Как известно, КАД строится на основании соответствующего постановления правительства РФ. В этом документе говорится, что полный ввод магистрали в эксплуатацию состоится в 2012 году. На сегодняшний день построено Восточное полукольцо КАД. Введена в эксплуатацию часть Восточного Полукольца, протяженностью 66 километров. Она соединяет станцию Горскую с поселком Шушары (название это постоянно на слуху в связи с масштабным строительством автозаводов в этом районе). Этот проект настолько актуален для города, что даже не слишком отдаленные заявленные сроки окончания работ представляются слишком долгими. Борис Мурашов, генеральный директор ГУ ДСТО «Санкт-Петербург» в одном из своих интервью сказал: «Даже трудно представить себе, что еще 5 лет по КАД нельзя будет проехать. Поэтому в настоящее время мы ищем пути сокращения сроков строительства. Определить новые даты ввода в эксплуатацию отдельных участков КАД и этой федеральной магистрали в целом - стратегически важная задача».
Что произошло после запуска Восточного полукольца
«Прежде всего, это повышение инвестиционной активности во всех секторах, и в том числе в части складской недвижимости. На рынок вышла масса инвесторов, готовых вкладывать в складские терминалы», - рассказал Кирил Малышев. – «Второе следствие - серьезные подвижки в сегменте ритейла. Это ускорение строительства гипермаркетов, которые находятся на пересечении крупных магистралей: "Икея" на Мурманском шоссе, «Мега», «Максидом». Третье - это строительство самих складских терминалов. Один из ярких примеров - терминал МЛП, располагающийся в Уткиной заводи рядом с вантовым мостом. Это объект масштабом 200 000 квадратных метров, можно сказать, первый и яркий проект на рынке. Произошло это прямо перед открытием КАД. Четвертое следствие - строительство крупных производств. Заводы Toyota, Nissan, General Motors, конечно, построились в непосредственной близости от магистрали КАД. Еще одно важное следствие - выход известных логистических операторов на петербургский рынок. Они уже начали арендовать складские площади и включаются в работу.
Ближайшее будущее инфраструктуры вокруг КАД
Номинально заявлено 224 тыс. м. складских площадей в зоне КАД, но сейчас только 76 из них сдаются в аренду конечному пользователю. Из них терминалов класса А практически нет и перестроены они не будут. Что же будет дальше? Естественно все ожидают продолжения кольцевой автодороги - от поселка Шушары до Таллинского шоссе (это запланировано 2008). И конечно, важной вехой будет закрытие всей кольцевой автодороги. вплоть до Кронштадта. Количество складских терминалов запроектировано в объеме 3 млн квадратных метров, из них сейчас 1 млн строится, они на этапе фуднамента, земли. Все они будут реализованы и все они концентрируются в районе Шушар.
Максим Мельников, старший консультант отдела индустриальной и складской недвижимости в Knight Frank заметил в своем выступлении на форуме, что 25-30% всех складских терминалов в Москве расположены на пересечении МКАД и Ленинградского шоссе. У нас ожидается зеркальная ситуация: через КАД будет проходить до 25% всех грузов, идущих в Европу через Москву и Петербург.
Динамика прироста складских площадей вперчатляет: уже сейчас видно, какой рывок в этом направлении будет сделан за 2007-2010 год. Возможно, тут мы увидим ситуацию, схожую с бизнес-центрами: не все из них будут достроены, не все войдут в строй. На практике это скорее перенос сроков, а не закрытие прокетов.
Еще одно важное следствие завершения строительства КАД, по мнению Кирилла Малышева, это более активный перевод промышленных ресурсов за пределы трассы: «Это обсуждалось еще еще до проектирования кольцевой автодороги Промышленные зоны активно формируются вдоль КАД - процесс уже запущен. Все, с кем я говорил, по крайней мере выражают желание перехать из города ближе к КАД. в пределах 5 лет. Это самые разные производства, отечественные, зарубежные - им будет намного удобнее работать там, нежели в Петербурге».
Что кроме КАД?
Кольцевая магистраль, конечно, решает массу проблем для города, но открывает и новые. Можно сказать, что это первый большой шаг в развитии транспортной инфраструктуры, однако нужны и другие шаги. В частности, необходимо строить развязки: 35 развязок уже запроектировано, 13-15 из них действуют. От них зависит, как будет развиваться вся территория вдоль КАД. Очень важно и усовершенствование связующих дорог. Очевидно, что КАД уже сейчас перегружена. Внутренняя дуговая, Центральная дуговая магистраль, Западный скоростной диаметр – все эти пути должны поддерживать КАД. До 1,7 млн квадратных метров складских площадей будет введено на участке Шушар – это огромный грузопоток. Для логистических компаний, работающих там, важно будет, например, попасть беспрепятственно с Московского шоссе на Киевское шоссе, или от Пулковского аэропорта – на Волковское шоссе. Возможности для этого должна дать не только КАД, но и весь комплекс связующих дорог. Конечно, это будет сделано поэтапно: до 2010 года запланирована первая фаза строительства развязок, до 2015 – вторая фаза, в течение которой пути должны быть значительно модернизированы и улучшены.
Тем не менее, 3-5 ближайших лет будут для города очень напряженными. Очень актуально и стротельство, модернизация объездных дорог. Продолжение трассы с Софийской улицы до поворота на Колпино, например, тоже послужит разгрузке КАД.
Развитие дорог – это развитие территорий
Увидеть перспективу, которую дает строительство кольцевой автодороги, означает и подсчитать экономические последствия этого процесса. Они уже налицо. Кирилл Малышев привел такие цифры: в 2005 году земля вокруг КАД продавалась по 20-35 долларов за квадратный метр, в 2006 она уже стоила 60-90 долларов, а в 2007 уже никого не удивляют и 200 долларов за квадратный метр. Специалист из Colliers International отметил и увеличение объема строительства, и масштабный рост грузооборота в Северо-Западном регионе благодаря этой трассе. По его словам, «КАД сегодня как подросток – преподносит ежедневные сюрпризы, демонстрирует новые тенденции развития. И работа над этим проектом обещает быть очень интересной".