В англоязычной традиции ландшафтного дизайна материалы, применяемые для создания сада, разделяют на «жесткие» (hardscape): камень, кирпич, бетон, металл, стекло, дерево, пластик — и «мягкие» (softscape) — живые, то есть растения. В результате их сочетания и возникает сад. Такое разделение упрощает проектирование, строительство и объяснения с заказчиком. В современном ландшафтном дизайне приветствуется контраст геометрических очертаний мощения, современных форм беседок и пергол с мягкими и природными формами посадок. Стилистика сада задается домом, но сейчас редко встречаются дома в осовремененных исторических стилях, как правило, историзм в них присутствует лишь как намек и в сильно упрощенном виде. Это позволяет создавать вокруг таких домов природные или регулярные современные сады любого стиля, соответствующие сегодняшнему образу жизни.
Если с искусственными сооружениями: мощением дорожек и площадок, беседками и перголами — чаще всего не возникает стилистических вопросов (хотя и их можно установить неудачно), то основной стилистический ляп в садовом дизайне — это попытки имитации природных ландшафтов, которые при перенесении в другой регион редко бывают по-настоящему удачными.
Классическая альпийская горка возникла не как декоративный элемент, а как имитация природного выхода камней, на которой будут комфортно чувствовать себя растения, растущие в природе в таких условиях. В садах она иногда превращается в «булочку с изюмом» (холм с небольшими гранитными валунами), «собачью могилку» (обычный холм с посадками) и прочие анекдотические элементы ландшафтного дизайна. Сегодня хороший каменистый садик (альпинарий или рокарий) выглядит иначе. Его размещают сообразно общему дизайнерскому проекту сада, и он не должен смотреться нарочито естественным. Это прекрасно продемонстрировано в ботаническом саду в Брно: там коллекция горных растений размещена в рокарии, где бетонные плиты соседствуют с камнем.
В частном саду для альпийских растений лучше сделать чешскую скалку. Устраивать бесформенное нагромождение камней просто из любви к этому материалу, надеясь создать ощущение гор, не стоит. Пусть это будет элемент, похожий на природный, но в рукотворном обрамлении. Даже отдельно стоящие крупные глыбы нужно располагать так, чтобы в этом прослеживалась логика. Их расстановка — целое искусство, которое пришло в Европу из Японии, это адаптация японского сада камней к нашим эстетически представлениям.
Что же делать, если хочется видеть в саду природные элементы из камня? Во-первых, важно выбрать породу, которая распространена вокруг. В Ленинградской области почти повсюду встречается гранит, а на Ижорской возвышенности — известняк. Но можно выбрать и песчаник, и доломит, и сланец, главное, чтобы порода повторялась где-то еще на участке — в мощении или отделке дома. Не стоит смешивать разные породы — это всегда смотрится странно, поскольку в природе в одной местности редко можно видеть больше двух разных пород. Можно комбинировать природные камни с цементной плиткой, клинкером и подобными имитациями, но не надо сочетать гранитные валуны со стенкой из песчаника, потому что в природе такие пары невероятны. Это допустимо, только если предполагается игра материалами, дизайнерский ход.
Лучше всего вызывать у зрителя иллюзию естественности, то есть не пытаться досконально повторить какой-то природный ландшафт, а художественными и растительными средствами создать это ощущение. Именно так «зацепил» публику Пит Удольф, формируя цветники, напоминающие буйство лугов и прерий. Такой же эффект создает и контраст растений, надвигающихся на мощение. Природа словно побеждает рукотворные элементы, и это вызывает эмоциональный отклик. Поэтому не стоит экономить на ширине дорожек — лучше часть дорожек выложить плиткой или камнем, а основные подходы расширить, чтобы растения выходили на них и смягчали четкий край мощения. Можно применять и отсыпки из камня, в частности как средство борьбы с сорняками, но не стоит выбирать для этого белый мрамор. Причем если с гравия придется убирать растительный опад, то на земле или мульче из коры с этим проще.
