— На каких принципах основана деятельность вашей компании? В чем ее преимущества перед конкурентами?
— Компания «Мера» вышла на рынок с началом развития предпринимательства и формирования загородного стиля жизни в стране. Направление загородного строительства быстро развивалось, и в какой-то момент мы столкнулись с нехваткой рынка проектов. Стала очевидна необходимость собственной проектной студии. Многие сталкиваются с тем, что загородный участок — это неровная заросшая площадка со сложным подъездом. Опытные проектировщики, строители могут порекомендовать, какой дом лучше поставить, в каком месте, нужен ли цокольный этаж и т. д. Они могут также предварительно оценить стоимость строительства, которая немало зависит от рельефа участка. Мы сталкивались с тем, что, клиент, сэкономив при покупке участке 500 тыс. руб., за счет перепада на точке строительства более 5 м переплачивал за фундамент более 3 млн рублей.
Клиенты по достоинству оценили наше качество проектирования и подход к строительству. Получив в пользование дом, который привлекателен снаружи и обеспечивает необходимый комфорт внутри, многие наши клиенты до сих пор выражают благодарность и готовы показать свои дома новым потенциальным заказчикам. Для нас это и повод для гордости, и существенное конкурентное преимущество. Ведь многие на загородном рынке пытаются оказать промежуточную услугу и, как следствие, не имеют возможности предъявить готовые объекты.
— Как вы оцениваете нынешнюю рыночную ситуацию?
— Строительство дома — довольно непростое решение, в том числе затратное. Средний класс сегодня либо отказывается от строительства, либо снижает планку требований к функционалу и архитектурным решениям готового объекта. Чаще всего востребованы дома до 200 кв. м, в редких фирмах – от 300 кв. метров.
Тем не менее в нашем портфеле заказов довольно большой объем и проектируемых, и строящихся объектов. Причем заказчикам сегодня требуются более просторные, чем несколько лет назад, дома. Те, кто может себе позволить за счет дополнительных скидок и каких-то решений бóльший дом, как правило, решаются на это. Так, сейчас у нас в работе несколько домов площадью более 700 кв. м, заканчиваем объекты по 400–500 кв. м. Постоянно в работе наиболее востребованный формат — дома примерно по 300 кв. м. Из клееного бруса собираем дома от 120 кв. метров.
— Какое преимущество загородного формата жизни вы считаете самым важным?
— Помимо того, что у заказчика будет личное пространство, личная территория, он получит все необходимые помещения с неограниченной возможностью их организации при строительстве дома. Двусветное пространство, камин в центре гостиной, выход из гостиной сразу в большой бассейн или встроенный в дом гараж — возможно все, и это как раз устраивает людей, у которых уже есть свое видение обустройства жизни, обеспечения комфорта и безопасности близких.
— Наверняка в вашей практике клиенты предлагают откровенно нерациональные или даже небезопасные решения. Вы исполняете их желания или переубеждаете?
— Мы никогда не отступаем от принципа надежности. Если же безопасность соблюдена, мы только приветствуем новые архитектурные решения — работу с пространством, окнами, кровлями. Ведь они создают необычный объект, который и нам будет выгодно демонстрировать как результат.
— Проекты индивидуального строительства не должны проходить экспертизу. Настаивают ли ваши заказчики на получении экспертного заключения по проекту? Предлагаете ли вы им это?
— Некоторые проекты проходили экспертизу. Бывает, что помимо этого клиент привлекает независимых специалистов для осуществления технического надзора. Мы подобное только приветствуем, поскольку можем на профессиональном языке обсуждать вопросы со специалистами, которым доверяет наш клиент. Но часто заказчик, видя в нашей компании ответственное отношение к проекту уже на первом этапе, полностью доверяет нам процесс строительства. Наша компания осуществляет и авторский, и технический надзор.
— Что должно насторожить потенциального клиента при выборе проектной организации, застройщика?
— Прежде всего готовность строить по картинке или без сметы. Далее неготовность показать строящиеся или уже завершенные объекты. Кроме того, любая уважающая себя строительная компания должна проанализировать участок, грунт, проект, подготовить расчет, предоставить скидку и затем выйти на стройплощадку в оговоренные сроки.