В техническом задании не было ничего, что могло бы смутить Наталию Сморгонскую и Анну Беляевскую — опытных архитекторов с 20-летним стажем. Кроме одного: с самого начала заказчики заявили, что хотят приобрести все предметы мебели и отделочные материалы в Китае и таким образом сократить бюджет проекта. Этот интересный, но тернистый путь дизайнеры прошли впервые, познакомившись с легендарным интерьерным рынком в Китае и избавившись от нескольких «китайских» иллюзий.
Работа над проектом интерьера обычно идет по определенному сценарию: специалисты подготавливают эскизное предложение по стилистике, цвету, меблировке. В дальнейшем интерьер обрастает разными предметами с учетом предпочтений хозяев и ассортимента, предлагаемого на рынке. В данном случае дизайнеры создавали проект без привязки к определенным вещам. Предполагалось, что они нарисуют интерьер «на бумаге», а затем подберут похожие по стилистике предметы в Китае.
Планировка готового дома устраивала заказчиков и не претерпела существенных изменений. Центром на первом этаже является большое парадное пространство более 100 кв. м. Гостиная с островным камином, расположенным в эркере, отделена от кухни-столовой сквозными перегородками, которые зонируют территорию, но не препятствуют обзору и свободному перемещению. Здесь же хозяйская спальня с гардеробной, санузлом и отдельным выходом на террасу. Жилые пространства окружены помещениями для спорта и релаксации. Это терраса, где можно пообедать на свежем воздухе, спортзал и бассейн с сауной. В левом крыле предусмотрен гараж на два автомобиля.
Второй этаж отведен под апартаменты хозяев и гостевые комнаты. Коттедж проектировался для проживания семейной пары, но хозяева хотели, чтобы в доме всегда могли с комфортом разместиться дети, внуки и друзья. Три спальни с гардеробными и санузлами дополняет кабинет хозяина, а также, как и на первом этаже, большая рекреационная зона. В данном случае бильярдная, кухня-бар и гостиная.
Классические предпочтения
Свои стилистические предпочтения хозяева обозначили сразу: респектабельная и элегантная классика. Впрочем, от чистой классики ушли в сторону эклектики, которая помогла сделать пространство дома индивидуальным. В его образе объединили традиционные и современные детали, мотивы ренессанса и английской классики. Приемы последней особенно отчетливо ощущаются в отделке фасада. Особняк украшен благородным темным кирпичом, который оттеняют нарядные кружева наличников и кремовый слоистый камень цоколя и ризалита.
В интерьере дома классические элементы гармонично перемешаны с современными: в одних помещениях они звучат ярко и отчетливо, в других — вносят дополнительные смыслы в общую картину. Так, в современной гостиной традиционная гипсовая лепнина добавляет интерьеру солидности и спокойствия. А в кухне к этим декоративным деталям добавлены классические предметы обстановки, формирующие нарядный и респектабельный образ.
Гостиная — центр парадной зоны — отличается современной стилистикой и сложной геометрией. Ее обыграли при зонировании пространства: с двух сторон поставили мягкие диванные группы — для отдыха и общения и для просмотра телепередач. В эркере же установили эффектный островной камин, повторяющий известную модель французской марки. В зоне домашнего кинотеатра пространство «держат» две перегородки, отделанные черным стеклом и натуральным камнем. Строгая палитра интерьера включает разные оттенки серого, и помещение смотрелось бы монохромным, если бы не массивная доска из тика красивого янтарного оттенка. Этот теплый медовый цвет призван внести домашние нотки в холодноватую гамму интерьера.
Такие же контрасты присутствуют и в кухне, где даже мебельная композиция выдержана в экстравагантном черном цвете, но с серебристыми деталями. Источником теплых, золотистых вкраплений стали барные стулья и столешница в столовой. Кухонный интерьер один из самых классических в доме — с мраморным полом и элегантной мебелью, напоминающими о традициях ар-деко. Своеобразным мостиком между классикой и современностью служат лакированные фасады кухни: они вступают в перекличку с черным стеклом перегородки, условно разделяющей прошлое и настоящее.
Фирменный стиль
Использование стекла в качестве элемента интерьера — один из фирменных приемов Анны Беляевской и Наталии Сморгонской. Как и применение зеркал — усложняющих и запутывающих пространство. Без них не обошлось и на этот раз: зеркалами обшиты торцы перегородок, разделяющих кухню и столовую, что сделало интерьер еще более блестящим и необычным. Лакированные фасады кухни, черное стекло, зеркала и полированный камень на полу — все поверхности отражают предметы и расширяют пространство. Свет от множества ламп, люстр, встроенных светильников бесконечно бликует и наполняет парадную зону торжественным сиянием.
В интерьере холла, бильярдной, тренажерного зала и бассейна использован еще один излюбленный прием дизайнеров. Свои интерьеры они часто украшают копиями известных живописных полотен, напечатанных на баннерах. Такой фон помогает заполнить большие поверхности и подчеркнуть монументальность образов. В данном случае авторы проекта прибегли к рисункам Леонардо да Винчи, создающим интересную перекличку эпох и продолжающим классическую тему в ином измерении. А для гостиной второго этажа выбрали батальную сцену античных времен, украсившую фартук мини-кухни.
Китайские иллюзии
Девяносто процентов обстановки и отделки дома приобрели в Китае. И этот опыт авторы проекта вспоминают с двойственным ощущением. В Поднебесной производится огромное количество предметов интерьера, и этот факт породил иллюзию, что купить там можно абсолютно все. Именно с таким настроем архитекторы поехали выбирать вещи для проекта… и столкнулись с рядом трудностей.
«Самым неприятным сюрпризом для нас стало открытие: классику, которую выбрал клиент, купить в Китае практически невозможно, — поделилась Наталия Сморгонская. — Весь ассортимент можно разделить на три категории: мебель и аксессуары в национальном стиле, копии современных дизайнерских вещей и предметы, которые отталкиваются от классики, но перенасыщены декором, зачастую пошлым и грубым: стразами, хрустальными подвесками и прочим». В огромных мебельных комплексах дизайнерам пришлось по крупицам собирать то, что соответствовало проекту. По мнению авторов проекта, неопытному клиенту легко растеряться среди обилия товаров: «Мы видели людей, которые приехали без дизайнеров, только с проектами интерьеров. Этот путь не приводит к хорошему результату, ведь сориентироваться в китайских центрах непросто даже специалисту. Случаются и обманы: например, вместо заявленного камня приходит ламинированная «картонная» столешница».
Как бы то ни было, вся обстановка, за исключением лестницы, заказанной на местной фабрике, была приобретена в очень короткий срок: всего за девять дней. А спустя немного времени дом был готов к заселению. Заказчики остались довольны — они получили дом, о котором давно мечтали: уютный, красивый, с индивидуальностью.
Об авторах проекта: Архитектор Анна Беляевская и дизайнер Наталия Сморгонская сотрудничают уже 20 лет, среди их работ – загородные дома, интерьеры квартир, ресторанов и других общественных помещений. Получив высшее образование (Анна Беляевская закончила СПбГАСУ, Наталия Сморгонская – СПбГТУ), молодые специалисты основали в 1997 году дизайн-студию «Арт-Стиль». «Большинство клиентов приходят к нам по рекомендации знакомых, поэтому хорошо понимают, что получат в результате работы – всегда необычный интерьер, соответствующий модным тенденциям и индивидуальным потребностям хозяев». |
Проект: Анна Беляевская, Наталия Сморгонская (студия дизайна «Арт-Стиль»)
Фото: Андрей Белимов-Гущин