Номинации остались прежними: «Загородный дом», «Общественное сооружение», «Малый объект», «Арт-объект» и «Дизайн городской среды».
Больше всего заявок собрала номинация «Арт-объект» - и это, пожалуй, самая характерная тенденция последних лет. Вслед за «Архстоянием» и «Городами», загородные архитектурные фестивали стали проходить по всей стране: под Иркутском («БУХ-АРТ») и Новосибирском («Ёлки-палки»), Нижним Новгородом («Деревянный ветер») и Воронежем («Архидром»). Интересно, что последний - «Архидром» - ориентирован на гуманизацию деревянными объектами городской среды, но в качестве тренировки прошел за городом. Молодые же вологодские архитекторы рискнули взяться за преображение своего города без «разминки» и триумфально справились с этим в рамках фестиваля «Дни архитектуры» (проект «Активация»). Два их объекта – «Красный пляж» и «Треугольный сад» - стали фаворитами экспертов, заняв законное место в номинации «Дизайн городской среды». Особенно отрадно то, что молодые архитекторы таким образом завоевывают себе право работать в городе – пусть и в рамках «временных сооружений», эффект от которых порой куда больше, чем от «вечных».
Мощную конкуренцию составят им работы от аса современной архитектуры – Асса Евгения, который начал радикальное обновление московского парка «Музеон». Интересно, что «радикальность» двух его сооружений именно в их «максимальной минимальности»: и «Променад», и «Терраса» не бросаются в глаза, а, наоборот, жмутся к земле, создавая эффект «незаметного присутствия». «Музеон» обогатился в этом сезоне и целой серией «Микродомов» (фестиваль «Города» впервые проходит на территории мегаполиса), но поскольку эти объекты не были окончательно завершены к 31 марта (крайний срок подачи заявки на премию), то Экспертный совет решил всё же снять уже заявленные объекты с дистанции, отложив их рассмотрение на будущий год.
В результате этой вынужденной меры одна из самых ожидавшихся интриг года не состоялась: в конкуренции двух московских парков абсолютным победителем вышел Парк культуры, от которого в шорт-лист премии попало восемь объектов! И это отнюдь не только работы бюро WOWHAUS (первопроходца «летней» архитектуры), но и объекты молодых мастерских FAS(t), FORM и SHAR. Один из них – книжный киоск ЦСК «Гараж» - обозначил еще одну новую тенденцию: книги выходят в город, в парки и сады, в чем им помогают деревянные сооружения. Это подтверждает и успех «Гоголь-модулей» - книжных павильонов бюро RueTemple, получивших прописку не только в Парке культуры, но и в «Музеоне», и в Саду им. Баумана.
В шорт-лист премии вышло сразу несколько сооружений для детей, что означает рост не только их количества, но и качества. Это и детский клуб в Перовском парке (бюро «Практика»), и детская комната Александра Кудимова и Дарьи Бутахиной (сделанная по заказу телепередачи «Дачный ответ»), и «Домик на дереве» от «АИ-студии». Домов на дереве в шорт-листе оказалось сразу два: второй сооружен по проекту главного российского фантазера и изобретателя Алексея Козыря.
Наряду с объектами развлекательно-оздоровительного характера (в шорт-листе премии – четыре кафе, две скамейки, пергола, карусель, бассейн, теннисный клуб), здесь присутствуют объекты культурно-просветительской функции – и знаменательно, что растет их масштаб: заметными сооружениями в городе стали лекционный павильон «Школа» и выставочный зал ЦСК «Гараж». Не менее уникальным представляется и большое общественное пространство, которое на территории ARTPLAY соорудили архитекторы бюро «Мегабудка». Впервые в шорт-лист прорвался и такой неожиданный, но важный элемент городской цивилизации как общественный туалет. И это, пожалуй, самый красивый туалет в Москве.
В номинации «Загородным дом» в этом году безраздельно торжествует Николай Белоусов, главный мастер отечественного рубленого домостроения: в шорт-листе сразу три его объекта. Состязаться с ним будут Григорий Дайнов (неожиданно минималистский дом в Ярославской области) и постоянный номинант премии Петр Костелов – на этот раз с двумя камерными объектами, один из которых, впрочем, обошел уже многие архитектурные журналы не только России, но и мира. А вот жанр реконструкции, который был широко представлен в лонг-листе премии, к сожалению, в финал не попал – хотя это чрезвычайно актуальное сегодня поле приложения творческих сил.
Среди других громких имен в шорт-листе премии – Александр Бродский (навес в Парке культуры), Тотан Кузембаев («Дом у десятой лунки» в подмосковном «Пирогово»), Александр Константинов (арт-интерьер в Люксембурге), Борис Бернаскони («Арка» в Никола-Ленивце), Александр Цимайло и Николай Ляшенко (лодочная станция в Парке культуры). Приятно, что подтверждают статус ньюсмейкеров нестоличные архитекторы, становившиеся лауреатами премии в прежние годы – Станислав Горшунов (бар в Нижнем Новгороде) и Игорь Паличев (кафе в Уфе).
в составе жюри премии АРХИWOOD не входят архитекторы, чьи работы представлены в шорт-листе, а также люди, использующие деревянные сооружения. В жюри 2013 года приглашены фигуристы Мария Петрова и Алексей Тихонов, которые сейчас строят собственный дом в подмосковной Истринской долине.