Яндекс.Метрика
Загородное обозрение

СалонПоиск загородной недвижимости

Открыть журнал

Тысяча и один сад

Стили / 01.06.2005

Редакция проекта «Загородное Обозрение»

197022, Санкт-Петербург, Большой пр. П.С., 83

zagorod.spb.ru
[email protected]

Телефон/WhatsApp:

Авторские права

ЗО Загородное обозрение
Садовое искусство, как и любое другое, подвержено веяниям моды. Круглогодично в мире проходит несколько десятков разнообразных выставок – Международный фестиваль садов во Франции, «Chelsea Flowers Show» (Великобритания), «Floriade» (Амстердам), «IBERFLORA» (Испания), выставки в Боскоопе (Голландия), Генте (Бельгия), Падуе (Италия), Эссене (Германия). Флористика, цветоводство, цветочное декорирование, садоводство, ландшафтный дизайн, растениеводство… И это не считая множества авторских садов, парков и питомников, которые тоже представляют свои программы. Именно на выставках создается садовая мода.

Мода, которую диктуют главные мировые выставки, распространяется на проектирование садов и даже на отдельные виды растений – все то, о чем будут писать журналы в следующем году, можно внимательно рассмотреть в выставочных экспозициях. Успех дизайнерским фантазиям, представленным на выставках, придает способность увязать прекрасное с полезным, внести необычный элемент в обыденное. Выделить лучшие композиции, сочетающие оба эти аспекта, помогают конкурсы ландшафтных дизайнеров, которые обязательно проходят на каждом крупном мероприятии. Кроме того, конкурсы и показы – это отличная возможность не только получить «пятерку» у жюри, но и обменяться опытом и новой информацией.

Как у них

В среде российских профессионалов и любителей, интересующихся модными направлениями ландшафтного дизайна, наиболее широко известна одна из самых крупных выставок в Европе, проходящая в Челси (Лондон). Ее уникальность и престижность не нуждаются в пояснениях. Достаточно сказать, что в последнем шоу участвовали компании, которые выставляются в Челси с 1913 года. Выставка уже много лет считается законодателем вкусов – своего рода и haute сouture, и pret-a-porte садовой моды. Одной из достопримечательностей выставки является Цветочное шоу – конкурс ландшафтных дизайнеров. На суд уважаемого жюри представляются дизайнерские сады – большие и малые, совсем крохотные палисадники и даже просто фрагменты ландшафтного дизайна, которые отражают современные тенденции – от японского минимализма до современных «диких» садов. При всем своем огромном авторитете Королевское садоводческое общество, куратор мероприятия, никогда не задает строго тему очередной выставки. Фантазия садоводов и дизайнеров не скована рамками жестких требований. Дизайнер волен сам выбирать предмет собственной экспозиции и по своему усмотрению украшать и преображать свой «участок» территории. Трудно поверить, что представленные на конкурс сады не существовали всегда, а были созданы за считанные дни, причем «с нуля». Рядом соседствуют степная лужайка и тихая заводь с лодкой, масличная роща и палисадник в мавританском стиле, яблоневый сад и тропическая хижина, утопающая в цветах.

Цветочное шоу, которое посещают члены королевской фамилии, носит поистине королевский отпечаток, а размах экспозиции соответствует наивысшему уровню – в ней принимают участие профессионалы и любители со всех концов света. Лучшие экспозиции получают медали Королевского садоводческого общества. Но дело даже не в этом, а в том, что в дальнейшем признанные лучшими композиции становятся основой новых тенденций – например, несколько лет назад в Челси были отмечены дипломами сады злаков, и вот уже на каждой выставке представлены сады, где обязательно присутствуют злаки.

Совсем иначе организован конкурс дизайнеров на другой престижной международной выставке – Международном фестивале садов в Шомоне-сюр-Луаре (Франция). Каждый фестиваль здесь – тематический. Так, в 2003 году сад оформлялся при помощи предметов, которые отслужили свой срок и попросту выбрасывались хозяевами за ненадобностью. В 2004-м тема была «Хаос». Правда, сады, сделанные «по теме», часто получаются непростыми, философскими и порой требуют комментариев авторов. Например, можно долго пробираться через заросли однолетних растений по тропинке, выложенной из состарившихся досок с вырезанными на них надписями. И упираешься в бетонную стену. А там, за стеной, – песок из мелкого отшлифованного разноцветного стекла, цветущая лаванда и в ржавом корыте плавают золотые рыбки. Это метафорическая композиция, посвященная городским окраинам. Или другая метафора: огромная сфера из металлической ленты, сквозь которую пробивается живое дерево, растущее изнутри сферы. Гимн жизни по-французски. А то вдруг грядка с калейдоскопами. То есть грядки-то как раз с разноцветными садовыми культурами, между которыми стоят яркие разграничители. А калейдоскопы – на специальном подиуме: можно сесть и посмотреть. Такие вот находки последнего, «хаотического», конкурса в Шомон-сюр-Луаре.

