Яндекс.Метрика
Загородное обозрение

СалонПоиск загородной недвижимости

Открыть журнал

Дзенский подарок

Стили / 01.08.2005

Редакция проекта «Загородное Обозрение»

197022, Санкт-Петербург, Большой пр. П.С., 83

zagorod.spb.ru
[email protected]

Телефон/WhatsApp:

Авторские права

ЗО Загородное обозрение
Мода на восточные сады, наверное, извечна. Тем более для европейцев. Особенно жителей мегаполиса. Как обрести покой в море повседневных стрессов и проблем? Один из способов, проверенных тысячелетиями, – сад камней – идеальное пристанище и для утомленного взора, и для измученного суетой и частыми неурядицами духа.

Камень и несколько веток бамбука – нередко этого вполне достаточно, чтобы передать атмосферу классического японского сада. Впрочем, не секрет, что в Японии существуют и сады, созданные исключительно из камней, без единого растения. Встречаются и такие, в которых главную роль играет вода. В частности, на востоке Японии широко распространены так называемые пейзажные сады, в которых композиция строится исключительно вокруг водоема. Островки, мостики, группы деревьев, каменные пагоды, фонари и прочие атрибуты восточного сада – все это становится лишь дополнением к философии, которую несет в себе водная гладь.

Так или иначе, несмотря на многообразие японских садов, в основе всех их – попытки подражания естественной натуре. Искусно переданная в миниатюре красота водных просторов и горных пейзажей создает умиротворяющую атмосферу. Все здесь подчинено общей стройной системе и исполнено глубокого смысла, призванного олицетворять всепоглощающую силу природы и ее божественную нетленность. Выразительная неподвижность японского сада словно символизирует собой бесконечность времени; каменные нагромождения хранят безмолвное величие, растения же выступают своего рода оппонентами и носителями жизни с ее постоянным движением и обновлением.

За длительный путь развития садово-паркового искусства Японии здесь сформировались не только разные типы садов, такие как сад камней или сад мхов, сад воды или пейзажный. Их многообразие история в не меньшей степени упорядочила и по назначению, и по характеру рельефа, и по сложности композиционного построения, и т. д. Дворцовые и храмовые, сады чайной церемонии и сады у жилого дома, плоские и холмистые – все они так или иначе связаны с трактовкой окружающего мира и попытками изобразить природу в ее идеальном состоянии. Достигается это по-разному. Некоторые небольшие садики, площадью всего в несколько квадратных метров предназначаются в основном для того, чтобы их рассматривать. Другие, те, что побольше, могут служить и местом для неспешных прогулок.

Исторически сложилось так, что малые сады, как правило, располагались при храмах, монастырях и жилых домах. Благодаря особенностям японской архитектуры они составляли единое целое с интерьером. Стоило лишь раздвинуть стены-двери, и природа сама собой втекала во внутреннее пространство помещений.

Большие ландшафтные сады в Японии также были тесно связаны с архитектурой, однако в несколько ином ключе. Они предназначены для того, чтобы наслаждаться их видом не просто со стороны, не с одной определенной точки, например с террасы дома, а предполагают нахождение внутри сада, позволяющее ощущать его вокруг себя. Понятно, что и большой, и малый японские сады в условиях Северо-Западного региона повторить в точности довольно проблематично. Однако попытаться создать уголок юго-восточной природы – задача вполне посильная. Тем более если позволяет площадь.

Сугубо сухой пейзаж

Небольшое пространство, засыпанное белой морской галькой, на которой расставлены группы камней различной формы… Так выглядит сад камней – одна из разновидностей традиционного японского сада. Камни в нем обладают особой пластической выразительностью, а их пропорции, формы, соотношение объемов, способы размещения в пространстве, цвет и фактура определяют общую эстетику сада. Взамен привычных садовых тропинок и растений на клумбах здесь имеет значение лишь строгий прямоугольник разровненного гравия, группы камней и открытые пространства. Камни же определяют и общую композицию: высоту холмов, размеры и очертания водоемов, выбор прочих выразительных средств.

Каких бы размеров ни был сад камней, войти в него в привычном смысле этого слова невозможно. Здесь следует именно созерцать; поэтому сад камней становится идеальным местом для погружения в себя, медитации, попыток по-новому увидеть окружающий мир, освободиться от пустого шума, избавиться от всего наносного и суетного. В Японии считается, что сад камней – это своего рода средство открыть источник и силу человеческой сущности, которая, согласно учению дзен, уравновешенна, спокойна, искренна и способна смотреть на все в жизни с безупречным самообладанием.

