Проект: Ирина ОСТРОВСКАЯ
Фото: Иван СОРОКИН
За последние столетия классика пережила столько метаморфоз и переосмыслений, что встретить ее в чистом виде почти невозможно. Иногда она поет дуэтом с современными стилями, а порой, по постмодернистской традиции, оказывается героиней «игры с классикой», теряя связь между образом и содержанием. Совсем не о такой классике мечтали хозяева этого дома под Петербургом. Любым миксам они предпочитали «чистый» стиль, без инородных примесей и добавок. Ирине Островской предстояло максимально подробно воспроизвести атмосферу старинных особняков в период их появления и расцвета, а заодно наполнить дом теплом и уютом.
Когда архитектор приступила к работе над проектом, строительство дома уже началось. Поскольку строители залили фундамент, внести изменения в планировку было довольно сложно. Но Ирине Островской все же удалось подправить пропорции помещений, а также увеличить их высоту: гармоничность масштабов играет в классике не последнюю роль. Кроме того, холодный чердак превратили в мансарду и устроили там домашний кинотеатр.
За основу автор проекта взяла классицизм, добавила несколько барочных штрихов и мотивов английского стиля. Так, оставаясь в классическом русле, архитектору удалось сделать интерьер живее и разнообразнее. Главным же правилом дома стало единство образа. Известно, что в XVIII–XIX веках мебель для помещения нередко заказывали в одной мастерской, получая гарнитур с единым орнаментальным решением. Как и в пору расцвета русского классицизма, заказчики Ирины Островской отдали предпочтение именно такому принципу наполнения интерьера: для каждого помещения почти всю мебель подобрали из одной коллекции. Кроме того, увязали все детали обстановки, создав ощущение цельной композиции. Так, архитектор использовала решетчатый орнамент буфета в столовой при проектировании встроенных шкафов в холле: такая перекличка связывает помещения воедино.
Интерьер получился плотный, насыщенный и удивительно осязаемый. Массивные формы мебели и элементов убранства, а также обилие деревянных деталей создают образ солидного, респектабельного дома. Паркет, двери и корпусную мебель выбрали с отделкой из дерева и корня ореха, благородная текстура которого в сочетании с золочеными элементами добавляет обстановке основательности. Своеобразным антиподом гостиной-столовой стала кухня — более легкая и светлая за счет шкафов цвета крем-брюле, глянцевого керамогранитного пола под мрамор и элегантной столовой композиции с мозаичным столиком.
Композиционным и смысловым центром дома еще на этапе проектирования была выбрана установленная в круглом холле круговая лестница. Этот роскошный, но очень сложный элемент потребовал кропотливой работы: сначала мастера сварили металлический каркас, затем раскроили из фанеры криволинейную деревянную обшивку лестницы и примерили ее к каркасу, устранив все недочеты в замерах, а потом изготовили все детали из дуба и прикрепили их. Лестницу украшают ограждения с необычными балясинами, созданные по образцам из старинного Павловского особняка. Если приглядеться, в их нижней части можно заметить формы, напоминающие апельсины с аппетитными дольками. Завершает образ холла круглый столик с хрустальным водопадом люстры над ним.
При создании цельного интерьера особняка большое значение имеет цвет. За основу колористического решения взяты теплые оттенки — коричневые, охристые, золотистые, они есть и в многочисленных деревянных элементах, и в декоре шелковых обоев и гардин. Изначально хозяева видели свой дом только в такой, монохромной, гамме. Но архитектору удалось убедить их в необходимости расширить и обогатить палитру с помощью благородных оттенков винно-красного, вишневого, синего, которые эффектно смотрятся с золотом. А все дополнительные цветовые нюансы проявились в текстиле: портьерах, обивках, покрывалах. Если парадные помещения предстают сдержанными, то хозяйская спальня на первом этаже, а также холл и гостевые комнаты на втором радуют глаз смелыми сочными сочетаниями. Архитектор уверена, что такая обстановка никогда не надоест хозяевам и не покажется им скучной, в отличие от безликих однотонных интерьеров. И, похоже, заказчики согласны с ней: главную роль в строящемся на участке гостевом доме играет цвет.
Об авторе проекта:
Ирина Островская окончила ЛИСИ (ныне СПбГАСУ), архитектурный факультет. Около 15 лет проработала в проектном институте, а затем занялась частной архитектурной практикой. Специализируется на жилых интерьерах, работает в разных стилях, но чаще всего в классическом, который близок ей.