Думаю, никто не станет спорить с тем, что позволить себе «доступное» жилье за пять миллионов рублей могут далеко не все. Именно такие суммы были озвучены в качестве цен на эконом-варианты загородного жилья. «Верхам» так называемое доступное жилье неинтересно в принципе – они могут купить себе дом за совершенно иные деньги. К сожалению, чиновникам пока тоже интереснее учреждать различные ассоциации и вести разговоры о том, как должно выглядеть и сколько стоить доступное жилье. В целом на мероприятии я так и не услышал, как малоэтажное строительство способно решить жилищный вопрос, а также – как оно сумеет стать подлинной альтернативой жилью в городе.
Самое честное выступление, на мой взгляд, было у представителей компании «ПулЭкспресс». На основании их данных, подтвержденной практикой, можно смело сделать вывод, что у нас пока нет целевой аудитории «малоэтажки» эконом-класса – покупать ее некому. Вместо этого есть три типа клиентов – очень обеспеченные граждане, немногочисленные представители среднего класса, которые накопили на минимальный дачный домик с участком, и те, кто успел купить землю для будущего строительства или перепродажи. Кстати, именно ленд-девелопмент на территории Ленобласти стал для многих способом вложить свободные деньги.
Как было заявлено на мероприятии, сейчас на загородном вторичном рынке количество предложений составляет около 6-6,5 тысяч объектов. Половина из этого – в организованной застройке, еще четверть – земельные участки. Ситуация подтверждает мое предположение о том, что увеличение доли коттеджных поселков на рынке приведет к удорожанию загородной недвижимости, в том числе, и на вторичном рынке, а значит, снизится его доступность для широких слоев населения.
Стабилизировать ситуацию, по моему мнению, которое совпадает с мнением участников рынка, может подготовка инженерных территорий за бюджетный счет. А вот увеличить спрос поможет повышение качества дорог и строительство социальной инфраструктуры в области. По мнению участников круглого стола, властные структуры должны делать это либо самостоятельно, либо совместно с бизнес-сообществом. Пока что загородный рынок коттеджных поселков – это рынок «дорогого удовольствия». Но будем надеться, что количество «народа», способного купить загородное жилье, со временем будет расти.
Владимир Безродный, генеральный директор «Мульти Хаус»