Чудеса постановки

Разумеется, подобный «микрокосмос» возникает не случайно и не вдруг. В основе основ его лежит искусство расстановки камней в саду, или сутэ-иси. Здесь не может быть ничего случайного, в каждом элементе заключен свой строгий смысл, своя философия, свой подтекст. Камни следует подбирать строго по форме, цвету, фактуре, а также по соответствию всех этих качеств общему характеру сада, его стилю и сочетанию с прочими элементами ландшафта.

В классическом японском саду выделяется несколько разновидностей камней – низкая вертикаль, плоский и лежачий – и из них составляются основная и второстепенные группы. Доминантой композиции считается главный выбранный камень. Как правило, самый большой. С двумя меньшими по размеру он образует своего рода тройственный союз, который символизирует триаду божеств в буддистском храме.

Искусство восточного сада, как известно, связано с идеалами буддизма, поэтому традиции его существуют с незапамятных времен. Неслучайно большинство существовавших некогда и сохранившихся до наших дней садов находятся при монастырях. Те же, что создаются сегодня, полностью отвечают классическим законам построения: камни по-прежнему размещают по диагонали, параллельно или почти параллельно линии главной части сада. Композиции элементов каждой группы камней стремятся к схематическому изображению разностороннего треугольника, в котором каждая сторона имеет строгое направление. В частности, длинная сторона треугольника всегда должна быть обращена к фасаду дома. Впрочем, помимо глубоких знаний, без которых невозможно передать истинный символический смысл японского сада, искусство дизайнера заключается еще и в том, чтобы интуитивно почувствовать возможности каждого отдельного камня, найти идеальное соотношение его в группе и тем самым организовать новое пластическое пространство сада.

Что нам стоит сад построить

Чтобы насладиться садом камней, вовсе не обязательно ехать в Японию. Для этого просто нужно создать сад у себя на участке, на террасе или, на худой конец, на подоконнике, в коробке. И сделать это вполне возможно.

Для начала необходимо тщательно отобрать камни для композиций, рассортировав их по форме и размерам. В ландшафтном дизайне стоит обратить особое внимание на обветренные, «обточенные водой и временем». С ними сад будет выглядеть правдоподобной имитацией старых японских садов. Не меньшее значение имеют цвет и фактура камней. В числе особо популярных – морская, речная или озерная галька, гранит, кварциты, разные виды сланцев, серпентинит и другие. Что касается месторасположения в саду, то для композиций из камней выбирают, как правило, самые эффектные места на участке, которые идеально просматриваются с разных точек. Памятуя о том, что символика и стилизация остаются наиболее важными составляющими восточного садового дизайна, необходимо заранее продумать, что, где и как будет в вашем саду.

Существует масса способов создать выразительный ландшафт в японском стиле. Пожалуй, одной из наиболее интересных композиций может стать каменный ручей. Он, естественно, символизирует собой реку жизни, в которой гладкие и блестящие камни искусно имитируют текущую воду, а белые – пороги и водопады. Для условного изображения поверхности воды также подойдет и дробленый в виде крошки камень, и просто плоская крупная галька. Дополнительным декоративным элементом послужит мостик через ручей, который несложно соорудить с помощью каменной плиты. Чтобы сухой ручей идеально напоминал собой пересыхающее горное русло, ширина его в разных местах должна варьировать. В остальном устройство ручья не должно вызвать особых сложностей. Специалисты по ландшафтному дизайну рекомендуют подготовить вдоль всего русла канавку глубиной 10–20 см и выстлать дно лутрасилом (специальной ландшафтной тканью), которая в дальнейшем избавит от необходимости борьбы с сорняками. Остается выложить дно мелким камнем, и композиция готова!

Не менее эффектно будут выглядеть и «острова», разбросанные в безбрежной глади «океана». Для такой стилизации лучше всего подойдут ледниковые валуны разного диаметра. Кроме камней и речного песка можно использовать и белую мраморную крошку, которая внесет цветовое разнообразие в общую картину. Не стоит упускать и такую характерную для японского сада деталь, как каменный мостик. Он, как правило, делается из отдельно установленных камней, которые выстраиваются затем в сплошную извилистую цепочку и удивительно органично смотрятся на фоне «водной глади».

Надо сказать, что устройство японского сада – удовольствие не из дешевых. Стоимость одних только валунов, гранитных глыб и прочих декоративных изысков составляет порядка 100–150 у. е. за кубический метр. К этому необходимо прибавить транспортировку, услуги дизайнера и прочие расходы. В итоге получается довольно кругленькая сумма, которую тем не менее можно сократить, несколькими способами. В частности, сделать упор не на создание групп из камней, а, например, на укладке камнем обычных садовых дорожек. Тем более что для Японии характерно совершенно особое отношение к мощению, которое без преувеличения относят к разряду высокого искусства. И неудивительно, ведь узоры из камня, выложенные в саду, несут определенную смысловую нагрузку. Так, например, круг считается символическим изображением неба, а квадрат – земли; рисунок, выложенный из треугольников, означает зиму, а стилизованные на садовой дорожке цветы – весну и т. д. В качестве материала для мощения ландшафтные архитекторы рекомендуют цветную гальку и мелкий булыжник. Впрочем, принимать решение придется все-таки самостоятельно, в зависимости от площади участка и, разумеется, финансовых возможностей.

