— Дмитрий, чтобы сегодня вывести на рынок новый коттеджный поселок, енеобходимо четкое понимание покупательских предпочтений и немалые начальные вложения.
— И еще умение работать с сетевыми организациями, грамотный выбор локации, соотнесение качества продукта с ценой продажи, открытость и прозрачность в документах, организация качественного обслуживания за адекватные деньги…
— За какие загородные объекты готов платить покупатель в 2020 году?
— За земельный участок не дальше чем в часе езды до работы, с электричеством, газом, водой и слаботочной сетью (ТВ, интернет), продаваемый по юридически прозрачной схеме. Востребованы участки 10–20 соток. Лес вокруг и деревья на участке практически обязательны, водоем может быть удален на пару километров. Большое преимущество — железнодорожное сообщение или маршрутное такси до метро.
Одним из главных критериев выбора для покупателя стало обслуживание, его цена и качество. Организовать оперативную уборку снега, чистку дорог без собственной техники управляющая компания не сможет. Держать парк тракторов, грейдеров и коммунальной техники для поселка на 200 домовладений почти никто станет, поскольку это слишком дорого. У нас 500 участков, поэтому мы можем позволить себе установить совсем небольшой платеж, всего 3 тыс. руб. в месяц с домовладения. Обслуживание поселка, наверное, ни для одной управляющей компании не является прибыльным бизнесом, за это девелопер берется, чтобы продать участки или дома. Но приобретать уборочную технику, генераторы, заботиться о лицензиях для охраны, держать дежурного инженера для срочного устранения неполадок можно или для очень большого поселка, или для нескольких соседствующих.
— ДНП «Памир» в Белоострове было вашим первым загородным поселком. И вы решились сразу замахнуться на столь масштабный проект?
— Мы вышли на рынок в 2011 году, и уже тогда понимали, что надо предложить максимально готовый для строительства домов продукт, то есть с инженерными сетями и правильно оформленными документами. А земельный массив должен быть разбит на очереди. Трудно было продать первые 100 участков, хотя на момент старта продаж первая очередь уже была обеспечена коммуникациями, включая оптоволокно.
Потом все получилось: большинство новых покупателей (всего в «Памире» больше 500 домовладений) сначала приезжали в «Белый остров» в гости к жителям нашего поселка. Покупатели видели, как все работает, знали, сколько стоит обслуживание, его качество. И тогда поселок, по большому счету стал продавать себя сам.
Последние 140 участков раскупили за два года, мы продавали по семь наделов в неделю, несмотря на колебания спроса на рынке.
Поэтому я уверен, что качественный продукт всегда находит покупателя.
О правильности нашего подхода говорит и тот факт, что на вторичном рынке сегодня некоторые участки в «Памире» выставляются по цене, в 2–2,5 раза превышающей нашу цену: за 5 млн руб. вместо 2,5 млн руб.). И продаются! Все это за счет репутации поселка, качества жизни в нем, в том числе сервисов управляющей компании. В «Белом острове» есть также успешный пример сдачи в долгосрочную аренду более 10 коттеджей с арендной платой более 200 тыс. рублей.
Желание жить за городом петербуржцам присуще в полной мере, особенно если в семье есть дети. В городе родителям надо найти время выйти с детьми, чтобы покататься с горки, надо вытащить санки с балкона. За городом весь инвентарь под рукой — на крыльце или в гараже, а сопровождение ребенку лет с пяти уже не нужно: он гуляет рядом с домом, на участке или на безопасной детской площадке. Мои дочки в любое время года много времени проводят на свежем воздухе, им очень нравиться жить за городом.
— Какие планы у компании?
— Скоро в продажу выйдет наш новый проект. У него много плюсов, в том числе выгодное расположение, коммуникации. Кроме того, играет роль опыт и репутация компании «Белый остров».
К нам обращалось немало собственников земли с предложением сотрудничества — ведь наш проект в Белоострове хорошо известен, и мы очень тщательно отбирали подходящие земельные массивы. Сотрудничать с собственником, который намерен вложиться минимально, мы не стали бы.
Мы готовы рассмотреть предложения о сотрудничестве в реализации и обслуживании коттеджных поселков, если они соответствуют нашим критериям и представлениям о качественном продукте.