Аналогичные, хотя и менее громкие, мероприятия проводятся на каждой из международных выставок. Российские архитекторы тоже постепенно втягиваются в процесс – благо отточить мастерство они могли, участвуя в конкурсах на родине.

А как у нас?

В России выставки с ландшафтной тематикой становятся все более популярными, но не каждая может похвастаться конкурсом на проекты ландшафтного оформления пространства. Да и существующие конкурсы пока еще едва ли можно считать законодателями мод – развитие вкуса заказчиков идет медленно, ведь ландшафтный дизайн в России насчитывает не больше десятка лет.

Но среди профессионалов конкурсы пользуются успехом: любой конкурс – это прежде всего живое общение, ведь члены жюри охотно объясняют мотивы своих решений, что дает возможность мастерам поучиться и посмотреть на себя со стороны. Другое существенное отличие отечественных конкурсов в том, что в них, как правило, могут участвовать и реализованные, и лишь задуманные проекты. На рынке ландшафтного дизайна в России вращается гораздо меньше денег, чем за рубежом, значит, самые смелые задумки не всегда находят своего «покупателя» в лице заказчика.

Уже в шестой раз прошел в Москве, в «Доме на Брестской», Международный конкурс по ландшафтной архитектуре «Взгляд из дома». Среди работ выбираются лучшие проекты по нескольким номинациям: архитектурно-планировочным, архитектурно-художественным и ландшафтным приемам формирования среды. Представляются проекты комплексной организации пространства вокруг загородных и городских строений – с использованием геопластики, газонов, цветников, декоративного мощения, подпорных стенок, светильников, декоративных композиций, малых архитектурных форм. Среди участников были мастера из Великобритании, Чехии, Франции, Латвии, а также из многих городов России – Санкт-Петербурга, Орла, Красноярска, Твери, Ижевска, Казани.

Петербург не отстает от Москвы. На ежегодной весенней выставке «Садово-парковый дизайн. Город и цветы» в Ленэкспо обязательно проводится конкурс лучших проектов по садово-парковому искусству. Правда, тематика выставки такова, что большинство номинаций посвящено масштабным преобразованиям среды и победителями становятся проекты общегородского значения.

Издания, освещающие проблемы ландшафтного дизайна, зачастую являются не только информационными спонсорами, но и активными участниками процесса. Так, в Москве журнал «Мезонин» ежегодно проводит «Неделю садов». Эта выставка, по замыслу организаторов, должна освещать российские современные тенденции ландшафтного дизайна и искусства создания сада. Причем сады «Мезонина» – это реальные зеленые пространства, где растения высажены в грунт.

Конкурсы в России призваны не только наградить лучших, но и призвать ландшафтных дизайнеров участвовать в преобразовании окружающей среды – во всяком случае, такие попытки делаются в крупных российских городах. Лучшие ландшафтные дизайнеры со всей России съехались в прошлом году на Московский фестиваль цветников – около полусотни команд демонстрировали свое умение. Задачу перед участниками фестиваля поставили нелегкую: сделать из парка у Речного вокзала настоящий райский сад. Размер, форма и тематика цветочных композиций значения не имели, девизом была свобода творчества.

Другой пример – прошедший в Петербурге в марте конкурс «Окно в Европу – окно в цветах». Каждая из фирм должна была предоставить проект оформления цветочными композициями фасада одного из домов на Малой Садовой. Участники конкурса выбирали по своему усмотрению дом на этой улице или в прилегающем к ней дворике и готовили эскизный проект озеленения фасада (включая дизайн ящиков для растений). При этом формы и цветовое решение должны были соответствовать стилю архитектуры дома и его цвету. Проекты будут демонстрироваться на Малой Садовой и, кто знает, возможно, со временем станут реальностью.

В избранном В избранное
1627
Предложения