Образ дерева

Когда разговор заходит о садах камней, нельзя не вспомнить один из них, а именно – при монастыре Реандзи в Киото. Знаменитый сад представляет собой относительно небольшое прямоугольное пространство, с одной стороны которого расположена деревянная площадка. Отсюда посетитель может наблюдать удивительную картину, визуально напоминающую безбрежный океан. Песчаная поверхность его словно расчесана гигантским гребнем. Борозды идут параллельно длинной стороне сада и образуют концентрические круги вокруг каждой каменной группы. Всего здесь можно насчитать 15 камней. Однако с любой точки сада посетитель всегда наблюдает лишь 14 из них. В Японии считается, что все 15 камней может увидеть только духовно просветленный человек.

За столетия, прошедшие с момента создания сада, символику его объясняли по-разному. По наиболее распространенной версии, белая галька означала водную гладь, а камни, разбросанные на ней, – японские острова. Существовало и мнение, что камни изображают тигрицу с детенышами, плывущую по реке белого песка к ужасному дракону. Одно время полагали, что композиция сада представляет собой иероглиф «сердце» или «ум». Словом, в зависимости от внутреннего состояния и силы воображения зритель мог самостоятельно создать любой образ и как угодно трактовать раскинувшийся перед ним пейзаж.

Сегодня, по прошествию более чем пяти веков с момента создания сада, тайна дзенбуддистских монахов наконец-то разгадана. В результате компьютерного топографического анализа было установлено, что группы камней, кажущиеся столь беспорядочно разбросанными по саду, на самом деле образуют совершенно определенный рисунок. Оказалось, что срединные оси сада составляют не что иное, как изображение дерева с ветвями! Невидимое человеческому глазу, оно растет из храмового павильона, того самого, откуда традиция предписывала созерцать сад. Была ли такая расстановка сознательной или же расположение камней выбрано интуитивно – кто знает? Хочется верить, что дело в интуиции. Ведь это еще раз подтверждает, что просветленное сознание являет собой изначально гармоничную аксиому.

Слово экспертам

Мнение специалиста

Мы не японцы. Я считаю, что не следует пытаться имитировать поверхностные проявления философии дзен-буддизма. «Разгадка секретов» знаменитых исторических садов напоминают мне о спекуляциях вокруг замечательных свойств египетских пирамид или о книжках серии «Фен-шуй для домохозяек».

Смотрите на жизнь проще. Общее у всех классических японских садов – не притянутый символизм (круг – небо, квадрат – земля), а чистый и простой дизайн. Эта простота подчеркнута натуральными материалами, отмеченными печатью времени – посеревшими и растрескавшимися досками, заросших мхом и лишайниками каменными глыбами. Такой дизайн понимает важность обязательного наличия пустоты, то есть не заполненного ничем фонового пространства. Так же важны и другие элементы хорошей композиции – баланс и равновесие, ритм. Последний не является выбранным произвольно декоративным элементом, а следует непосредственно из технологии строительства традиционного дома, в основе которого лежит несущая тяжелую кровлю конструкция из бруса.

Алексей СКИБИН, зам. генерального директора ООО «СпецПаркДизайн»

Чтобы создать ландшафт, который был бы гармоничным и радовал хозяина круглый год, необходимо учесть много факторов: климат, рельеф, почву, гидрологические условия, конфигурацию участка, открывающийся вид, а также стиль построек и личностные особенности, приоритеты владельца участка. Кроме того, нельзя забывать, что зеленые насаждения подвержены сезонным и временным изменениям. В течение года ландшафт меняется: по цвету, по степени затененности и т .п. В разные сезоны могут варьироваться открывающиеся виды, размер растений, их внешний вид, привлекательность. Понимать все это, помнить об этом, учитывать еще на стадии проектирования – может только специалист. Особенно это важно при создании сада в японском стиле, где должен быть подчеркнут естественный ландшафт, в который гармонично вписан мир человека, вещи, окружающие его.

Современный дизайн предполагает не только строгое следование какому-либо определенному стилю, но и комбинирование, умелое, иногда неожиданное сочетание различных стилей.

Татьяна ЖУКАВСКАЯ, специалист по связям с общественностью ООО «ВИСТА»

В избранном В избранное
2876
Предложения