Почему русским свойственно идеализировать "заграницы"? Ответ на этот вопрос лежит на поверхности.
Наше дачное хозяйство уже готово к зиме. Бочки для полива перекочевали в сарай, а мотоблок с косилкой - в предбанник. Именно поэтому жена предложила отметить первую сентябрьскую субботу не в родном садоводстве, и не в городе (от которого за рабочую неделю мы все изрядно устали) а где-нибудь в двух-трех часах езды от Питера. Я выставил условие: ехать непременно на автобусе, потому что, вместо того, чтобы напряженно всматриваться в дорожное полотно, хочется отдыхать от руля, разглядывая пейзажи за окном.
Однодневные экскурсии по монастырям Тихвина и Старой Ладоги, а также развалинам усадеб южных пригородов мы уже почти наизусть знаем с прошлой осени. Здесь все зависит от того, кто ведет экскурсию, к тому же, записываться на такие познавательные поездки в начале учебного года приходится сильно загодя. Поэтому такой вариант уикенда отпал.
Вариант второй - поехать в Великий Новгород, который вот-вот отметит 1150-летний юбилей. Четыре часа трястись в нелепом рейсовом автобусе марки "Волжанин", затем - экскурсия по Новгородскому Кремлю, заложенному еще Ярославом Мудрым (скорее всего, под проливным дождем), обед в ресторане "Детинец" (если удастся попасть), и - пулей на обратный автобус. Вариант третий (который из-за минимальных хлопот и был выбран) - поездка в Финляндию на автобусе. Первая остановка - рыбный магазин, где туристы покупают красную икру, потом - аквапарк (спа-отель) "Иматран Кюльпюля". Последняя достопримечательность - супермаркет, точнее, средних размеров ангар, откуда довольные питерские домохозяйки выносят целые букеты голубых и розовых швабр, коробки стирального порошка, чая и растворимого кофе. Гид экскурсионной группы покажет единственную достопримечательность Иматры - памятник самоубийцам, прочитает справку о том, что это промышленный городок, возникший в 40-е годы двадцатого векаь... Это далеко не Великий Новгород, и смотреть здесь, в общем, особо нечего. Но для питерских туристок (в такие поездки отправляются в основном взрослые дамы) культурная программа - не самоцель. Удел финской Карелии - аквапарк, шопинг и туризм с целью проставить штампик рядом с шенгенской визой.
Сравним два варианта. В Иматру (210 км с пограничным переходом) - ездят мягкие автобусы "Вольво", цена поездки туда и обратно - 700 руб. к тому же, с чаем, кофе и гидом, который твердо знает, где какие скидки и распродажи. Билет в аквапарк стоит 15 евро (летом, до подорожания, 11 евро).
В Новгород (180 км по Московской трассе) едет рейсовый автобус "Волжанин" - 300 руб. в один конец. В самом Новгороде - несколько не слишком дешевых и не самых качественных гостиниц и заведений общепита. В общем и целом, цена та же. Но вот с комфортом будет похуже, то есть, соотношение "цена-качество" явно не в пользу старинного русского города. Мелочь? Отнюдь нет.
Трехдневный морской круиз по трем европейским столицам (Таллинн - Стокгольм - Хельсинки) с выездом из Питера обойдется в 140 евро (6500 руб.) на человека. Ту же сумму придется выложить за однодневную (!!!) поездку на Валаам, или автобусный тур "Тверь - Торжок - Старица" (есть аналогичный по цене и времени вариант: "Вологда - Ферапонтов - Кириллов"), хотя, надо отдать должное, что в последнем случае у вас будут великолепные экскурсоводы с историческим или педагогическим образованием и отличные авторские экскурсии. Хотите поехать по древним городам российского Золотого кольца из Петербурга? Не проблема. Добавьте к стоимости тура (5000-6000 руб.) цену билета до Москвы и обратно.
Продолжим сравнение. Круиз по Волге (Москва - Астрахань - Москва) в октябре (то есть, уже по окончании "высокого" сезона) обойдется в 45000-60000 руб./чел. За эти деньги можно два раза съездить в отпуск в Египет, либо приобрести три (а если повезет, то и четыре) "горящие" путевки в Тунис или Турцию (четыре звезды и трехразовое питание).
Думаю, что комментарии излишни. Для того чтобы проводить отпуска и выходные на Родине недостаточно быть просто патриотом, готовым мириться с ухабами на дорогах и тараканами в гостиницах. Просто поехать за границу - радикально дешевле, чем с пользой для души и глаза посетить родной Торжок, Псков, Новгород, Суздаль... Иначе как идеологической диверсией, призванной заставить российского гражданина отвернуться от Родины, такое положение вещей назвать трудно. Хотя, скорее всего, дело не здесь вовсе не в происках врагов, а в банальной бесхозяйственности местного бизнеса и недальновидности властей.
К слову, в российских регионах есть, на что посмотреть. В провинциальных музеях и заповедниках гидами и экскурсоводами подрабатывают профессора и академики. В Новгороде, если знать места, можно приобрести свежую рыбу, натуральные молочные продукты и экологически чистые овощи (и все это - ничуть не хуже, чем в Финляндии, только значительно дешевле). А пьяные на улицах старинного русского города встречаются не чаще, чем, к примеру, в Риге.
Вот только дороги у нас никуда не годятся. Просто беда какая-то - с дорогами!
#2753#Филипп Урбан#, гл. редактор журнала "Загородное обозрение" (urban@zagorod.spb.ru)