В англоязычной традиции ландшафтного дизайна материалы, применяемые для создания сада, разделяют на «жесткие» (hardscape) — камень, кирпич, бетон, металл, стекло, дерево, пластик — и «мягкие» (softscape) — живые, то есть растения. В результате их сочетания и возникает сад. Такое разделение изрядно упрощает проектирование, строительство и объяснения с заказчиком. В современном ландшафтном дизайне приветствуется контраст геометрических очертаний мощения, современных форм беседок и пергол с мягкими и природными формами посадок. Стилистика сада задается домом, но сейчас редко встречаются дома в осовремененных исторических стилях, как правило, историзм в них присутствует лишь как намек и в сильно упрощенном виде. Это позволяет создавать вокруг таких домов природные или регулярные современные сады любого стиля, соответствующие сегодняшнему образу жизни.
Если с искусственными сооружениями — мощением дорожек и площадок, беседками и перголами чаще всего не возникает стилистических вопросов (хотя и их можно установить неудачно), то основной стилистический ляп в садовом дизайне — это попытки имитации природных ландшафтов, которые при перенесении в другой регион редко бывают по-настоящему удачными.
Горки, скалки и «булочки с изюмом»
Классическая альпийская горка возникла не как декоративный элемент, а как имитация природного выхода камней, на которой будут комфортно чувствовать себя растения, растущие в природе в таких условиях. В садах она иногда превращается в «булочку с изюмом» (холм с небольшими гранитными валунами), «собачью могилку» (обычный холм с посадками) и прочие анекдотические элементы ландшафтного дизайна. Сегодня хороший каменистый садик (альпинарий или рокарий) выглядит иначе. Его размещают сообразно общему дизайнерскому проекту сада, а его вид не должен быть нарочито естественным. Это прекрасно продемонстрировано в ботаническом саду в Брно: там коллекция горных растений размещена в рокарии, где бетонные плиты соседствуют с камнем.
В частном саду для альпийских растений лучше сделать чешскую скалку. Устраивать бесформенное нагромождение камней просто из любви к этому материалу, надеясь создать ощущение гор, не стоит. Пусть это будет элемент, похожий на природный, но в рукотворном обрамлении. Даже отдельно стоящие крупные глыбы должны располагаться так, чтобы в этом прослеживалась логика. Их расстановка — целое искусство, которое пришло в Европу из Японии, это адаптация японского сада камней к нашим эстетически представлениям.
Что же делать, если хочется видеть в саду природные элементы из камня? Во-первых, важно выбрать породу, которая распространена вокруг. В Ленинградской области почти повсюду встречается гранит, а на Ижорской возвышенности —
известняк. Но можно выбрать и песчаник, и доломит, и сланец, главное, чтобы порода повторялась где-то еще на участке — в мощении или отделке дома. Не стоит смешивать разные породы — это всегда смотрится странно, поскольку в природе в одной местности редко можно видеть больше двух разных пород. Можно комбинировать природные камни с цементной плиткой, клинкером и подобными имитациями, но не надо сочетать гранитные валуны со стенкой из песчаника, потому что в природе такие пары невероятны. Это допустимо, только если предполагается игра материалами, дизайнерский ход.
Назад, к природе
Лучше всего вызывать у зрителя иллюзию естественности, то есть не пытаться досконально повторить какой-то природный ландшафт, а художественными и растительными средствами создать это ощущение. Именно так «зацепил» публику Пит Удольф, формируя цветники, напоминающие буйство лугов и прерий. Такой же эффект создает и контраст растений, надвигающихся на мощение. Природа словно побеждает рукотворные элементы, и это вызывает эмоциональный отклик. Поэтому не стоит экономить на ширине дорожек — лучше часть дорожек выложить не плиткой или камнем, а основные подходы расширить, чтобы растения выходили на них и смягчали четкий край мощения. Можно применять и отсыпки из камня, в частности как средство борьбы с сорняками, но не стоит выбирать для этого белый мрамор. Причем если с гравия придется убирать растительный опад, то на земле или мульче из коры с этим проще.
Под шум струящейся воды…
Как выглядит современное прочтение водопада, фонтана, пруда, ручья, тех водных забав, которые обычно украшают сад? Водопад — это ламинарная (плоская) струя, выходящая из современного сооружения из металла (сегодня в моде нержавеющая сталь и кортен), стекла, камня. Такой водопад можно устроить и на маленьком участке, и даже в саду на крыше. Фонтан может быть «сухим», то есть вода не бьет струей, а сочится по камню или бетону и уходит в гальку. Пруд — геометрической формы, прямоугольной или круглой, главное — четкие границы. Прямоугольник вытянут в направлении, по которому нужно увести взгляд наблюдателя. Наиболее эффектно в сегодняшнем саду смотрится ручей шириной больше метра с четко очерченным геометрическим краем. Такие водоемы работают как зеркало, отражая деревья или небо. Не будет слышно журчания воды, кваканья лягушек, но зато будет притягивающая взгляд водяная гладь.
Осторожнее нужно быть и с переносом решений из больших парков в маленький сад. Одинаково нелепо на небольшом участке смотрится и барочный регулярный сад, которому просто не хватит места, так что главная аллея неизбежно будет утыкаться в забор, и горка с водопадом в попытке закрыть этот забор.
Если уж так хочется камня и альпийской флоры, то современный рокарий на подпорной стенке будет намеком на горный ландшафт и решит функциональные задачи.
А низкий стриженый бордюр из туи или кизильника вокруг розария придаст небольшому саду регулярность и поможет заслонить зимнее укрытие роз из агротекстиля, чтобы оно не бросалось в глаза.
Современный природный сад в первую очередь не о внешнем соответствии природе, а о создании более устойчивых сообществ, не требующих принудительного полива, частых обработок пестицидами, о среде обитания полезных насекомых, птиц, земноводных, о том, что планета принадлежит не только людям, но и миллиардам других существ. В этом и состоит гармония, а не в антураже.
Ксения Ковшова,
ведущий ландшафтный архитектор,
проектное бюро «ПРИНЦИП NOVO»
Действительно, в новом мире нельзя обойтись без использования искусственных материалов, однако это не означает, что таким образом мы «убиваем природу». В современных реалиях все больше востребованы долговечность и практичность, которую можно обеспечить внедрением экологичных строительных материалов.
Баланса живых и неживых элементов можно достичь с помощью грамотно спроектированного сада, который принесет гармонию и уют на ваш участок. Растения, если им обеспечить должный уход, тоже становятся долговечным материалом, создающим высокодекоративный эффект, оказывающим антистрессовое действие и влияющим на самочувствие и здоровье человека.
Ландшафтная архитектура тесно связана с архитектурой зданий и сооружений и чаще всего перекликается с ней в стилистических решениях. Однако это не означает, что дизайн ландшафта будет подчинен исключительно архитектурному облику. При создании сада также важно учитывать, с какой целью его проектируют, кто этим садом будет пользоваться и какой характер у его владельца.
Стилистика зеленых насаждений может иметь как привычные природные очертания, так и выходить за рамки общепринятого вида. Выбор будет зависеть от образа создаваемого сада, а также доминирующего архитектурного облика. В зависимости от этого мы можем использовать различные бионические формы или, наоборот, геометрические, стриженые. С помощью формировочной обрезки удается добиться невероятных очертаний, которые можно сравнить с произведениями искусства. Правильно подобранный стиль выгодно подчеркнет гармоничность всего ансамбля.