Как выглядит современное прочтение водопада, фонтана, пруда, ручья — тех водных забав, которые обычно украшают сад? Водопад — это ламинарная (плоская) струя, выходящая из современного сооружения из металла (сегодня в моде нержавеющая сталь и кортен), стекла, камня. Такой водопад можно устроить и на маленьком участке, и даже в саду на крыше. Фонтан может быть «сухим», то есть вода не бьет струей, а сочится по камню или бетону и уходит в гальку. Пруд — геометрической формы, прямоугольной или круглой, главное — четкие границы. Прямоугольник вытянут в направлении, по которому нужно увести взгляд наблюдателя. Наиболее эффектно в сегодняшнем саду смотрится ручей шириной больше метра с четко очерченным геометрическим краем. Такие водоемы работают как зеркало, отражая деревья или небо. Не будет слышно журчания воды, кваканья лягушек, но зато появится водяная гладь.
Осторожнее нужно быть и с переносом решений из парков в маленький сад. Одинаково нелепо на небольшом участке смотрятся и барочный регулярный сад, которому просто не хватит места, так что главная аллея неизбежно будет утыкаться в забор, и горка с водопадом в попытке закрыть этот забор. Где в наших ландшафтах горы и водопады, какой Версаль, кроме пародийного, может разместиться пусть и на 50 сотках?
Если уж так хочется камня и альпийской флоры, то современный рокарий на подпорной стенке будет намеком на горный ландшафт и решит функциональные задачи. А низкий стриженый бордюр из туи или кизильника вокруг розария придаст саду регулярность и поможет заслонить зимнее укрытие роз из белого агротекстиля, чтобы оно не бросалось в глаза.
Сухие ручьи, водопады из камня, галечные россыпи посреди газона, уложенного под деревьями, сегодня стали почти символом дурновкусия и неэкологичности. Ведь современный природный сад в первую очередь не о внешнем соответствии природе, а о создании более устойчивых сообществ, не требующих принудительного полива, частых обработок пестицидами, о среде обитания полезных насекомых, птиц, земноводных, о том, что планета принадлежит не только людям, но и миллиардам других существ. В этом и состоит гармония, а не в антураже.
Алеся Овчинникова, генеральный директор Fashion Family Garden
Ландшафтный дизайн — это не только искусство преображения территории вокруг дома, это искусство создания красоты и достижения единения с природой. Выбрав стиль, с помощью садового декора можно раскрыть идею.
Один из молодых и популярных стилей сегодня, это хай-тек — набор дизайнерских решений, обеспечивающих комфорт и минимум ухода за садом. Современный садовый стиль предполагает использование таких материалов, как бетон, металл, пластик, поликарбонат.
Второй по популярности стиль — природный, или экостиль. Как правило, природную картину эффектно подчеркивают искусственные водоемы, имитирующие лесные озера и речки.
Еще один стиль, который как бы подчиняет природу, создает ощущение солидности, порядка и торжественности. Основными элементами концепции считается открытое пространство, пруды и фонтаны преимущественно прямоугольной формы, ровные параллельные или перпендикулярные дорожки, фигурно подстриженные вечнозеленые кустарники. Это неизменный регулярный стиль.
Довольно сложный стиль — восточный. Если названные выше стили заказчику понятны и не требуют стилистической нагрузки, то в восточном выдержать идейную гармонию сложно: элементы мозаики, много растений, преимущественно цветущих, плодовых деревьев и кустарников. Огород с преобладанием пряностей и бахчевых. Куполообразное строение крыш и «стрельчатые» окна для беседок. Много различных мощеных поверхностей и площадок, причем с применением не только камня, но и цветной тротуарной плитки. Фонтаны, круглый бассейн и ковровые клумбы.
В ландшафтном дизайне, для того чтобы не переборщить с элементами и не переделывать потом колоссальную работу, лучше прежде детально изучить стили, которых довольно много, как и их особенностей. Как вариант — обратиться к профессионалам.