, зато действующего круглый год.
На втором, центральном, «развороте» таунхауса устроены кухня-гостиная и кабинет. Оба помещения очень яркие и нарядные. Красивый оливковый тон кабинета сочетается с сочным красным цветом в обивке кресла. Такой же ярко-красный диван-трансформер украшает гостиную, которая, в свою очередь, может приобретать самые разные оттенки благодаря разноцветной закарнизной подсветке темного потолка, — достаточно выбрать нужный цвет на пульте, и комната погружается в голубой или зеленый туман, а то и в оранжево-красное марево.
Самый современный по стилю третий этаж таунхауса — сиренево-розовый. В отделке комнат Оксана Тарнавская смело сочетала разные виды обоев — однотонные с едва заметным рисунком и с ярким орнаментом. Спальня и холл смотрятся нарядно и даже гламурно благодаря мебели с белыми лакированными фасадами и аксессуарам с кристаллами.
Хаос и порядок
Интерьер дома наполнен разными интересными вещами, причем оригинальными предстают не только заказные работы — такие как кованые ограждения лестницы ручной работы с монограммой «Ж», намекающей на фамилию владельцев. Даже готовые предметы обстановки и аксессуары настолько тщательно подобраны, что кажутся сделанными специально, — чего стоит уголок в летней кухне, где карниз с «шишечкой» и шторка на окне с цветочным рисунком точно повторяют изображение готового принта. Зрителю остается только гадать, что создано по заказу: панно на стене или ткань. Впечатляет и хрустальная сюита на третьем, спальном, этаже, где дизайнер собрала коллекцию из светильников и зеркал с кристаллами, а также из таких обычно незаметных деталей, как дверные и мебельные ручки с хрустальными вставками.
Как всегда, Оксане Тарнавской блестяще удалось объединить разные стили, эпохи, цвета и образы. Из хаоса разнородных фрагментов неожиданно возникает стройная система. Пестрый микст из классических и ультрасовременных предметов обстановки, антикварных вещей, картин современных художников, панно с фотопечатью собирается в цельный образ, где каждый предмет на своем месте. Дизайнер возвращает вещам их истинную, изначальную ценность, которая заключается в функциональном удобстве и красоте,
а не обусловлена громкими именами и брендами. При таком подходе старинные светильники и мебель перестают быть лишь символами и обязательными атрибутами классики и без лишнего пиетета и музейной осторожности вовлекаются в общую композицию — наряду с шедеврами современного дизайна, пусть и другой стилистики.
Цельность интерьера поддерживают сквозные сюжетные линии. Как бусинки на ниточку, они собирают разнородные элементы в эффектное ожерелье. Сквозь все три этажа проходит тема ромбов — начатая в узоре светильников и рельефной штукатурки входной зоны, продолженная в орнаментике дверных витражей ручной работы и лестничных ограждений. Другая линия — уже не орнаментальная, а скорее образная: стены дома украшают большие фотопанно, формирующие особое мечтательное настроение: то это итальянский сад и испанский городской пейзаж в летней кухне и кабинете, то фигуры с растворяющимися, как во сне, очертаниями на лестнице, то яркие бабочки из фантазий ребенка в детской. Идиллический, романтичный оттенок вносят и стилистические реминисценции — легкая и светлая классика в варианте Прованса на первом этаже дома совсем не торжественно-парадная, а камерно-интимная, словно сладкое воспоминание, подернутое патиной времени.
Калейдоскоп идей
Декор — несомненно, конек Оксаны Тарнавской. Дизайнер хорошо рисует, а зачастую создает оригинальные интерьерные украшения для своих проектов. Под ее творческим управлением привычные вещи меняют назначение. Почти каждое помещение таунхауса Оксана Тарнавская украсила деталями, цепляющими взгляд и заставляющими интерьер заиграть.
В гостиной перед диваном вместо ковра появился узор прямо на напольной доске. Матрица для золотого тиснения изготавливается под заказ, и оригинальный рисунок отпечатывается только один раз. Интересное украшение для пола придумано и в кабинете. В массивную доску инкрустированы тонкие керамические бордюры — красные, под цвет кресла.
В детской переосмыслению подверглись потолочные лепные розетки из пенополиуретана. Две превратились в настенные панно, одно служит еще и светильником. Подобные элементы делают интерьер насыщенным, заставляя находить в нем все новые грани. Дом выглядит эффектно и богато не только за счет дорогих предметов мебели или отделочных материалов. Вместо золота и мрамора, роскошных шкафов и диванов появляется цельная интерьерная композиция, гармоничный ансамбль, в котором разнородные голоса поют гимн домашнему очагу.
Слово экспертам
Об авторе проекта:
Оксана Тарнавская окончила Санкт-Петербургский университет технологии и дизайна. Занимается частной архитектурной практикой, проектирует жилые дома, интерьеры квартир и офисов. Хорошо разбирается в современном искусстве, помогает заказчикам подобрать художественные произведения для интерьера. Всегда индивидуальные и оригинальные проекты дизайнера нередко украшают ее собственные работы — переработанные на современный лад антикварные предметы и приспособленные под новые функции вещи.